Методический семинар Критерии оценивания тревожности


Как выявить тревожного ребёнка?
Тревожные дети могут испытывать: постоянное беспокойство;-трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо; мышечное напряжение (например, в области лица, шеи); раздражительность; нарушения сна. Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Кроме того, тревожный ребенок:
не может долго работать, не уставая;
ему трудно сосредоточиться на чем-то;
любое задание вызывает излишнее беспокойство;
во время выполнения заданий очень напряженный, скованный;
смущается чаще других;
часто говорит о напряженных ситуациях;
как правило, краснеет в незнакомой обстановке;
жалуется, что ему снятся страшные сны;
руки у него обычно холодные и влажные;
у него нередко бывает расстройство стула;
сильно потеет, когда волнуется;
не обладает хорошим аппетитом;
спит беспокойно, засыпает с трудом;
пуглив, многое вызывает у него страх;
обычно беспокоен, легко расстраивается;
часто не может сдержать слезы;
плохо переносит ожидание;
не любит браться за новое дело;
не уверен в себе, в своих силах;
боится сталкиваться с трудностями.
Как общаться с тревожным ребенком?
1.Включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
2.Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее?»
3.Для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным при введении новой игры, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.
4.Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие.
5.Состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы.
6.Следует помнить, что работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.