Открытый урок :Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности


Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности
План-конспект открытого урока в классе баяна 
Учащийся:  Понарин Святослав, возраст 8 лет, класс 1.Тема урока:    Освоение клавиатуры инструмента, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности.Тип урока: комбинированный.Цель урока: Формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.Задачи урока: 1. Обучающая: обобщить и углубить знания учащегося, сформировать навык вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры.2. Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре на инструменте, технических навыков исполнительства, творческих способностей.3. Воспитывающая: привитие интереса и любви к музыкальному искусству.4. Здоровьесберегающая: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.Форма урока:  индивидуальная.Технические средства:  Баян для ученика,  баян для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия, музыкальный центр.Репертуарный план урока:1. Позиционные упражнения.2. Гамма до мажор, арпеджио.3. Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай, соловей»Структура урока:    С первых уроков ученик приучается играть, не глядя на клавиатуру. Перед началом исполнения песенки ему необходимо установить пальцы на клавиши: до – второй палец, ми – третий, фа – четвертый.     Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти. Необходимо помнить, что нужно держать открытым «окошечко», т. е. отверстие между внутренней частью кисти и грифом. При работе на правой клавиатуре контролируется минимальная весовая нагрузка для преодоления сопротивления «пружинки» и внутренний сброс мышечных усилий пальца в момент выхода из клавиатуры. По окончании упражнения необходимо освободить руку: сброс вниз, небольшие маховые движения кистью.     Положение левой руки при игре правой: «пяточкой», т.е. основанием ладони, левая рука располагается на краю крышки левого полукорпуса, кисть находится над клавиатурой; подушечки пальцев лучше расположить на корпусе за вспомогательным рядом. Такое положение приучает левую руку к правильной постановке, способствует работе нужных мышц.     Освоение основ меховедения,  извлечение длинных звуков, выполняется по слуху, без нот, по показу педагога. Педагог обращает внимание на ровность меховедения, качество звукоизвлечения, недопустимость прогиба пальцев, ощущение трех точек опоры, необходимых для контакта с левым полукорпусом, а также наличие точки упора инструмента во внутреннюю часть бедра правой ноги при ведении меха в сжим.    Выработка чувства, осязательных ощущений, умение находить нужные клавиши и соизмерять мышечные усилия с упругостью клавиш, не допуская чрезмерного давления и прогиба суставов, сохранять контроль над правильным положением левой руки.    Освоение навыка вертикального перемещения третьего пальца по второму ряду левой клавиатуры, выполняется по слуху, по показу педагога. Перед началом игры необходимо четыре пальца разместить на втором ряду левой клавиатуры, на клавише соль – расположить второй палец, на до – третий, на фа – четвертый, на черной – пятый палец. Упражнение исполняется третьим пальцем, остальные, неиграющие пальцы – это «дружная семейка», поднимать их не следует. Кисть смещается вверх или вниз при неизменном положении пальцев.                При ознакомлении с новым произведением, существует определенная методика разучивания:1. Педагог читает слова песни.2. Педагог играет мелодию песни правой рукой и одновременно поет.3. Педагог и ученик поют вместе под звучание мелодии на инструменте.4. Ученик поет песенку под игру педагога.5. Ученик поет и одновременно прохлопывает ритмический рисунок.6. Педагог играет и поет с учеником песенку, называя ноты.7. Педагог играет и поет песню, вместе с учеником определяя место смены меха – по вдоху между фразами.8. Ученик играет песенку несколько раз, разными вариантами исполнения: играть и одновременно петь мелодию со словами, играть и петь, называя ноты, играть мелодию без слов.      Большое внимание на уроке уделяется слушанию музыки. Исполнение педагогом подобранных для слушания пьес воспитывает музыкальный вкус учащегося, прививает определенную манеру исполнения, расширяет кругозор, разнообразность репертуара. Слушанию произведений сопутствуют беседы – диалоги о характере, содержание, выразительных средствах прослушиваемой пьесы. Исполнение музыки учителем должно служить образцом для ученика.     Игра в ансамбле должна входить в план каждого урока. Совместное музицирование способствует развитию чувства ритма, обогащает гармонический слух, развивает навыки чтения с листа. Учитель и ученик во время игры – одно целое, это сближает их, благотворно сказывается на взаимоотношениях.На уроке ведется работа с магнитофоном. Эта методическая «изюминка» очень нравиться детям. Игра под фонограмму развивает умение слушать и слышать. Воспитывает у исполнителя ритмическую дисциплину, ощущение темпа, исполнительской выразительности.Ход урока:            1. Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.           2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио.         3. Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: Р.Н.П. «Василек», Р.Н.П. «Не летай соловей».           4. Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами. С. Скворцов «Этюд». Работа над точностью аппликатуры, сменой меха.                5. Проведение физкультминутки. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «шалтай-болтай».«Солдатик и медвежонок» выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.              6. При игре под фонограмму нужно контролировать игру. Одним из важных компонентов при игре является метроритм. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.Анализ урока:Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:- четкость и ясность поставленных задач.- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации).- активизация слухового контроля.- развитие мышления (игра в ансамбле).- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.- самоанализ учащимся исполняемых произведений.7. Домашнее задание.8. Отметка. Используемая литература:1. Г.И. Крылова. «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.2. Д. Самойлов. «Хрестоматия баяниста, 1-3 кл.»3. В. Семенов. «Современная школа игры на баяне».4. Д. Самойлов. «15 уроков игры на баяне».5. П. Серотюк. «Хочу быть баянистом».