Написание сжатого изложения Перо и чернильница


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО педагога Чооду Айрана Андреевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ Берт-Дагской СОШ МР «Тес-Хемский район РТ»
Предмет русский язык
Класс 5
Тип урока комбинированный урок
Вид урока урок развития речи
Тема урока Подготовка к сжатому изложению по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница».
Время урока 45 минут
Цель обучающая:1. Подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, научить обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.2. Подвести учащихся к формированию своего отношения к происходящим событиям, к характерам, поведению действующих лиц.3. Подготовить учащихся к сжатому изложению текста с целью подготовки к ОГЭ.Цель развивающая: развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста.Цель воспитательная: воспитание трудолюбия и человечности (на материале урока привести учащихся к выводу о том, что человек должен научиться трудиться и жить не только для себя, но и для общества).
Предметные результаты: знать структуру рассуждения, повествования; уметь включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста.
Метапредметные результаты: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, текст для зрительного восприятия, алгоритм применения приемов сжатия текста.
Основные понятия: тема текста, идея, микротема, приемы сжатия текста.
Организационная структура урока
Этапы
урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формы организации взаимодействия Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Организацион-ный этап
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Чооду Айрана Андреевна. Сегодня мы вместе проведем урок, и я этому очень рада. Давайте поприветствуем друг друга с помощью волшебных прикосновений. Для этого встаньте друг против друга, так, чтобы вы могли прикоснуться друг к другу. Вспомните самое светлое, самое хорошее и улыбнитесь, подобно этому солнышку, пожмите друг другу сначала руки, стараясь при этом передать хорошие чувства. Теперь поздороваемся щечками, лбами, плечиками, спинками и носиками. Вы почувствовали прилив сил, хорошего настроения?
Вы готовы начать урок?
Значит, можно всем садиться. Слушают учителя, выполняют предлагаемые действия, участвуют в диалоге с учителем.
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Фронтальная Личностные:
положительное отношение к учебной деятельности.
Регулятивные:
волевая саморегуляция, планирование учебного пространства
Мотивация. Создание проблемной ситуации. Слово учителя:
- Перед вами текст «Перо и чернильница», автором которого является Евгений Андреевич Пермяк.
Им написано множество произведений, в которых добро всегда побеждает зло. Основной темой его творчества является труд. В этом мы можем убедиться на примере короткого рассказа, построенного на диалоге, «Перо и чернильница». Давайте познакомимся с ним.
Учитель организует первичное прослушивание текста изложения.
Слово учителя:
- Представьте себе, что вы запомнили «дедову притчу» и теперь хотите пересказать ее вашим сверстникам в сборнике «Дедушкины истории», а вам в этом сборнике для пересказа оставили место только на 70 слов! Как же вы поступите?
- Как называется письменный пересказ?
- Вы помните, что пересказ может быть подробным (близким к тексту), выборочным и сжатым. Какой из них видов пересказа мы можем применить? Слушают учителя, участвуют в диалоге.
Прослушивают текст изложения.
Извлекают необходимую информацию из текста. Определяют основную и второстепенную информации.
Вспоминают виды пересказа, повторяют понятие изложение (изложение – это письменный пересказ текста).
Фронтальная Регулятивные:
развитие культуры аудирования, самоконтроль и самокоррекция, фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные:
извлечение необходимой информации из текстов, анализ, аргументация своей точки зрения.
Личностные: осознание значимости учебного сотрудничества.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
Целеполагание и формулировка проблемы - Ребята, вам предстоит создать собственный текст. А что такое текст? Посмотрите на слайд. Какой из предложенных вариантов является текстом?
- По каким признакам вы определили, что это текст?
(Стилевое и смысловое единство, членимость, завершенность, связность, логическая связь частей)
- Вы знаете, как сжимать текст? Назовите приемы сжатия текста. Все ли приемы сжатия вы назвали?
Вспомнить приемы нам поможет таблица.
- Так чем же мы будем заниматься на уроке? Определите тему нашего урока, и какие цели мы можем поставить перед собой?
Запись числа, темы.
Четырнадцатое марта.
Подготовка к сжатому изложению по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница». Повторяют понятия текст, тема:
- определяют текст из предложенных вариантов;
- читают правильный вариант;
- перечисляют признаки текста;
-аргументируют свою точку зрения.
Определяют тему и цель урока и вид своей деятельности.
Формулируют проблему:
«Создать текст пересказа в сборнике «Дедушкины истории», научиться писать сжатое изложение». Фронтальная Личностные:
имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению.
Познавательные:
смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение выявить проблему. Регулятивные:
осознают недостаточность своих знаний.
Выдвижение гипотез Формирует представление обучающихся о способах сжатия исходного текста с помощью сопоставительной таблицы. Раздает памятки.
Организует текстоведческий анализ текста.
- О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему? (Записывает эту фразу на доске)
Слово учителя:
- Определите стиль речи, тип речи.
- Что такое притча?
- На сколько частей можно разделить текст? Найдите слова, в которых выражена главная мысль каждой части.
- Давайте откроем учебники и убедимся в этом. Откройте учебники на странице 60 и найдите упражнение 513. Посмотрите текст. Я читаю, а вы внимательно следите и отмечаете части текста. Это нам необходимо для составления плана. Организует составление плана.
- Откуда начинается и где заканчивается 1 часть?
- Как мы можем озаглавить эту часть?
- Где начинается и заканчивается 2 часть?
- Как вы понимаете эту часть? Что значит глагол «добывать»? Давайте посмотрим, какие синонимы к данному слову использует писатель в данном тексте?
Записывает синонимы на доске под выписанным словом «добывать».
- Скажите, как нужно понимать сказанное? Неужели на дне чернильницы лежат буквы, слова, сказки?
- Здесь у нас с вами идет иносказание. Как мы по-другому называем его? А на самом деле Сережа в школе учился самому простому.
- Как мы назовем эту часть?
- Скажите, в какой части текста содержится ответ дедушки?
- С каких слов начинается эта часть и какими заканчивается?.
- Как мы назовем эту часть?
- Как вы понимаете слова дедушки? Чему мудрый дед хотел научить внука?
- Какое лексическое средство использует автор в этой части текста, чтобы быть убедительнее?
- Это прилагательные в разных формах.
Выписывает пары антонимов на доску.
- Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?
На ус намотать – принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение.
- Как мы назовем 4 часть?
План дается на доске. Сравнивают, анализируют, обобщают, делают необходимые выводы, самостоятельно приобретают знания о приемах сжатия текста.
Извлекают необходимую информацию из прочитанного текста.
- О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать (ученики записывают в тетрадях эту фразу).
Определяют основную и второстепенную информации.
- В художественном стиле, жанр-притча.
- Притча это краткий иносказательный поучительный рассказ.
На 4 части.
Составляют план.
Работают в парах, обсуждают микротемы текста.
Составляют план изложения.
- Первая часть начинается со слов «скажи деда» и заканчивается словами «милый внук, ручкой с перышком».
- «Откуда берутся сказки»
- Вторая часть заканчивается Сережиным вопросом «почему это, дедушка, так?».
- Добывать – беречь, достаешь, вытащишь, не зацепляется.
Записывают синонимы в тетрадях под словом «добывать».
Отвечают на вопросы: их понимание иносказания.
- Аллегория - это изображение нравственного понятия или явления через конкретный образ.
- « Почему сказка не зацепляется?»
- В 3 части.
- От слов «не горюй» до слов «перо острее».
- «Совет дедушки».
- Тому, что надо приобретать опыт, что нельзя быть эгоистом – нужно и в другие человеческие судьбы заглядывать. Необходимо смотреть на людей, слушать их. Нужно быть открытым миру
- Автор использует антонимы: жидкие – гуще (о чернилах); мелкая – глубже (о чернильнице); тупое – острее (о пере). Выписывают пары антонимов в тетрадь.
- На ус намотал – другим пересказал.
- «Дедова притча».
Запись плана учеников в тетради Фронтальная
Личностные:
имеют желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные:
планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, задают вопросы с целью получения (уточнения) необходимой информации.
Физкультми-нутка Дается видео-физминутка «Человечек».
Как вариант при технических неполадках:
Ча, ча, ча Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной) Выполняют движения по образцу. Фронтальная Доказательство или опровержение гипотез. Самостоятель-ная работа учащихся. Объясняет необходимость выполнения задания.
- Наша с вами задача сократить этот текст, не изменяя смысла. Разделитесь на три группы. Примените приемы сжатия на тексте. Первая группа применяет прием исключение, вторая – обобщение, третья – упрощение. Работают в группах. Воспроизводят в устной форме прослушанный текст с заданной степенью свернутости Групповая. Личностные:
участие в творческом, созидательном процессе;
стремление к речевому самосовершенствова-нию.
Познавательные:
развитие навыка переработки информации и понимания текста.
Регулятивные:
развитие способности к самоуправлению своей деятельностью,
самооценивание в учебной деятельности.
Коммуникативные:
создание вторичного текста соответствующего стиля и жанра с заданной степенью свернутости.
Проверка правильности решений (рефлексия-самоанализ) Создает ситуацию, требующую самооценивания и оценивания учебной деятельности. Организует обсуждение работ учащимися, направляет комментирование достоинств и недостатков. (На слайде открывается запись после обсуждения)
1) Весь диалог мы можем перевести в одно сложное предложение. Если мы это сделаем, то наш текст сократится в 2 раза.
2) Посмотрите, какое здесь подробное перечисление. Нам нужно убрать лишние детали. Давайте карандашом из распечатки вычеркнем все лишнее.
3) Нам нужно сократить эту часть, поэтому пересказывать ответ дедушки мы будем не иносказательно, а в простом смысле, как поняли.
4) Что нужно оставить в последней части, чтобы нам изложение можно было закончить? Оценивание работ сверстников.
Анализ причин неудач.
1) Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы.
2) Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил деда: «Почему это, дедушка, так?»
3) Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним.
4) Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал. Индивидуальная Личностные:
способность к самооценке.
Регулятивные:
развитие действий оценивания; контроль и коррекция.
Коммуникативные:
управление поведением
партнера — контроль, коррекция, оценка его действий
Подведение итогов урока. Вариант решения проблемы.
- Ребята, применив приемы сжатия, мы сделали наш текст в два раза короче, чем изначальный, при этом не потеряв его идеи.
Я вам предлагаю такой вариант решения.
Как – то Серёжа поинтересовался у дедушки,
откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что
из чернильницы с помощью пёрышка.
Серёжа в школе стал из чернильницы сказку
добывать. Много тетрадок исписал, но сказка
не зацепляется. Тогда он спросил у деда: «Почему это, дедушка, так?»
Дедушка ответил, что перо и чернильница не
Главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть
внимательным к ним. Серёжа запомнил дедову притчу и другим
рассказал. (65 слов)
- Ребята, вы добились поставленных целей? Чему вы научились? Что нового узнали? Что повторили? А чему научился Сережа?
- Ребята, теперь покажите, какое у вас сейчас настроение?
Анализируют информацию, прогнозируют свою деятельность. Сравнивают со своим текстом.
Отвечают на вопросы, подводят итоги.
Показывают карточки с изображением веселого человечка. Личностные:
способность к самооценке.
Регулятивные:
развитие действий оценивания, обобщения; контроль и коррекция.
Коммуникативные:
управление поведением
партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.
Этап постановки домашнего задания 1) Оформить изложение письменно, пользуясь алгоритмом выполнения.
2)Привести примеры применения приемов сжатия на текстах из художественной литературы.
Давайте отметим тех, кто хорошо работал на уроке. Кому можно поставить 5, кому 4 и кому 3? Осуществляют самоконтроль при выполнении домашнего задания.
Личностные:
желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Регулятивные:
контроль своей деятельности;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору.
Литература:
Баранов М.Т. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся / М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; Под ред. Н.М.Шанского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 288 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 1997.
Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения/ авт.-сост. О.А. Дюжева. – Вологоград: Учитель, 2013.
Русский язык. 5 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский. – 5-е изд. – М.: Просвещение. 2015.
Физминутка – сайт infourok.ru.