Рассуждение на тему Воспитатель — транслятор духовно-нравственных ценностей
Выполнила: Ширяева О.Н.
Рассуждение на тему:
«Воспитатель – транслятор духовно-нравственных ценностей»
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию русского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе.
Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в детские годы. Добрая память остаётся о том педагоге, с которым связаны радостные минуты общения, который помогал в решении личностных проблем, был интересной личностью.
Роль воспитателя в воспитании подрастающего поколения велика. Воспитатель является тем субъектом отношений, строящихся между ребенком и взрослым (кроме родителей), поведение которого он копирует.
Воспитатель – первый человек после родителей для ребенка, который расширяет его кругозор, обучает его правилам жизни в обществе, формирует его взаимодействие в социуме. На воспитателе лежит большая ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь ребенка, которая требует от педагога профессионализма.
Дошкольное детство - это очень важный период в жизни каждого ребенка, происходит формирование ощущений собственных возможностей, потребностей в самостоятельной деятельности, представлений об окружающем мире, добре и зле в нем, о семье и родной земле. Именно поэтому очень важно духовно-нравственное воспитание в дошкольных учреждениях. Необходима система, построенная на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающая потребностям развития личности ребенка и направленная на развитие душевно (психически) и духовно здорового человека.
Важными личностными качествами воспитателя являются его высокие, как профессиональные, так и культурные ценности, среди которых особое положение занимают духовно-нравственные.
Духовно - нравственное воспитание как никогда актуально в наше время. Это одна из сложнейших и актуальных проблем, которая сегодня должна решаться всеми, кто работает с детьми или имеет к ним отношение. Что мы сейчас заложим в душу ребёнка, проявится позднее, станет его жизнью. Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.
Отличительной чертой воспитателя является любовь к детям - живая сила, которая одухотворяет все происходящее. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие. Ребёнок не только обогатится знаниями, но и найдет свой собственный путь к духовным ценностям, приобщится к делам милосердия, любви и сострадания к ближним. В детском коллективе станет меньше конфликтов, больше проявлений терпимости, сдержанности, заботливости, внимательности по отношению друг к другу. Дети научатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других. И главный результат нашей работы, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
А нам, взрослым необходимо постоянно помнить, что ребёнок - это наше будущее, он нуждается в постоянной заботе, духовном воспитании и наставлении. Одним из важнейших условий успешного развития ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановка вокруг него. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества как доброжелательность, готовность оказать помощь и т.д. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за начатое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, своих силах, он становиться более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость.
Воспитание маленького ребенка начинается с привития ему полезных привычек, организующих его поведение и общение со взрослыми и сверстниками.
Нравственность и духовность воспитателя, моральные нормы, его отношение к своей работе, к детям, коллегам – все это имеет большее значение для духовно-нравственного воспитания детей.
Истинное призвание педагога – развитие человека, духовное творение, развитие духовных ценностей. Поэтому необходимо пользоваться каждым моментом, чтобы укрепить в детях чувства нравственности, патриотизма, морали.
Таким образом, важность роли воспитателя в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста велика, поскольку именно личность воспитателя для них является образцом поведения.
Осознавая ответственность за формирование основ душевного здоровья у подрастающего поколения, мы надеемся, что через уважение к культуре и истории своего народа и к своей стране, через ясные представления о добре и зле мы вместе с нашими детьми станем ближе к простым, вечным и подлинным человеческим ценностям.