Контрольные диктанты и тексты для развития речи по русскому языку в 7 классе (с казахским языком обучения)
Тексты для развития речи
и контрольных диктантов по русскому языку
в 7 классе (с казахским языком обучения)
Количество часов по учебному плану - 68, из них:
- диктантов – 5:
- изложений – 2;
- сочинений – 2
Объем контрольного диктанта – 70-90 слов; словарного диктанта –20-25 слов;
Объем для подробного изложения – 100-120 слов, для сжатого изложения – 130-150 слов
2016-2017 оқү жылында Қазақстан Республикасының жалпы орта білім беретін үйымдарында оқү процесін үйымдастырудың ерекшеліктері туралы. Әдістемелік нүсқау хат. – Астана, 2016
Русский язык: Учебная программа для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с нерусским языком обучения) – Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2015.
Тексты диктантов
Входной диктант
Гуси летят
Пришла пора прощания. Перелетные птицы потянулись в теплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в кучу и затихли. Вожак расправил крылья и резко поднялся в воздух. Табун взлетел за вожаком.
Самый сильный гусь летел впереди. Он разрезал воздух крыльями. Следом двигались старые гуси. Молодежь летела в конце стаи.
Через десяток километров пути вожак устал. Он опустился ниже, пропустил стаю вперед. Место вожака занял другой сильный гусь. (68 сл.)
(По В.Бианки)
На доске: вожак, впереди, километр
1 четверть
Учебный год начинается
Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году. У нас в деревне была только начальная школа. Я хотел учиться дальше, и мне пришлось ехать из дому за пятьдесят километров в райцентр. За неделю раньше туда ездила моя мать, договаривалась со своей знакомой.
В последний день августа шофер дядя Ваня выгрузил меня на улице около дома. Помог занести в дом узел с постелью, похлопал на прощанье
по плечу и укатил.
Так началась моя самостоятельная жизнь. (78 сл.)
(По В.Распутину)
Грамматические задания
Выполнить синтаксический разбор предложения:
Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году.
Найти в тексте числительные и указать их разряд.
Подобрать антонимы к словам раньше - …, дальше - …, занести - …, укатил - …
2 четверть
Вот она – весна!
Мартовское небо голубое и чистое. Такое небо бывает только весной. Солнце светит и греет. На солнечной стороне тает. На крыше висит длинная сосулька. С ее конца падают капельки.
Воробьи весело чирикают. Они выглядят нарядными. На ветку березки взлетела ворона. Она вытянула шею и хрипло что-то кричит. Молодая галка ищет себе место для гнезда.
На той дальней изгороди сороки головами вертят, хвостами качают и трещат. Вот слышна нежная песня овсянки. Ее песенка позванивает как маленький колокольчик. (78 сл.)
(По Н.Плавильщикову)
На доске: овсянка, колокольчик
Грамматические задания
Найти в тексте местоимения и указать их разряд.
Выписать 2 глагола в прошедшем времени и 2 глагола в настоящем времени.
Выписать 3 глагола 1 спряжения и 3 глагола 2 спряжения.
3 четверть
Лосенок
Дело было в мае. Пошел Витя вечером в лес. Погода была дождливая. Дул холодный ветер. Мальчик добрался до ручейка, журчащего под камнем. Внезапно он услышал странный писк.
Витя, посмотрев по сторонам, увидел большую голову и длинные ноги. Да это же лосенок! Стоит он мокрый и дрожит. Обхватив лосенка руками, Витя вытащил его на дорогу.
Дома уложил его мальчик в уголок и накрыл старой шубой. Потом Витя нашел соску и напоил лосенка молоком из бутылки. Так и остался лосенок жить у Вити. А осенью ушел далеко в лес к своим. (90 сл.)
Грамматические задания
Выполнить синтаксический разбор предложения:
1 вариант – Мальчик добрался до ручейка, журчащего под камнем.
2 вариант – Обхватив лосенка руками, Витя вытащил его на дорогу.
Найти в тексте наречия и подчеркнуть их как члены предложения.
Выполнить разбор слов по составу: журчащего, посмотрев, далеко
4 четверть
Мой Казахстан
Широко раскинулись земли Казахстана. Здесь можно увидеть высокие снежные горы и плоские равнины, луга и пустыни, стремительные реки и моря.
Ранней весной в южных долинах зацветает урюк, в теплую землю падают золотым дождем семена. Пустыня покрывается зеленым ковром трав с ярким узором алых тюльпанов и маков. А на севере республики еще бушуют снежные метели.
Разнообразен животный мир нашей страны. Высоко в горах водятся снежные барсы и круторогие архары, парят в небе стремительные беркуты и орлы. В Каспийском море обитает тюлень.
Из ледников и озер начинают свой стремительный бег в долины быстрые речки. (94 сл.)
На доске: тюльпаны, тюлень.
Грамматические задания
Указать способ связи в словосочетаниях:
1 вариант – широко раскинулись, ранней весной, в горах водятся
2 вариант – высоко в горах, покрывается ковром, стремительный бег
Выполнить синтаксический разбор и надписать части речи в предложениях:
1 вариант - Широко раскинулись земли Казахстана.
2 вариант - Разнообразен животный мир нашей страны.
Тексты для изложений
Пожар
Однажды дедушка пошел на охоту. Леса стояли сухие. Дедушке попался зайка. Он выстрелил в него, но промахнулся.
Дедушка пошел дальше. Но вдруг остановился. С юга сильно тянуло гарью. Дым густел. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар.
Он побежал, часто спотыкался, падал. Дым разъедал ему глаза.
Вдруг выскочил заяц. Он волочил задние лапы. Дед заметил, что они
у него обгорели.
Дедушка обрадовался зайцу. Он знал, что звери хорошо чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Он побежал за зайцем.
Они выбежали из леса к озеру, и оба упали от усталости.
Потом дедушка подобрал зайца и понес его домой. (101 сл.)
(По К.Паустовскому)
Примерный план
Дедушка на охоте.
Начался лесной пожар.
Бегство от пожара.
Встреча с зайцем.
Заяц спас дедушку.
Учитель
Старый учитель жил один. Ученики не забывали учителя.
Однажды к нему пришли два мальчика. Учитель попросил их наполнить водой пустую кадку в саду. Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро и направился к колодцу. Другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.
Учитель смотрел на них из окна. Мальчики весело разговаривали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро. Другой бежал с ним рядом, расплескивая воду в игрушечном ведерке.
Когда кадка была наполнена, учитель поблагодарил мальчиков и поставил на стол кувшин с медом и стакан с медом.
Мальчики смутились и сказали, что не могут это разделить. Учитель им спокойно сказал, чтобы они разделили это так, как делили работу. (111 сл.)
(По В.Осеевой)
Примерный план
Старый учитель.
Помощники.
Мальчики выполняют задание.
Учитель отблагодарил мальчиков.
Сочинения
Сочинение-рассуждение
(см. Е.И. Никитина Русская речь, 5-7 классы)
Примерные темы сочинений:
Почему книгу называют другом?
Почему книгу надо беречь?
Сочетание разных типов речи в одном тексте (или эссе)
(см. Е.И. Никитина Русская речь. 5-7 классы)
Примерные темы сочинений:
Задание: Написать отзыв о прочитанной книге:
«Моя любимая книга», «Книга, которая всегда со мной»,
«Мой любимый писатель», «Любимый литературный герой», «Книга – источник знаний»
Редкая гостья
Таня и Витя жили в лесной сторожке около деревни. Зимой Витя на опушке под елкой поставил домик для птиц. Густые ветви ели укрывали кормушку от снега. Корм для птиц ребята заготовили с осени.
В воскресенье они стали наблюдать за птицами. Вот к кормушке прилетела синица. Потом начала завтракать стайка щеглов. Вдруг
у кормушки появилась белка. Зверек пробежал по ветке ели, огляделся и прыгнул на стол. Редкая гостья стала объедать ягоды.
(По Г.Скребицкому) (71 сл.)
На доске: щеглы
В осеннем лесу
Иду в лес ранним утром. Легкий мороз выбелил землю, затянул ее хрустящим льдом. А лес такой нарядный! Осины и клены в красных одеждах. Среди них густая зелень молодых елок. Шумят под ногами опавшие листья. Пахнет грибами, лесной свежестью. Легко дышится осенним утром в лесу! Вот пискнет в кустах птичка. Вдруг громкий заливистый лай вспугнет осеннюю тишину. Эхо разнесет его по далеким лесным отрогам. Это собаки нашли зайца.
(По Г.Скребицкому) (70 сл.)
Раннее утро
Солнце осветило моховое болото. По краям болото поросло частым березняком. Среди берез темнеют молодые сосенки. Земля в низинах покрылась зеленым мхом. На буграх кусты брусники и черники. В воздухе запах трав. На березах золотятся первые пряди. Желтые листья кружились
в воздухе.
Ночами серебрили землю холодные росы. Утром земля и деревья искрились огоньками. В каждой травинке сверкал солнечный луч. (60 сл.)
(По Г.Скребицкому)
На доске: поросло, березняк,
Праздник света
Март называют радостным праздником света. Солнечные лучи отражаются на белой скатерти снегов. Яркий свет солнца ложится на чистый снег, на стволы и ветви деревьев. До боли в глазах засверкала далекая гладь речки. Высоко в небе застыли пушистые облака.
Я иду на лыжах по рыхлому снегу. Воздух чист. Вот с макушки ели свалилась тяжелая снежная шапка. У высокого пня показались ветки багульника. Слышу трель пестрого дятла. Празднично в весеннем лесу!
(71 сл.)
(По И.Соколову-Микитову)
На лесной полянке
Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки.
В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канаве на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик.
Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосне и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.
(75 сл.)
На доске: ящерица, хворост