Статья Поэзия (PIECES OF POETRY) как эффективный метод развития способностей учащихся
ПОЭЗИЯ (PIECES OF POETRY) как эффективный метод развития способностей учащихся.
Может эта информация и не покажется интересной, но мне очень хочется поделиться своим дидактическим приемом, который помогает мне, учителю английского языка, вводить новый материал и обобщать его, осуществлять рефлексию, а от учащихся его выполнение требует реализации практически всех их личностных способностей (образных, творческих и интеллектуальных).
Немогу не упомянуть несколько слов о работе известного психолога Говарда Гарднера, который в 1983 году опубликовал в своей книге «Умонастроения» разработанную им теорию множественного интеллекта, относительно которой люди делятся на семь типов интеллекта по их предпочтительному способу познания. С помощью этой теории человек может определить к какому интеллектуальному типу он относятся, какой стиль обучения ему подходит и какую профессию ему следует выбрать. Предлагаю ознакомиться с теорией множественного интеллекта Говарда Гарднера, ныне адъютанта – профессора Гарвардского университета, старшего директора гарвардского «Проекта Зеро», обладателя множества почетных степеней и автора нескольких книг о человеческом разуме в ее оригинальной версии.
Множественный интеллект Говарда Гарднера
Тип интеллекта Описание Типичная роль Легко даётся
Лингвистический Слова и язык, письмо и разговор, запоминание, интерпретация и объяснение идей и информации через язык, понимание отношений между сообщением и значением Писатели, юристы, журналисты, ораторы, тренеры, копирайтеры, учителя русского языка, поэты, редакторы, лингвисты, переводчики, теле- и радио ведущие, закадровые артисты Написание набора инструкций, редактирование текстовой информации, написание речи, рассказ о событии, применение положительного или отрицательного «ключа» к истории
Логико-Математический Логическое мышление, обнаружение узоров, научные рассуждения и дедукция, анализ проблемы, выполнение математических вычислений, понимание связи между причиной и следствием в направлении материального исхода или результата Учёные, инженеры, компьютерные специалисты, бухгалтеры, статистики, исследователи, аналитики, трейдеры, банкиры, букмекеры, страховые брокеры, посредники, специалисты по решению проблем и заключению договоров, директора Выполнение расчётов в уме, создание процесса для измерения чего-то сложного, анализ работы машины, разработка стратегии для достижения цели, оценка стоимости бизнеса
Музыкальный Музыкальные способности, осознание, понимание и использование звука, распознание тона и ритма, понимание отношений между музыкой и чувствами Музыканты, певцы, композиторы, ди-джеи, музыкальные продюсеры, акустические инженеры, артисты, ведущие праздников, дизайнеры и специалисты по звуковому сопровождению, преподаватели музыки, настройщики Исполнение музыкальных произведений, песен, обзор музыкальных произведений
Телесно-Кинестетический Контроль движения тела, ловкость рук и умение держать равновесие, координация тела в пространстве Танцоры, актёры, спортсмены, водители, солдаты, пожарные, рыбаки, садовники, повара, целители Жонглирование, демонстрация спортивной техники, создание пантомим, бросание «блинчиков», запуск воздушного змея, оценка эргономики рабочего места
Пространственно-Визуальный Визуальное и пространственное восприятие, интерпретация и создание визуальных образов, живописные фантазии, понимание отношений между изображением и смыслом, между пространством и эффектом Художники, дизайнеры, карикатуристы, архитекторы, фотографы, скульпторы, изобретатели, инженеры, имиджмейкеры Дизайн костюма, интерпретация картин, создание макета комнаты, создание корпоративного логотипа, проектирование здания, упаковка чемодана или багажника автомобиля
Межличностный Понимание чувств людей, способность ладить с другими людьми, интерпретация поведения и общения, понимание отношений между людьми и их положения Терапевты, посредники, консультанты, политики, менеджеры по продажам, психологи, учителя, врачи, целители, организаторы, воспитатели, рекламные специалисты, тренеры и наставники Понимание настроения по мимике, демонстрация чувств через язык тела, влияние на чувства других людей, наставничество или консультация
Внутри-личностный Самосознание, внутренняя объективность, способность к пониманию себя и своих взаимоотношений с другими людьми и миром Философы, авторы литературы по самопознанию и развитию, любая другая профессия Способность менять мнение о людях (благодаря высокому уровню самосознания) , менять убеждения, поведение в различных ситуациях, отношение к поставленной цели
Таким образом, теория множественного интеллекта дает нам возможность выбрать профессию и получить представление о предпочтительном способе обучения новым вещам, т. к. у каждого интеллектуального типа преобладает свой способ познания, с помощью которого он лучше усваивает информацию из внешнего мира. Из таблицы, приведенной ниже, можно узнать какой способ познания предпочтителен для каждого из интеллектуальных типов.
Тип интеллекта Предпочтительный способ познания
Лингвистический Слова и язык
Логико-математический Числа и логика
Музыкальный Музыка, звуки, ритм
Телесно-кинестетический Физический опыт и движение, прикосновение и ощущение
Пространственно-визуальный Изображения, формы, 3D пространство
Межличностный (Интерперсональный) Контакт с людьми, общение, сотрудничество, работа в команде
Внутри-личностный (Интраперсональный) Рефлексия, самопознание
Естественно, деление человеческого интеллекта на перечисленные семь типов-весьма условно. Вряд ли можно найти представителей чисто лингвистического, музыкального или пространственно-визуального типа, скорей всего это будет смешанный тип с преобладанием какого-то одного. Более того, после написания своей теории Гарднер не раз задумывался о добавлении к теории множественного интеллекта дополнительных типов, однако, из-за трудностей в адекватном определении этих типов предпочёл остановиться на первоначальной версии своей теории и считает её вполне достаточной. В качестве же возможного дополнения к своей теории Говард Гарднер видел такие типы интеллекта как: натуралистический, духовный и моральный.
Возможные дополнительные типы интеллекта:
Тип интеллекта Возможности и восприятие
Натуралистический Природная среда
Духовный Религия
Моральный Этика, ценность жизни
Теорию множественного интеллекта нельзя назвать универсальной для описания познавательных способностей человека, также нельзя считать её завершённой теорией, поскольку до сих пор ведутся споры о возможности добавления в неё новых типов интеллекта. Но понимание сложности и разнообразия типов интеллекта может помочь учителю определить их многогранность у учащихся и создать модель обучения, развивающую личность со всеми ее проявлениями.
Так, например, интересными и творческими можно сделать вводные и обобщающие уроки практически по каждой теме с помощью поэзии («pieces of poetry»), что способствует развитию лингвистического, логико-математического и внутри-личностного типов интеллекта, а также помогает организовать рефлексию на уроке. Под «pieces of poetry» подразумеваю составление акростиха, аллитерации, синквейна и др. Простота построения этих стихов делает их одним из эффективных методов развития учащихся. Эта форма свободного творчества требует от составителя умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, расширять словарный запас для более эффективного выражения своей мысли. Т. о., сам процесс написания этих стихов или кратких резюме полезен для выработки способности к анализу и позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Предлагаю оригинальные примеры и примеры, составленные моими учениками:
1-АКРОСТИХ(ACROSTIC)-1).осмысленный текст( слово, словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения;
2).литературная форма: стихотворение, в котором некоторые (как правило, первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово ,словосочетание или предложение).
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями — не быть я создана.
Юрий Нелединский-Мелецкий .
H -harmonic S -satisfied Sensation
E -energetic P -positive Paradox
A -athletic O -organized Olympiad
L -lively R-reliable Record
T -thoughtful T -tolerant Team
H -human
Можно составить целый рассказ и даже в рифму.
2.АЛЛИТЕРАЦИЯ(ALLITERATION) — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).
На аллитерации построены многие пословицы и поговорки («Мели, Емеля, твоя неделя»), а также скороговорки («Купи кипу пик»)
В зарубежной литературе аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных только в начале слова
Tall towering trees try to tell time.(оригинальный пример)
Eight enormous enraged elephants eat Easter eggs.(оригинальный пример)
Marvelous Mustache Made Medieval Men More Magnetic. (Максим Лютый, ученик 10 класса).
3.СИНКВЕЙН(CINQUAIN)-пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура— 2—4—6—8—2, всего 22 слога
5 строк.
1. The title in 2 syllables(тема синквейна,2 слога) 1.Forests
2. A description of the title in 4syllables (описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта, 4 слога). 2.Graceful, growing
3. A description of the action in6syllables(описание действия объекта,6 слогов). 3.Climbing among the clouds
4. A description of the feeling in8syllables(фраза,выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту,8 слогов). 4.Calmly awaiting the Sunshine
5. Another word for the title in 2 syllables(одно слово-резюме,характеризующее суть предмета или объекта ,2слога).
Пример синквейна на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта
(оригинальный пример).
5.Alive(оригинальный пример)
1. Music
2. Tuneful but sad
3. Inspiring, depressing
4. Filling all cells of my body
5. Magic.
(Петр Благоразумов, 10 класс).
4. WIND SPARK.
1. I dreamed 1. I dreamed
2. I were... 2. I were one of the “THE BEATLES”
3. (where?) 3. In the punctilious UK
4.(an action) 4. And sang their greatest masterpiece
5.(how?) “YESTERDAY”
5. Emotionally.
(Аня Исбандиярова,10 класс).
5. Поэзия в стиле Э. Дикинсон(POETRY A LA EMILY DICKINSON):
FAME СЛАВА
FAME is a bee. А слава-та ж пчела
It has a song- Жужжит
It has a sting- И как ужалить-знает;
Ah, too, it has a wing. Ах, да-и улетает.
(E.Dickinson) 30.05 15г. Борис Бериев- автор перевода
LOVE
LOVE is a play.
It has a voice-
It has a choice -
Ah, too, it has no eyes.
(Настя Ризвановаич,8 класс)
Кроме этого, учащиеся с удовольствием переводят на русский язык в стихотворной форме стихи англоязычных поэтов, лимерики. Этот вид работы особенно нравится интровертам.
Умственный и эмоциональный настрой оказывает существенное влияние на эффективность обучения. В атмосфере непринужденного общения и творчества и когда есть возможность выбора при выполнении заданий исчезает барьер, связанный с боязнью ошибиться. Живой интерес и свободное общение могут стать хорошим подспорьем в любой учебе.
Использованные интернет ресурсы:
1.metodorf.ru/obuchenie/teoriya_mnozh_intellekta.php
2.www.poetrysoup.com/poems/ecological 3.https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн 4.https://www.stihi.ru/2016/02/24/9982