ученический проект Грамотный покупатель, 10 кл
Районная научно - практическая конференция школьников
«Мир открытий».
Грамотный покупатель
Учебный проект
Автор: обучающиеся 10-го класса
МОУ «Ягуновская средняя общеобразовательная школа»
Кемеровского муниципального района Кемеровской области
Руководитель: Крылова Офелия Велигулиевна
учитель математики высшей категории МОУ «Ягуновская средняя общеобразовательная школа»
Кемеровского муниципального района Кемеровской области
Кемеровский район 2011
Оглавление
Введение.3
Глава 1. Грамотный покупатель, какой он?............4
1.1 Права и обязанности покупателя ..4
1.2 Типы продовольственных магазинов 5
Глава 2. Практическая работа..7
2.1 Определение состава групп и вопросов, направляющие проект7
2.2. Составление меню ..8
2.3 Распределение обязанностей и определение типов магазинов в нашей
местности .9
2.4 Составление базы данных по продуктам..10
Заключение и рекомендации12
Список информационных источников...............13
Приложение №1.....14
Приложение №2.....15
Приложение №3.....18
Введение
На уроках математики мы учим теорию, решаем задачи, уравнения. И иногда, кажется, что эти знания не имеют никакого отношения к нашей жизни. Так ли это? Может ли математический аппарат помочь стать грамотным покупателем?
Мы сейчас живем в мире рыночного разнообразия. Количество разновидностей продуктов и соответствующих магазинов впечатляет. Как не затеряться в этом многообразии? Как в полной мере использовать свои покупательские права, не вредя семейному бюджету и здоровью?
Чтобы эффективно выбирать товары и услуги и продуктивно пользоваться ими, покупатели должны получать информацию и знать, как ее использовать. Чтобы правильно выбрать товар, покупатели должны уметь распоряжаться денежными средствами, получать информацию о конкурирующих товарах и услугах и знать, как сравнивать товары. Учащиеся в возрасте от 13 до 19 лет менее всего осведомлены о своих правах как покупателей и плохо ориентируются в ценах, особенно на продукты.
Гипотеза: правильно питаться в современном обществе, затрачивая разумное количество средств возможно.
Целью проекта является составление рекомендации относительно того, где делать дешевые покупки здоровых и вкусных продуктов.
Задачи:
Изучить права и обязанности покупателя.
Изучить типы продовольственных магазинов
Определить критерии здоровой пищи и составить меню из пяти блюд.
Посетить несколько местных магазинов и изучить цены на ингредиенты выбранных блюд.
Зафиксировать эти данные, провести сопоставление и анализ данных, обобщить в сводном анализе.
Представить итоговый отчет в виде презентации Microsoft PowerPoint.
Предоставить рекомендации по недорогим и вкусным, полезным для здоровья продуктов питания.
Данная работа будет интересна учителям, ученикам и родителям.
Глава 1. Грамотный покупатель, какой он?
Права и обязанности покупателя
Чтобы эффективно выбирать товары и услуги и продуктивно пользоваться ими, покупатели должны получать информацию и знать, как ее использовать. Чтобы правильно выбрать товар, покупатели должны уметь распоряжаться денежными средствами, получать информацию о конкурирующих товарах и услугах и знать, как сравнивать товары.
Грамотный, образованный покупатель может:
Обращаться за помощью, информацией и советом
Понимать механизм сбыта и продажи товаров и услуг
Знать права покупателя
Делать покупки на основании обоснованных решений
Получать, сопоставлять и анализировать информацию о товарах
Хорошо управлять денежными средствами и избегать долгов
Вести переговоры, конструктивно выражать претензии и решать проблемы
В 1960-х гг. президент США Джон Кеннеди объявил в Конгрессе США, что у потребителей есть четыре основных права:
Право на безопасность
Право на информацию
Право на выбор
Право на выражение своего мнения
Межрегиональная общественная организация, Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» определила следующие права потребителей [1]:
Право на качество
Право на возмещение ущерба
Право на информацию
Право на безопасность
(Приложение 1)
Типы продовольственных магазинов
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Согласно ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»:
Гипермаркет - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента, торговой площадью от 5000 м2. [3]
Главными принципами гипермаркета являются: [4]
относительно низкие цены;
продленный график работы;
удобная транспортная связь;
большая автостоянка;
организация торговли по принципу самообслуживания.
Гипермаркеты ориентированы как на менее состоятельного клиента, так и на оптовых покупателей. Гипермаркеты пользуются популярностью не только за счет невысоких цен на товары, но и возможностью сделать комплексную закупку продуктов питания на всю неделю.
Супермаркет - предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно по форме самообслуживания, торговой площадью от 400 м2 до 2500 м2 [3]
Супермаркеты - магазины с большим предложением товара (до 25 тыс. наименований), с более высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком выше среднего. [5]
“Магазины у дома” или магазины «шаговой доступности» - небольшие магазины, предназначены для обеспечения текущих потребностей живущих рядом с ними покупателей. В идеале предполагается, что в такой универсам можно попасть, выйдя из квартиры в тапочках за булкой и пакетом молока. [5]
Интернет - магазины – те, которые доставляют продуктовый заказ, сделанный через Интернет.
Последнее время интернет магазины становятся все более популярными, связано это с тем, что именно такая форма совершения покупок наиболее удобна для клиента. Во-первых, ненужно тратить время на поездку по магазинам. Во-вторых, в интернет - магазине есть возможность приобретать товары в любое удобное время - в выходные или даже ночью. В-третьих, клиент имеет возможность получить гораздо больше информации о товаре из специальных сопроводительных статей и посмотреть большее количество аналогичных товаров, а значит, имеет больше возможностей для выбора.
Глава 2. Практическая работа
2.1. Определение состава групп и вопросов, направляющих проект
1- я группа "Борщ". Состав: Осокин Алексей, Бойков Никита, Дудко Анастасия, Ерошенко Наталья
2-я группа "USG". Состав: Бедулина Анна, Шамонина Юлия, Клешнина Анастасия, Колеватова Мария
3-я группа "XP". Состав: Решетняк Екатерина, Грибанова Анастасия, Титов Алексей, Праслов Максим
Основополагающий вопрос:
Грамотный покупатель, какой он?
Возможно ли правильно питаться в современном обществе, затрачивая разумное количество средств?
Проблемный вопрос:
Что нужно знать грамотному покупателю?
Что такое здоровая пища?
Как стать грамотный покупателем?
Где купить дешевые, вкусные и полезные продукты?
Учебный вопрос:
Какие существуют методы сбора и анализа информации?
Какие существуют способы представления данных?
В чем преимущество графического и табличного представления данных от текстовых?
2.2. Составление меню
В рамках проекта "Грамотный покупатель" группой «Борщ» было выдвинуто меню полноценного и здорового обеда на двух персон. Оно состояло из:
закуски (бутерброды с сыром, творогом и помидорами),
основного блюда (свинина тушёная с овощами),
гарнира (морковь, петрушка, картофель, лук, солёные огурцы),
напитка (компот из сухофруктов),
десерта (желе фруктовое).
Группой «USG» было предложено следующее меню:
закуска из свежих овощей,
курица с перцем и помидорами,
картофельное пюре,
компот из сухофруктов с лимоном,
яблоки, запеченные с орехами.
А группа «XP» выбрали меню, которое, на их взгляд, относиться к здоровой пище. Были предложены следующие блюда:
Закуска: салат со свежей капустой.
Гарнир: варёный рис.
Основное блюдо: жареная говядина.
Напиток: молоко.
Десерт: мороженое.
Изучив статью о здоровой пище [6] и обсудив все варианты меню групп, мы пришли к следующему варианту обеда из пяти блюд:
Закуска из свежих овощей
Курица с перцем и помидорами
Картофельное пюре
Компот из сухофруктов с лимоном
Фруктовое желе
(Приложение 2)
2.3 Распределение обязанностей, определив типы магазинов в нашей местности
Проанализировав магазины, находящиеся на территории Ягуновского поселения и г. Кемерово пришли к следующей классификации основных типов магазинов:
Тип магазина
Название магазина
№1
Название магазина №2
Магазины «шаговой доступности»
Губернский магазин
Каравай
Супермаркеты
Семёрка
Кора
Гипермаркеты
Поляна
Палата
Оптовые магазины
Оптовая база
Губернский рынок
Интернет-магазины
http://dostavka.7cont.ru
1- я группа "Борщ". Изучает цены на ингредиенты в магазинах "шаговой доступности" ("Губернский магазин", "Каравай") и оптовый магазин (оптовую базу)
2-я группа "USG". Изучает цены на ингредиенты в супермаркете ("Семерка", "Кора") и Интернет-магазине (http://dostavka.7cont.ru)
3-я группа "XP". Изучает цены на ингредиенты в гипермаркете ("Поляна", "Палата") и губернском рынке.
2.4 Составление базы данных по продуктам
Группа «Борщ» посетила магазины «Каравай», «Губернский» и рынок «Сотка», изучила цены на ингредиенты и представила следующий отчет:
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Группа «USG» исследовала цены в «Коре», в «Семёрке» и Интернет-магазине и получила следующие результаты:
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Сравнительный анализ не дал однозначного ответа, где можно купить дешевые продукты.
Группа «ХР» изучала цены на ингредиенты в «Поляне», «Палате» и «Губернском рынке». Сводный отчет представлен ниже:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(Приложение 3)
Заключение и рекомендации
Из отчета группы «Борщ» наглядно видно, что самые низкие цены на рынке «Сотка», а самые дорогие – в «Каравае».
Вывод группы «USG»: самые высокие цены на филе курицы и сахар в магазине «Кора», на масло сливочное и сухофрукты – в Интернет-магазине, на бананы – в «Семёрке».
Из диаграммы, подготовленной группой «ХР» видно, что не всегда цены на «Губернском» рынке дешевле, как думают многие. Например, сливочное масло и сахар выгоднее покупать в «Палате», а филе курицы и бананы на «Губернском рынке».
На основе проведенного исследования мы выяснили, что наиболее дешёвый вариант обеда на две персоны будет стоить около 153,46 рублей, а наиболее дорогой – 254,16 рублей, при условии, что набор продуктов покупается в разных магазинах. А если говорить о закупке продуктов по наиболее низкой цене в отдельном магазине – 154,3 рубля, наиболее выгодным вариантом является оптовый рынок «Сотка», а самым дорогим – интернет-магазин – 228,4 рублей (за счет доставки).
Здоровое питание предполагает возможность расширить ассортимент потребляемых нами продуктов. Обратите внимание на те продукты, особенно овощи, цельные злаки или фрукты, которые не входят в ваше обычное меню.
Чтобы эффективно выбирать товары и услуги и продуктивно пользоваться ими, покупатели должны получать информацию и знать, как ее использовать. Мы установили, что грамотный покупатель это тот, который тратит разумное количество средств на полезную и здоровую пищу и это возможно. Просто надо владеть информацией и пользоваться ею.
Советы покупателям:
Избегайте импульсивных или ненужных покупок;
Повышайте уровень образования;
Планируйте свой бюджет, ограничивайте траты и записывайте расходы;
Сравнивайте цены в различных магазинах;
Определяйте наилучшие покупки;
Отличайте потребности от желаний;
Старайтесь получить как можно больше информации о товаре перед покупкой;
Обязательно читайте информацию, напечатанную мелким шрифтом;
Всегда берите чек;
Выражайте претензии или свое неудовлетворение непосредственно продавцу или производителю, не забывая о тактичности.
Список информационных источников
Межрегиональная общественная организация. Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» [Электронный ресурс]: - Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].– заглавие с экрана
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300 – 1 [Электронный ресурс]: - Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заглавия с экрана
ГОСТ Р 51773 – 2001 Розничная торговля. Классификация предприятий» [Электронный ресурс]:принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 5 июля 2001 г №259 – ст. - Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заглавие с экрана
Наумов, В.Н.. Маркетинг сбыта. [Электронный ресурс] / В.Н. Наумов. - Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заглавие с экрана
Организация розничной торговли [Электронный ресурс]: - Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заглавие с экрана
Здоровый рацион-Рацион [Электронный ресурс]: - Режим доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заглавие с экрана
Приложение №1
Права и обязанности покупателя
Закон РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1 [2]
Права покупателя:
Осмотреть товар, до заключения договора розничной купли-продажи, если это не исключено ввиду характера товара (ст.495 ГК).
Обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара (ст.502 ГК и ст.25 Закона “О защите прав потребителей”).
Потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент удовлетворения его требования, при возврате продавцу товара ненадлежащего качества (ст.504 ГК).
Потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе и продавце, режиме его работы и реализуемых им товарах (ст.8 Закона “О защите прав потребителей”).
Обязанности покупателя:
Оплатить товар (ст.500 ГК).
Принять купленный товар (ст.484 ГК).
Известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи об ассортименте, качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором (ст.483 ГК).
Привлечь продавца к участию в деле, если третье лицо по основанию, возникшему до исполнения договора купли-продажи, предъявит к покупателю иск об изъятии товара (ст.462 ГК).
Возместить разницу между ценой заменяемого товара и ценой товара, передаваемого взамен товара ненадлежащего качества при его замене на аналогичный, но иной по размеру, фасону, сорту или другим признакам (ст.504 ГК).
Приложение №2
Здоровое питание [6]
Тема здорового рациона питания – это не о том, как строго придерживаться той или иной философии питания, чтобы обрести нереальную худобу, или о том, как лишить себя еды, которую вы так любите. Скорее это о том, как чувствовать себя на все сто и оставаться при этом таким здоровым, каким только возможно. Всему этому можно научиться, освоив несколько базовых понятий из области диетологии и используя их так, как это больше всего подходит именно вам.
Выбирайте такую пищу, которая может улучшить ваше здоровье, и избегайте пищи, повышающей риск возникновения сердечнососудистых и раковых заболеваний, а также диабета. Расширьте ассортимент вашей здоровой пищи, включив в него многие замечательные продукты питания. Узнайте о том, как пользоваться советами и указаниями для создания и поддержания рациона питания, которое доставит вам удовлетворение и принесет пользу вашему здоровью.
Вот несколько советов о том, как выбирать пищу, чтобы поправить свое здоровье, и как избежать пищи, которая способна увеличить риск возникновения болезней. И при этом построить такой рацион питания, который устраивает именно вас!
Общая картина: стратегии выбора здорового рациона
Потребляйте столько калорий, сколько нужно. Но не больше! Соблюдайте баланс между количеством потребляемых и расходуемых калорий, иными словами, не ешьте больше того количества, которое расходует ваш организм. Средняя рекомендуемая дневная норма равна 2.000 калорий, но тут все зависит от вашего возраста, пола, роста, веса и физической активности.
Ешьте разнообразную пищу. Здоровое питание предполагает возможность расширить ассортимент потребляемых вами продуктов. Обратите внимание на те продукты, особенно овощи, цельные злаки или фрукты, которые не входят в ваше обычное меню.
Попробуйте уменьшить размер ваших порций, особенно когда речь идет о высококалорийных продуктах. За последние время размер порций, особенно подаваемых в ресторанах, растут словно на дрожжах. Выбирайте закуску вместо главного блюда, разделите блюдо с другом и не заказывайте ничего, что рекламируется как блюдо огромного размера.
Ешьте больше фруктов, овощей, злаков и бобовых – продуктов, богатых углеводами, клетчаткой, витаминами и минералами и к тому же свободными от жиров и холестерина. Старайтесь употреблять в пищу свежие продукты местного производства.
Пейте больше воды. Наши тела состоят на 75% из воды. Вода – жизненно важная часть здорового пищевого рациона. Вода вымывает из нашего организма, особенно из таких его органов, как почки и мочевой пузырь, отходы и токсины.
Ограничьте количество сладкой и соленой пищи, а также продуктов, изготовленных из рафинированных злаков. Сахар добавляется к огромному числу пищевых продуктов. За год всего одна банка газировки в день (объемом в 12 унций и содержащая 160 калорий) может увеличить ваш вес почти на 8 кг. Обратите внимание на приводимые ниже советы о том, как ограничить потребление соли и заменить продукты из рафинированной муки на цельные злаки.
Но не становитесь и диетическим полицейским! Соблюдайте умеренность и получайте удовольствие от любимых сладостей и жареной еды, только пусть они останутся случайным элементов вашего здорового рациона. Еда – замечательный источник удовольствия, а удовольствие очень полезно вашему сердцу, даже если жареная картошка ему противопоказана!
Двигайтесь. Здоровая пища улучшает ваш энергетический потенциал, создает ощущение благополучия и снижает риск возникновения многих болезней. А если к этому добавить физическую активность и упражнения, то любой здоровый рацион питания будет еще более эффективен.
Пошаговый прогресс. Внедрение в жизнь новых привычек питания можно облегчить, если сосредоточиваться на одной пищевой группе или объекте за один раз.
Самый важный шаг к здоровой диете
Здоровая диета начинается с того, что вы обучаетесь искусству правильной еды. Тут дело не только в том, что есть, но и в том как. Легче поддерживать здоровый рацион питания, если обращать внимание на то, что вы едите, и на выбор продуктов, которые одновременно и питательны, и доставляют вам удовольствие.
Не торопитесь при пережевывании пищи. Жуйте медленно, наслаждаясь каждым моментом этого процесса. Мы склонны поглощать еду наспех, забывая о настоящем вкусе и аромате пищи, о том, какие ощущения во рту вызывает ее поверхность, плотность и прочее. Попробуйте восстановить связь с исконной радостью от еды.
Избегайте стресса во время еды. Состояние стресса влияет на нашу способность к перевариванию пищи и может вызвать такие проблемы, как колит или изжога. Старайтесь не есть во время работы, вождения автомобиля, споров, просмотра телепередач (особенно таких, которые вызывают беспокойство, или новостных программ). Попробуйте сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, прежде чем приступать к приему пищи, или зажгите свечи и включите успокаивающую музыку, чтобы создать расслабляющую атмосферу.
Прислушивайтесь к своему телу. Спросите себя, действительно ли вы голодны. Может быть, на самом деле, вам просто хочется питьВыпейте для начала стакан воды. Во время трапезы остановитесь прежде, чем вы почувствуете, что наелись. Ваш мозг нуждается в нескольких минутах времени, чтобы послать сигнал телу о том, что оно получило достаточное количество пищи. Так что ешьте медленно. Если вы будете съедать лишь столько, сколько нужно для удовлетворения чувства голода, вам будет легче сохранить и живость ума, и чувство расслабленности, и вы будете чувствовать себя наилучшим образом, тогда как, наевшись до отвала, вы просто можете впасть в состояние, называемой некоторыми “пищевой комой”.
Ешьте раньше, ешьте чаще. Начиная свой день здоровым завтраком, вы задаете отличный старт процессу обмена веществ в вашем организме, а, приняв большую часть дневной нормы калорий как можно раньше, вы дадите организму время для переработки этих калорий. Кроме того, несколько небольших здоровых трапез в течение дня вместо обычных трех обильных приемов пищи позволят вашему обмену веществ делать свою работу более равномерно и предупреждать позывы к перекусам.
Приложение №3
13PAGE 15
13PAGE 141915
Оптовый магазин
Интернет-магазин
супермаркет
гипермаркет
Магазин «шаговой доступности»
магазины
Название: Анализ базы данных группы "БОРЩ"