Ментальные карты технология визуализации
Ментальные карты технология визуализации
«Вы ничему не можете научить человека.
Вы можете только помочь ему открыть это в себе».
Г. Галилей
В условиях введения новых стандартов перед каждым педагогом встаёт вопрос о выборе современных форм и методик для реализации системно-деятельностного подхода. Ментальные карты являются технологией визуализации, могут использоваться как на этапе введения в проблему, так и на этапе завершения темы, как итоговый завершающий проект; наглядно позволяют реализовать принцип метапредметности на уроках.
Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем, и лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Поисками способов структурирования информации и оптимизации мышления занимались многие исследователи. В основу метода ментальных карт положена разработка английского психолога Тони Бьюзена.
Ментальные карты (Mind Mapping) – это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.
Суть их заключается в том, что здесь используется радиальная запись, то есть основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы, некие слова-ассоциации. Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.
Составление ментальных карт — необычный, почти игровой вид деятельности, стимулирующий творчество, нахождение неординарных решений. Т. Бьюзен подчеркивал, что нет строгих правил построения ментальных карт, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно всё, лишь бы мышление становилось продуктивнее.
Работая над ментальной картой, учащийся обрабатывает большой объем информации, а это способствует развитию мыслительных умений:
умения осмысленно изучить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное;
умения анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.;
умения формулировать выводы, умозаключения; умения выстраивать план действий, и самостоятельно принимать решения и т.д.
Ментальная карта средство реализации системно-деятельного подхода, позволяет представить изучаемую тему целиком, наглядно и понятно, что обеспечивает повышение мотивация учащихся.
Ментальные карты это альтернатива “плоской” текстовой схеме фиксирования информации (конспектирование, записи, пометки и пр.), которая не очень-то приспособлена к структурированию и запоминанию информации.
За 30 с лишним лет своего “существования” метод приобрел целую армию поклонников. Есть парочка замечательных выражений: Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать (под услышать тут еще подразумевается и прочитать). Одна картинка стоит 1000 слов. Ментальные карты это как раз такой способ восприятия и организации информации.
Существует различные компьютерные программы (FreeMind FreeMind, The Personal Brain, XMind) и сетевые сервисы (Bubbl.us, Mindomo.com, MindMeister.com, Mind42.com) для создания карт памяти. Созданную схему в любой сетевой программе можно сохранить в формате jpg ,png, gif, и использовать в дальнейшей работе как рисунок, разместить на сайте или блоге. Сетевые сервисы позволяют совместно редактировать графическую схему, что открывает новые возможности для организации коллективной деятельности в сети. В своей работе я использую сетевой сервис создания ментальных карт http://www.spiderscribe.net.
Использование карт на уроках может проходить в разных формах: использовать готовые карты ума, изображенные в учебниках или на плакатах; приготовить к уроку собственные ментальные карты в виде презентаций или опорных конспектов; по ходу изложения материала строить ментальные карты на уроке; организовать различные виды индивидуальной и групповой деятельности учащихся по использованию готовых ментальных карт. Педагогический опыт показывает, что ментальные карты вызывают большой интерес у обучаемых. Считаю, что наиболее целесообразно эта технология может быть использована на этапе обобщения и систематизации крупных блоков изученного материала.