Урок-игра по информатике на тему Системы счисления и начало программирования (9 класс)


Тема: Морской бой «Системы счисления и основы языка программирования Паскаль».
Цель: обобщение и систематизация знаний по теме « Системы счисления и основы языка программирования Паскаль»; способствование повышению у учащихся интереса к изучению информатики, расширению их кругозора.
Задачи:
предметные:
проверить знания учащихся по теме « Системы счисления и основы языка программирования Паскаль»;
способствовать формированию информационной культуры, развитию познавательной деятельности;
метапредметные:
способствовать развитию логического мышления, памяти, внимательности при выполнении заданий различного уровня сложности;
коммуникативные:
представлять результат своей работы;
формирование умений вести диалог;
слушать и оценивать себя и одноклассников.
Методическое и программное обеспечение: учебник «Информатика и ИКТ. 9 класс» Угринович Д. Н., листы с расчерченными квадратами, секундомер.
Ход занятия
Организационный момент (2 мин)
Заслушивание рапорта суворовца.
- Здравствуйте, обучающиеся! Сегодня у нас с вами не простое занятие. Сегодня мы с вами поиграем в известную с детства вам игру «Морской бой». Но это будет не простая игра, а игра с применением полученных знаний на уроках информатики в ходе изучения темы «Системы счисления и основы языка программирования Паскаль». Давайте объединимся в две команды (обучающиеся рассаживаются по командам, выбирают командира и придумывают название команды связанное с тематикой занятия и девиз).
2. Мотивация учебной деятельности (2 мин)
Преподаватель предлагает учащимся сформулировать тему и цель работы на занятии.
- Последняя тема изученная нами, «Система счисления и основы языка программирования Паскаль», поэтому сегодня мы должны обобщить наши знания по этой теме, правильно отвечая на вопросы, подбивать корабли, в конце урока получить поле боя с подбитыми кораблями соперника, научиться работать в команде.
3. Вторичное закрепление полученных знаний (игра 35 мин)
- Перед вами два пустых поля боя, команды по очереди будут отвечать на вопросы по пройденной теме, и если дается правильный ответ, то одна клетка в поле боя вычеркивается. В конце игры та команда, которая подобьет больше кораблей, выигрывает. Напоминаю вам, что в Морском бое надо подбить один четырехпалубный, два трехпалубных, три двухпалубных и четыре однопалубных корабля. Время поиска правильного ответа – 1 минута для первых 10 вопросов и 1,5 минуты для каждого следующего вопроса. Готовы? Вперед к победе!
Обучающиеся по очереди отвечают на вопросы, заполняя поле боя выбитыми кораблями.Вопросы для первой команды
Что называют операторными скобками?
() -3а
{} – 4в
[]- 6ж
Begin…end – 1г
Какая из записей заголовка программы правильная?
Program задача 1 – 8а
Program zadacha_1 – 1к
Program 1 – 4 д
Program 1_zadacha – 6ж
Как записывается оператор ввода?
Writeln (x,y) – 6к
Write (x;y) – 8в
Read (x,y) – 2б
Readln (x; y) – 2и
Как записывается оператор присваивания?
A := D + 5 – 2к
A = D + 5 – 3а
A: : = D + 5 – 6к
D + 5 := A – 3в
Какой вид будет иметь выражение y = 5x – 10x +2:x на языке Паскаль?
y= 5*x-10*x+2/x – 10а
y:= 5x-10x+2:x – 9и
y:= 5x-10x+2/x – 6д
y:= 5*x-10*x+2/x – 3б
Какой из операторов ошибочен, если заданы описания?
var i, j: integer;
x,y: real;
x:=i*y – 5а
y:=i/i – 4е
j:=i/2 – 3е
j:=i*i – 6и
Дано А = A716, B = 2518. Найдите сумму A + B. Ответ укажите в двоичной системе.
100110011 - 1ж
101010000 - 4к
111111111 - 8б
100000111 - 4и
Найдите значение выражения 1116 + 118 : 112. Ответ запишите в двоичной системе счисления.
11110000 – 1д
10100000 – 1г
10100 – 5в
1010010 – 10к
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
а := 2
b := 4
а := 2*а + 3*b
b := a/2*b
В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.
33 - 4и
23 - 6а
32 - 5г
34 - 9ж
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
 а := 5
b := 4
а := 2*а + 3*b
b := a/2*b
 В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.
40 – 4з
48 – 6д
44 – 6в
64 – 10а
Каким будет соотношение переменных a, b и c после выполнения операторов присваивания: a:=3; b:=5; c:=7; d:=a; a:=b; b:=c; c:=d?
a>b>c – 3а
b>c>a – 5и
c>b>a – 8ж
b>a>c - 6з
каким будет значение целочисленных переменных x, y и t после выполнения фрагмента программы?
x:=5;
y:=7;
t:=x;
x:=y mod x;
y:=t;
x=2, y=5,t=5 – 7а
x=5, y=5, t=5 – 7к
x=7, y=5, t=5 – 3в
x=2, y=2,t=2 – 2е
Каким будет значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы?
a:=2468;
b:=(a mod 1000)*10;
a:=a div 1000+b;
a=22, b=20 – 6и
a=470, b=468 – 6ж
a=8246, b=246 – 7ж
a=4682, b=4680 – 7з
Вычислите сумму чисел х и у при x = B316, у = 1101102. Результат представьте в десятичной системе счисления.
332 – 8в
233– 8г
323 – 8д
232 – 7г
Даны 4 целых числа, записанные в двоичной системе: 10001011, 10111000, 10011011, 10110100. Сколько среди них чисел, больших, чем A416+208?
1 – 8з
4 – 7ж
3 – 8ж
2 – 7и
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
а := 4
b := 4
а := 2*а + 3*b
b := a/2*b 
В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.
4 – 9а
40 – 9б
50 – 8а
45 – 10а
Какая запись появится в результате выполнения программы?
Program klass;
Begin
write (45/(12-3));
write (‘klassov’);
End.
5
klassov – 8в
5 klassov – 9в
9 klassov – 10в
9
klassov – 10г
Вычислите: 101010102 – 2528 + 716. Ответ запишите в десятичной системе счисления.
9 – 10в
8 – 9д
6 – 10г
7 – 9г
Вычислите сумму чисел x и у при х = 7710, у = 778. Результат представьте в двоичной системе счисления.
10001100 – 10е
11110001 – 9е
1010101010 – 10д
1110000111 – 9д
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:
а := 6
b := 1
b := a/2*b
a := 2*а + 3*b
В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
12 – 9ж
21 – 10ж
11 – 9е
22 – 10г
Вопросы для второй команды
В каком разделе происходит описание переменных?
В разделе описания констант – 1д
В разделе описания переменных – 1а
В разделе описания типов – 2а
В разделе описания выражений – 6е
Чем заканчивается программа?
Readln – 2б
Readln…end – 6б
End – 1е
End. – 1б
Как записывается оператор вывода?
Writeln (x, y) – 1г
Write (x;y) – 1ж
Read (x,y) – 2в
Readln (x;y) – 6к
Как записывается оператор присваивания в общем виде?
<имя переменной>=<тип переменной> - 2г
<имя переменной>:<тип переменной> - 4д
<имя переменной>:<значение> - 10в
<имя переменной>:=<значение> - 3е
Как будет записано выражение x=4bc+2(b+3) на языке Паскаль?
x=4bc+2:(b+3) – 6и
x:=4*b*c+2/(b+3) – 3ж
x=4*b*c+2/(b+3) – 2д
x:=4*b*c+2:(b+3) – 1з
Какой из операторов записан правильно, если заданы описания?
Var
i, j: integer;
x, y: real;
i:= x*j – 4а
i:= j/ x – 1и
j:= i+2 – 3з
j:=i*y – 6г
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:  
а := 8
b := 2
b := a/2*b
a := 2*а + 3*b 
В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
14 – 2е
4 – 1к
41 – 6з
40 – 4к
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:
а := 10
b := 1
b := a/2*b
a := 2*а + 3*b
В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
53 - 3к
35 - 5в
33 - 8а
55 - 10е
Дано А = A716, B = 2518. Найдите сумму A + B. Ответ укажите в двоичной системе.
101010000 - 5к
100010000 - 7б
101010 - 2ж
1010101010 - 8ж
Найдите значение выражения 1116 + 118 : 112. Ответ запишите в двоичной системе счисления.
10100 – 7а
11010 – 3б
1000 – 6д
11111 – 2з
Какое значение примут переменные a и b после выполнения операторов присваивания?
a:= c;
b:=d;
a:=a+b;
b:=a-b;
a:=a-b;
a=c, b=d – 9а
a=c, b=c – 5б
a=d, b=c – 7д
a=c+d, b=c-d – 3к
Каким будет значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы?
a:=42;
b:=14;
a:= a div b;
b:=a*b;
a:= b div a;
a=42, b=14 – 10а
a=0, b=588 – 5б
a=1, b=42 – 8г
a=14, b=42 – 7з
Каким будет значение целочисленных переменных x, y и z после выполнения фрагмента программы?
x:=52;
y:=x mod 10;
z:=x div 10;
x:= y*10+z;
x= 55, y= 2, z= 5 – 3и
x= 25, y= 5, z= 2 – 6к
x= 22, y= 2, z= 5 – 7в
x= 25, y= 2, z= 5 – 7и
Чему равна сумма чисел 305 и 418? Результат запишите в двоичной системе счисления.
111000 – 7г
1111000001 – 7е
11000 – 8г
110000 – 8д
Вычислите сумму чисел х и у при x = B316, у = 1101102. Результат представьте в десятичной системе счисления.
6 – 9е
8 – 8ж
233 – 8е
11 – 7е
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:
  а := 2
b := 4
b := a/2*b
a := 2*а + 3*b
  В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
15 – 8а
16 – 8и
13 – 7к
11 – 8а
Какая запись появится в результате выполнения программы?
Program klass;
Begin
writeln (30/(11-5));
writeln (‘klassov’);
End.
-5
klassov – 9б
5 klassov – 9а
6 klassov – 10б
6
klassov – 8б
Вычислите сумму чисел x и у при х = 7710, у = 778. Результат представьте в двоичной системе счисления.
10001100 – 9в
11110000 – 10в
111111 – 8в
1000000 – 9г
Вычислите сумму чисел X и Y, если Х=23410, У=5710. Результат представьте в двоичной системе счисления.
11110001 – 9з
101010100 – 8з
100100011 – 9и
1111111111 – 9к
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:  
а := 4
b := 4
b := a/2*b
a := 2*а + 3*b
В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
33 – 9и
32 – 10ж
45 – 9з
44 – 10и
Поле ответов первой команды
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а б в г д е ж з и к Поле ответов второй команды
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а б в г д е ж з и к 4. Итоги игры (5 мин)
Рефлексия
- Вот и закончилась наша игра, давайте посчитаем подбитые командами корабли и подведем итоги занятия.
Обучающиеся считают подбитые корабли и определяют победившую команду.
- Давайте оценим вашу работу на занятии.
Обучающие оценивают деятельность друг друга в игре (капитан выставляет отметки членам своей команды).
5. Домашнее задание
Повторить темы, задания по которым вызвали затруднения при ответе на вопросы игры.