Практическая работа по физике Расчёт параметров движения тела в поле тяготения Земли(9 класс)
Предмет: физика
Класс: 9
Тема урока: Практическая работа: Расчёт параметров движения тела в поле тяготения Земли.
Цели урока: Закрепить знания и умения учащихся по данной теме; развить логическое мышление, экспериментальные навыки, умения быстро концентрировать свои знания при смене различных видов работы на уроке, тренироваться в приобретении навыков решения задач по физике; воспитывать интерес к предмету;
Тип урока: Урок комплексного применения знаний.
Методы урока: практический, объяснительный.
Форма урока: И.Р, Г.Р.
Оборудование урока: линейка, баллистический пистолет, штатив, мультимедийная установка.
Ход урока:
1.Оргмомент: Приветствие. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. Психологический настрой.
2. Проверка знаний: тест.1.Чему равно ускорение тела равномерно движущегося по окружности?
а) a = б) a = в) a =
2.Как определить силу по второму закону Ньютона?
а) F= ma б) F = - F в) F= m
3.По какой траектории будет двигаться тело, брошенное горизонтально под действием силы тяжести?
а) прямой линии б) окружности в) параболе
4. Как направлено ускорение тела равномерно движущегося по окружности?
а) по касательной б) к центру в) нет правильного ответа
5. Сила всемирного тяготения равна
а) F= ma б) F= mg в) F= G
3.Выполнение работы: Решение задач. Экспериментальные задачи.
Задача 1.Проверьте своего товарища на быстроту реакции. Для этого возьмите линейку, прижмите ее рукой к стене. Объясните товарищу, что, отвлекая его разговором, вы отпустите линейку, которая начнет падать. Ударом ладони он должен остановить ее. Измерив путь, пройденный линейкой, и вычислив время ее падения можно определить быстроту реакции товарища.Задача 2.Из двух баллистических пистолетов (имеющих пружины одинаковой жесткости) стреляют горизонтально с одной высоты. Во сколько раз скорость одного из шариков больше другого, если вы располагаете только линейкой (метровой)Расчетные задачи.
Задача 1. Проекция скорости при свободном падении имеет вид: v= 20 - 5tГде время дано в секундах, а скорость – в м/с. Чему равна начальная скорость? Запишите уравнение координаты тела, если у=0.Задача 2.Уравнение координат груза, сброшенного с горизонтально летящего самолета, имеет вид: у = 180 – 5t2 и х = 200t, где х и у – координаты груза; время дано в секундах. С какой высоты сброшено тело? Как далеко упадет оно от места сброса? (Сопротивлением воздуха пренебречь).
Задача 3.Уравнение координат тела, брошенного под углом 30* к горизонту имеют вид: у= 40t-5t2 и х= 50t . Определите начальную скорость тела и дальность полета.4.Рефлексия. проекцию начальной скорости V0на ось x можно рассчитать по формуле:
V0x = V0cosα
Проекцию начальной скорости V0 на ось y можно рассчитать по формуле:
V0y = V0sinα
Координату x тела в момент времени t можно рассчитать по формуле:
x = V0cosαt
Координату y тела в момент времени t можно рассчитать по формуле:
y = V0sinαt – gt2/2
Проекцию скорости тела на ось x в момент времени t можно рассчитать по формуле:
Vx = V0cosα
Проекцию скорости тела на ось y в момент времени t можно рассчитать по формуле:
Vy = V0sinα– gtМодуль скорости тела в момент времени t, зная значения проекций вектора скорости на оси координат, можно рассчитать по формуле: υ=υx2+υy25.Итоги урока. Выставление оценок за урок.
6.Домашнее задание: Упр.14(5), 218, 220 (Р)