Методическая разработка «Формирование навыков самостоятельной работы при подготовки домашнего задания в классе фортепиано»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 10»
«Формирование навыков
самостоятельной работы
при подготовки домашнего задания
в классе фортепиано»
Выполнила: учитель музыки
высшей квалификационной категории
Малюгова Зоя Федоровна
г. Железногорск
2014г.
Самостоятельная работа –
вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания.
Самостоятельная работа способствует сознательному и прочному
усвоению:
знаний;
умений;
навыков формирования познавательной самостоятельности.
Г.Г. Нейгауз считал, что «одна из главных задач педагога - скорее быть ненужным ученику, т.е. привить ему самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели».
Работа педагога - это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность. Воспитание самостоятельности ученика является важнейшей частью преподавательской работы. Таким образом, работа учителя включает большой комплекс средств воздействия на ребенка, предусматривающий в том числе, и развитие его самостоятельности.
Воспитание самостоятельности должно стать неустанной заботой педагога, начиная с первого урока и вплоть до выпускного экзамена.
Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Чтобы научить обучающегося творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться не преподносить все в открытом виде, а всегда давать "пищу" для размышления в домашней работе.
Самостоятельность в работе является необходимым условием
развития мышления обучающихся, воспитание самостоятельности и познавательной активности обучающихся, привития навыков учебного труда.
Отсюда вытекают задачи формирования у обучающихсянавыков самостоятельной работы
♦Цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки самостоятельного учебного труда, самостоятельного изучения нотного материала, на которые можно обратить внимание обучающихся при выполнении именно этой работы.
Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно усиленное выполнение данной самостоятельной работы.
Вид работы с нотным текстом: для повторения, или для знакомства с новым материалом.
Вид работы с упражнениями: выполнение заданий или репродуктивного, или продуктивного характера, или заданий на повторение, а также сопутствующие им умения самостоятельной работы.
Методику устранения у обучающихся возможных затруднений в ходевыполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.
Все чаще последнее время встает вопрос о том, что мы должны обучать не только способных, но и общую массу обучающихся. Как это сделать? Для этого и надо применять деятельный подход к обучению, т.е. организовывать обучение таким образом, чтобы ученики получали не готовые знания, а в результате правильно организованной деятельности учителем, могли сами участвовать в процессе «открытия».
Я стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приемах, которые я применяю чаще других и которые дают положительный эффект в обучении.
По своему дидактическому назначению самостоятельные работы можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие.
Обучающие: самостоятельное выполнение обучающимися данных учителем заданий в ходе изучения произведения, в выявлении сделанных ошибок и повторном объяснении учителем с учетом этих ошибок. Смысл же контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении обучающимися данных учителем заданий после полученных знаний и умений.
Начиная с первых уроков, необходимо нацеливать ребенка на формирование навыков самостоятельности в домашней работе, умении выполнять задание. А для этого работа на уроке является «генеральной репетицией» домашней работы. Все теоретические знания, пианистические навыки, приобретаемые и вырабатываемые на уроке, ребенок должен учиться «переносить» в домашнюю работу. Ясность поставленной цели и знание, которое ребенок получил на уроке - является залогом в успешной работе. Но часто обучающиеся не вникают в прочитанное задание, прочитали и забыли. Поэтому я постоянно спрашиваю, что задано конкретно, если ребенок не знает, то записываю в дневник следующее: «Прочитать задание и выполнить его». Чаще всего такие методы я применяю, начиная со 2-го класса, т.к. дети уже достаточно знают теоретический материал (ноты, длительности, аккорды, интервалы и т.д.). И достаточно часто применяю в заданиях слово «самостоятельно», например, если неверно выучена аппликатура, ритм, ноты, то пишу: «Самостоятельно найти и исправить ошибки», конкретизирую какие именно. Чаще всего дети успешно справляются с таким заданием. Главное, «не уступать» им в этом. Они прекрасно могут справиться сами, даже если на это потребуется не один урок.
На 1-м году обучения, играя неверно ритмически, чаще всего ребенок правильно рассказывает про длительности, но применить это знание умеет не всегда, т.е. нет внутреннего контроля, внимания, но при педагогической настойчивости постепенно навык самоконтроля приобретается. Считать вслух также следует обязательно уже при первом разборе. Очень важным навыком является привычка начинать счет вслух за один или два такта до начала игры. Для нахождения какой-либо ошибки, я прошу ученика карандашом водить по нотным знакам, считая вслух и передвигать карандаш соответственно ритму; или называть ноты, или порядок пальцев. М.Лонг счет связывала с самоконтролем: «Нервный прилив и напряжение разделяются при счете между пальцами и губами, к ученику возвращается внутреннее равновесие, одновременно исчезают судороги рук и горла».
Очень важно на начальном этапе приучить ученика к грамотному разбору. Опасны все еще существующие формы обучения, когда ребенку все расшифровывается без предъявления ему требований принятия самостоятельных решений даже в самом малом. Это и есть то «натаскивание», которое, к сожалению, больше по форме, чем по сути, порицается педагогами.
Все мы прекрасно понимаем, что есть такая категория обучающихся, с которыми работа сводится только к работе над текстом. Но если достигнут
результат самостоятельности и ребенок в итоге все-таки сам провел эту работу, значит время потрачено не зря, независимо от потери художественности.
Педагогам иной раз кажется, что можно «раз и навсегда» покончить с укреплением того или иного навыка. Так, например, удачно организовав однажды игровые движения ученика, педагог полагает, что этим делом можно пока больше не заниматься; в результате, на одном из следующих этапов «неожиданно» обнаруживается ряд двигательных дефектов.
Поэтому, тренировка на уроке ни в коем случае, как это часто бывает, не должна подменять домашнюю работу ленивого, неаккуратного, невнимательного, небрежного ученика; через это он делается еще ленивее, еще невнимательнее. Если ученик не умеет работать, нужно сделать его прежде всего работоспособным, а для этого - заставлять полусамостоятельно работать в своем присутствии.
Очень важно в процессе первоначального разбора не смотреть на клавиатуру, а все поправки стараться делать, находя нужную клавишу по слуху и ощупью; этим одновременно тренируется и слуховая сфера, и пространственная ориентировка на клавиатуре на основе двигательных ощущений; ученик, кроме того, перестает «терять глазами» нотный текст, что на каждом шагу бывает с начинающими учениками.
Выступления немотивированных обучающихся надо обязательно включать в общие классные концерты. Это придает им уверенность в своих силах и побуждает к работе над более сложными произведениями. Таким ребятам надо точно и четко объяснить их достоинства и недостатки. Достоинства следует всячески развивать и поощрять каждую, даже самую маленькую удачу. А недостатки тщательно анализировать и планомерно стремиться от них избавиться.
У немотивированных обучающихся существует своеобразная "боязнь" плохой оценки. Если они получают тройку, то настроение у них падает,
заниматься начинают с неохотой. Необходимо объяснить ребенку, что даже хорошую, крепкую тройку заработать можно только упорным трудом. И если педагог доволен занятиями данного обучающегося, то тройка - это этапная оценка. Надо спокойно работать дальше и результат будет выше. Можно поощрять добросовестных обучающихся несколько завысив оценочный балл (это может быть даже полбалла).
Оценку следует использовать как обратную связь, необходимую для ученика информацию об эффективности его работы, а не как средство жестокого контроля, давления. Включать ученика в оценочную деятельность, обучать умению оценивать свою работу и работу одноклассников - все это позволяет развить самоконтроль. Стимулами к самостоятельности являются поощрение и хорошая оценка за минимум сделанного. Но иногда и отрицательная оценка толкает к самостоятельности.
Мотивация - это создание и поддержание у обучающихся интереса к изучаемому материалу. Чтобы учение было сознательным и успешным, ученик должен понимать, зачем ему нужен изучаемый материал. Всякая новая мысль должна появляться перед ним как ответ на возникший вопрос, как выход из той или иной проблемной ситуации. Или же мысль должна быть подана ученику во внешне заинтересовывающей форме, подавляющей недоуменное «а зачем это нужно?». Необходимый тип мотивации определяется как возрастом ребенка, так и содержанием самого материала.
Современный английский психолог и педагог Р.Берне подтверждает мысль Сухомлинского: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку...»
Время является самым ценным ресурсом не только для учителя, но и для ученика в достижении нужного результата.
Методы преподавания, стимулирующие инициативу и самостоятельность обучающегося (поищи, подумай, попробуй...), и методы
«авторитарной» педагогики (запомни то-то, сделай так-то...) должны быть сбалансированы в работе учителя.
Глубоко порочным является то положение, при котором ученик неоправданно долго растягивает сроки работы над произведением. Долгосрочный разбор нотного текста говорит об отсутствии навыков самостоятельной работы и о беспомощности ученика. Объем самостоятельной работы возрастает по мере развития ученика, возрастает и требовательность к нему педагога. Освоение навыков самостоятельной игры воспитывает в человеке самоконтроль и уверенность в своих силах. Чтобы ученик научился при минимальной затрате времени с пользой работать над приобретением пианистической техники, не следует загружать его сразу большим количеством специальных приемов. Лучше сначала дать возможность усвоить лишь немногие из них, но так, чтобы при игре их воспроизведение отличалось достаточной стабильностью. Только после того, как ученик твердо усвоит эти приемы, можно переходить к более сложным.
Особо навык самостоятельности, на мой взгляд, проявляется в изучении гамм (строение; аппликатурные закономерности в гаммах от белых и черных клавиш, в арпеджио; строение аккордов), где всегда приходиться думать.
Иногда дети обижаются на меня, говорят: «Я занималась много, а ошибки остались, да еще прибавились». В таких случаях я спрашиваю, как они занимались дома и вместе анализируем их ошибки.
Считаю, что тесный контакт с родителями является двигателем развития самостоятельных навыков. На родительских собраниях постоянно призываю к контролю за домашними занятиями детей, с точным выполнением записанного задания.
Навыки самостоятельной работы
Умение думать
Умение слушать
Умение понимать
Умение видеть (нотный текст)
Как научить работать:
1.Воспитывать отношение к игре на фортепиано как к серьезному делу. Это
не только удовольствие, но и обязанность. Регулярность занятий, которые не
должны зависеть от вдохновения и настроения.
2.Воспитание внимания:
а)к звуку, к слышанию конкретного звучания;
б)достижение цели в каждый данный момент; 3. Воспитание отношения к тексту.
Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:
образовательную
(систематизация и закрепление знаний обучающихся);
•развивающую
(развитие познавательных качеств обучающихся - их внимания, памяти, мышления, речи);
•воспитательную
(воспитание устойчивой мотивации к учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности - честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.).
454152076835
Памятка ученику в домашней работе на этапе разбора
нового произведения
Устный анализ нотного текста:
название произведения, композитор, темп, характер, тональность, размер, точное определение нот, знаки альтерации, длительности, аппликатура, штрихи.
Ознакомительное проигрывание со счетом вслух:
умение видеть «вертикаль» (два нотных стана);
не смотреть на клавиатуру;
правильная аппликатура;
слуховой контроль.
Детальная работа над текстом:
работа над партиями каждой руки, с
нахождением и исправлением допущенных
ошибок во время ознакомительного проигрывания
по схеме устного анализа;
играем двумя руками
( смотри схему ознакомительного проигрывания)