Методисекая разработка к уроку Фишбоун — визуализация информации — 7 класс


Тема урока: Визуализация информации. Схемы Фишбоун.
7 класс. Учитель Кузнецова И.П.
Цели урока:
образовательные: раскрыть смысл понятия «схема Фишбоун» как пример визуализации информации; помочь учащимся усвоить процедуру составления схемы Фишбоун;
развивающая: формирование интереса к предмету; развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, формировать потребность в обучении и саморазвитии, раскрывать творческий потенциал учащихся;
воспитательная: воспитание самостоятельности, воспитание культуры работы в группах.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, видеопроектор, компьютер, презентация к уроку.
Основные понятия:
схема;
диаграмма;
визуализация;
графики;
информация;
схема Фишбоун.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Закрепление изученного.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент. (слайд № 1)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, пожелаем удачи и начнем наш урок. Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы с вами познакомились с различными видами визуализации информации. Предлагаю вспомнить: диаграммы, схемы, графики, графы, деревья.
Изучение нового материала. (слайд № 2 – 6)
Схемы (диаграммы) «Фишбоун» были придуманы профессором Кауро Ишикава, поэтому часто называются диаграммы Ишикава.
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
Этот вид схем позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи. На такой схеме можно зафиксировать любое количество идей, ее часто используют на этапе проведения мозгового штурма.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть явления. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания. Факты позволяют говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Описание алгоритма действий при работе со стратегией «Fishbone».
Как известно любая проблема начинается с головы.
- помещаем нашу проблему в голову рыбы.
- на верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) - факты, подтверждающие, что данные причины проблемы существуют.
- хвост рыбы – вывод.
Процедура составления схемы:
на листе провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы;
от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 450, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»;
идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в голове рыбы.
Физкультминутка.
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину вы держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два! Раз и два!
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели-встали, сели-встали.
Ванькой - встанькой словно стали.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Закрепление: вместе с учителем составить схему Фишбоун по теме «Почему социальные сети привлекают людей»
Практическая работа: разбившись на две произвольные группы самостоятельно составить схему Фишбоун по теме «Интернет: ЗА и ПРОТИВ», раздаточный материал)Подведение итогов урока.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание: по любой теме из пройденного материала составить схему Фишбоун
Рефлексия: по выданным вам смайликам оцените наш урок.