Формирование ансамблевых навыков в классе баяна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования Ханты-Мансийского района «Детская музыкальная школа»
ФОРМИРОВАНИЕ АНСАМБЛЕВЫХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ БАЯНА
Выполнила:
Преподаватель Е.Н. Козлова
П. Кедровый
2015 г.
ФОРМИРОВАНИЕ АНСАМБЛЕВЫХ НАВЫКОВ В КЛАССЕ БАЯНА
Формирование навыков ансамблевого музицирования начинается уже с того момента, как ученик начал заниматься музыкой.
На свой первый урок музыки ребенок приходит с сияющими глазами, с огромным ожиданием. Только от нас, преподавателей, зависит, как мы сможем распорядиться этим запасом детского восторга. Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни».
Мы, знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена и на любом уровне владения инструментом. В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, естественно и легко воспринимают её и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира. Поэтому в начале занятий музыкой ребенка необходимо заинтересовать. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле. Материалом для ансамбля могут служить отрывки из музыки к кинофильмам, детские песни и песни из мультфильмов.
Даже играя одну ноту, ребенок знакомится с названием клавиш, с диапазоном инструмента; осваивает ритмические закономерности, динамику, а так же первоначальные игровые движения. Сам преподаватель может сочинить несложную партию для понравившейся ученику детской песне или знакомой мелодии. С каждым разом партии должны усложняться, а в дальнейшем, по мере приобретения знаний и навыков, исполнять простые мелодии пьес правой рукой в сопровождении педагога. То, что ученики играют музыку, которая у них «на слуху», несомненно, будет побуждать их как можно лучше выполнять свои первые музыкальные обязанности. В дальнейшей работе преподаватель объединяет в ансамбль наиболее подготовленных учеников по принципу «психологической совместимости.
После того, как преподавателем проведена предварительная работа по составлению ансамбля, подбору репертуара, начинается репетиционная работа.
Форма занятий – групповая и индивидуальная, по усмотрению преподавателя.
С самых первых занятий приучать учащихся к дисциплине и порядку.
Репетиция – акт напряженный, поэтому посмеяться, пошутить – значит на какое-то мгновение переключиться, отдохнуть, чтобы затем вновь собраться и продолжать работу.
На первых репетициях следует охватить произведение в целом, и лишь затем кропотливо работать над деталями, их шлифовкой. По мере освоения отдельных
частей – соединять, чтобы в конечном итоге попытаться сыграть произведение от начала до конца. Проигрывание пьесы целиком много раз подряд на начальном этапе не целесообразно. Это приносит больше вреда, чем пользы.
На следующих репетициях надо продолжить работу над улучшением фразировки, динамики, звуковых качеств, ни на мгновение не забывая об достижении художественной цели.
По ходу игры возможны и остановки. В этом случае руководитель должен объяснить причину, высказать конкретное замечание. В принципе, надо уметь играть пьесу с любого места.
Формы проигрывания нового произведения могут быть разными в зависимости от степени готовности, а так же объема. При этом важно играть осмысленно, соблюдая нюансы и сохраняя верное динамическое соотношение партий. Проигрывая произведение, следует каждый раз ставить определенную задачу, например: закрепление пройденного, улучшение связи между частями, отработка трудных мест, цезур, фермат, увеличение темпа и т.д. Нужно стремиться к тому, чтобы каждое следующее повторение было лучше предыдущего.
дальнейшем следует добиваться исполнение партий наизусть. При игре наизусть можно дать волю своей фантазии, воображению, чтобы еще глубже вникнуть в смысл музыки.
Желательно, чтобы на каждой репетиции в работе были произведения, ставящие различные задачи, например: произведения для общего знакомства (в основе – чтение с листа); произведения на первой стадии работы (разбор); произведения на стадии художественной отработки; произведения на завершающем этапе работы (окончательная шлифовка деталей); произведения для повторения. Проводя репетицию, надо быть выдержанным, терпеливым, спокойным и вместе с тем твердым в реализации своих намерений; чувствовать внутреннее состояние учеников
Процесс работы над произведением можно разделить на 3 этапа.
Первый: в общих чертах ознакомиться с произведение, его автором, эпохой, в которой жил композитор, с историей создания сочинения.
Второй: поиск, утверждение и совершенствование исполнительских средств для воплощения авторского замысла.
Третий: обыгрывание музыкального произведения.
Первый этап
На первом занятии преподаватель должен познакомить учащихся с музыкальным произведением: охарактеризовать его, рассказать о композиторе,
эпохе и времени создания музыки, раскрыть содержание, жанровые закономерности, стилистические и фактурные особенности разучиваемого произведения, его форму, структуру. Эту беседу следует построить живо, интересно, приводя для иллюстрации произведение и в целом и его фрагменты – лучше в собственном исполнении педагога, или в записи. Во время знакомства с пьесой, педагог должен предупредить учеников о художественных и технических трудностях, с которыми им предстоит встретиться и рассказать о путях их преодоления.
Затем учащиеся с помощью педагога проигрывают произведение «начерно» левой рукой, затем правой рукой по возможности без длительных остановок с начала до конца.
Проигрывание пьесы лучше начать с левой руки, так как её партия в основном дублируется у всех участников ансамбля. В это время педагог играет главные моменты из партий ансамбля.
процессе чернового исполнения преподавателю следует объяснять учащимся смысл и функцию каждой партии, обратить их внимание на указания характера, темпа, динамики, штрихов.
Второй этап
Данный этап самый длительный и трудоемкий. Основными задачами его являются отбор выразительных средств, работа над ними, освоение фактуры, а так же формирование игровых движений и совершенствование ансамблевых навыков. Эта стадия рассматривается обычно как детальный разбор произведения, в течение которой работа с учащимися проводится индивидуально и совместно. В индивидуальной работе задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь ученику сориентироваться в нотном тексте и понять роль своей партии в музыкальном произведении.
Прежде всего, необходимо внимательно вчитаться в нотный текст:
*уяснить ритм, обратив особое внимание на взаимосвязь и взаимодействие различных ритмических рисунков, встречающихся в партиях;
осмыслить штрихи во всем их многообразии
*ощутить в общих чертах динамику
Особое внимание нужно уделить определению аппликатуры. Аппликатуру можно считать правильной, если она удобна для данного ученика. Но главное – аппликатура должна способствовать свободному исполнению. На данной стадии работы необходимо ещё более внимательно вчитаться в нотный текст, устранить все неясности, которые встречаются в партиях.
Проверенную и отработанную партию целесообразно сыграть вместе с другой.
Необходимо так же уделять большое внимание вступлениям новых голосов, согласовывать каждое такое вступление .
На этом этапе целесообразно работать над произведением по частям. Очень удобно работать тогда, когда произведение разбито по цифрам. Чем лучше будут отработаны части произведения, тем легче потом сосредоточить все внимание учеников на создание художественной целостности исполнения.
На этом этапе педагог должен тщательно продумывать план репетиций, ставя конкретные задачи на каждом этапе работы. Преподаватель должен ясно, точно
в доступной форме излагать ученику необходимые требования так, чтобы каждый учащийся сам захотел двигаться к поставленной цели, стремясь к совершенствованию . Каждый участник должен слышать и понимать все партии ансамбля. Каждое замечание преподавателя должно быть конкретным, образным, доступным для восприятия учеником. Не стоит ставить сразу многих задач перед учащимися – внимание их должно быть сконцентрировано на 1-2 задачах.
Преподаватель должен точно улавливать момент усталости детей и давать им отдохнуть.
Уже в этот период необходимо постепенно овладевать навыками игры наизусть. Далее устанавливается смысловое соотношение всех частей произведения, выявляется главная кульминация, сопряжение с ней местных кульминаций, определяется единая линия развития музыкального материала.
Каждая партия - это образ, создаваемый ансамблем, с определенным характером, в который нужно вжиться, углубить свойственные ему черты. Именно в таком направлении должна проходить работа над партией.
данный период решаются и такие вопросы, как тщательная отработка нужных приемов звукоизвлечения , уточнение динамических оттенков.
Продолжая работу над произведением, надо проследить за взаимосвязью отдельных музыкальных построений: фраз, частей, обратить внимание на кульминацию («местные» и центральную), ровность темпа, ритмическую устойчивость.
Установление окончательного соотношения голосов с точки зрения динамики, верного темпа, закрепление технических навыков, улучшение исполнительских приемов, поиски всевозможных оттенков, контрастов, акцентов - все эти задачи решаются на втором этапе.
Необходимо стремиться к более глубокому и осмысленному исполнению партий с тем, чтобы в результате сыграть каждую из них в совершенстве и с полной эмоциональной отдачей.
Установить определенную границу, где заканчивается один этап и где начинается другой, практически невозможно. Следовательно, надо планировать работу таким образом, чтобы к одному, ещё не закончившемуся процессу подключался второй, вслед за ним – третий и так далее.
Овладение произведением, как видим, сложный процесс. Здесь, одно несомненно – трудную задачу надо разбить на ряд сравнительно простых, решая их последовательно по принципу от простого к сложному.
этап
Обыгрывание произведения – важнейший этап в работе ансамбля. Задача обыгрывания заключается в том, чтобы постепенно приспособиться к различным концертным условиям и при этом сохранить художественный уровень исполнения.
При обыгрывании (вначале в условиях класса, школьной сцены) необходимо, чтобы участники ансамбля играли с полной отдачей, с соответствующим эмоциональным настроением, чтобы все было как на концерте, перед публикой.
Желательно, чтобы первые выступления были не очень ответственными (для смелости, большей уверенности. Затем постепенно, по мере накопления опыта, задачу надо постепенно усложнять.
Схема обыгрываний: в классе; в зале без публики; в зале с небольшим количеством публики (учащиеся школы); на других площадках (в библиотеке, детских школьных и дошкольных учреждениях); перед педагогическим коллективом; на ответственном концерте.
процессе разучивания произведений и их обыгрывания необходимо приглашать своих коллег. «Взгляд со стороны» всегда приносит неоценимую пользу. Результаты каждого выступления должны быть тщательно проанализированы и обсуждены.
Подводя итог по основным этапам работы над произведением надо сказать, что процесс работы над художественным произведением очень трудоемкий, многогранный, и вместе с тем - интересный и увлекательный. Высшей целью исполнителей в этом процессе является достоверное, убедительное воплощение композиторского замысла. Все музыкально-технические задачи направлены на достижение именно художественного образа как конечного результата.