Конспект урока по математике на тему Составляем и решаем задачи
Математика
Тема: «Составляем и решаем задачи»
Цели деятельности учителя:
способствовать развитию умений распознавать задачи среди похожих объектов, записывать выражения по описанию.
Создавать условия для формирования умения рассуждать.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: имеют представление о понятии «задача»; умеют
распознавать задачи среди похожих объектов, записывать выражение по описанию, находить неверные равенства, преобразовывать их.
Личностные УУД: проявляют интерес к учебному материалу; выражают
внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные: строят связные устные высказывания на математическом
материале, осуществляют анализ объекта, формулируют выводы.
Коммуникативные: принимают различные позиции других людей,
отличные от собственной, адекватно используют средства речевого общения корректно формулируют и отстаивают свою точку зрения.,
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, парная.
презентация (автор-составитель Н.М. Турсунова)
раздаточный материал для индивидуальной самостоятельной работы.
Тема: «Составляем и решаем задачи»
Цель: формирование умения составлять задачи по модели (схеме), с опорой на рисунок и часть условия
Задачи: 1. Создать условие для совершенствования навыка составлять задачи по модели (схеме), задачи с опорой на рисунок и часть условия.
2. Способствовать закреплению умения выполнять арифметические действия с числами, классифицировать геометрические фигуры разными способами.
3. Содействовать развитию мышления, внимания, вычислительных навыков, воспитанию личностных качеств: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.
Формировать УУД:
Познавательные УУД –
1) развиваем умения извлекать информацию из текстов;
Коммуникативные УУД –
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты-
1) развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД –
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Организационный момент (слайд 1)
-Итак, друзья, внимание –13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
Над какой темой мы работаем на уроках математике? (над задачами)
и сегодня мы эту тему продолжаем(слайд 2)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415- Ребята, подумайте, какие качества нужно включить в работу, чтобы для всех урок стал полезным? (внимание, хорошее настроение, старание, наблюдательность, находчивость, смекалку, любознательность)
(слайд 3) стихи
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Откроем тетради и запишем дату.
Минутка чистописания. Постановка проблемы.
- Какое число стоит между числами 4 и 6? (5)
Плачет Ира, не унять, Очень грустно Ире. Стульев было ровно пять. А теперь четыре. Начал младший брат считать: - Раз, два, три, четыре, пять. - Не реви!- сказал малыш - Ведь на пятом ты сидишь. (А. Барто)
-Ребята, какое число сегодня будем писать? (5)
Великий учёный и математик древности Пифагор отводил особое место числу 5, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого учёного наверно согласны и вы? А почему?
Слайд 4
Загадка. Не на меру, не на вес,
А у всех людей он есть. (Ум)
- Что у людей не измеришь и не взвесишь?
И так, друзья, для начала, как всегда, нужна гимнастика ума.
Слайд 5
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Какой рисунок «лишний»?
Рассматривают рисунки, сравнивают по разным признакам. Находят лишний предмет.
Лишние самолеты – сделаны руками человека, а остальные природные объекты.
Лишние снегири – их 3 на рисунке, а остальные парами.
У Коли и Марины 4 мандарина. Из них у брата – 3. А сколько у сестры? (1)
Стала курица считать маленьких цыпляток. Желтых 5 и черных 5. А всего? (10)
Первое слагаемое 6, второе 3. Найдите сумму. (9)
Уменьшаемое 9, вычитаемое 2. чему равна разность? (7)
У Веры 3 яблока, а у Паши пара. У кого больше? А на сколько? (на 1)
Олег сорвал 10 орехов. Он разложил их в два кармана. Как он мог их разложить?
Слайд 6
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Слайд 7 Слайд 8
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Запишите числа. Как называются эти числа? (нечётные) А по какому признаку их можно разбить на 2 группы? (однозначные и двузначные)
Дополните все двузначные до следующего круглого десятка.
А кто это задание выполнит у доски?
Работа по теме урока. Сегодня мы продолжаем работу по теме "Задача". На уроке мы проведем исследование по теме. В конце урока мы должны получить проект под названием "Задача".
Актуализация знаний. Ребята, а что такое задача? (математический рассказ)
Работа в группах. Прочитайте рассказы и сравните их: 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Слайд 9
- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник "Математика", а какой в учебник "Окружающий мир"? (ответы детей)
Почему не все рассказы могут быть задачей? Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. Условие задачи можно записать кратко.
Слайд 513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 Наблюдение и эксперимент
- Вернитесь к нашим полу задачам и проанализируйте их: а можем ли мы им помочь превратиться в настоящие задачи?
"Обобщение материала" - Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей?
"Сообщение" - Посмотрите на доску. Весь собранный материал о задаче у нас расположен в строгой последовательности. А теперь нужно выступить с сообщением, как это делают настоящие взрослые ученые.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. Условие задачи можно записать кратко.
А сейчас игра на «внимание» На лесную поляну прилетели птицы. А если прозвучит слово, обозначающее не птицу, то хлопайте в ладоши.
Прилетели птицы
Голуби, синицы
Мухи и стрижи (муха – насекомое)
Прилетели птицы
Голуби, синицы
Аисты, вороны,
Галки, макароны
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.
Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о птицах?
- Все птицы– друзья человека. Заслуживают самого заботливого отношения к себе, а особенно в зимнее время. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются даже добывать в самые снежные зимы. Птицам не так страшен холод, как страшен голод.
Как можно помочь птицам зимой?
Организация осмысления и усвоения знаний.
Опираясь на известные вам признаки, составьте задачу по краткой записи
1-10 книг
2-?на 3 книги меньше
Какая это задача? (простая) А как сделать так, чтобы задача стала составной? Решите задачу.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Ребята, какие фигуры перед вами? Как одним словом можно назвать эти фигуры? По какому признаку их можно разбить на группы? В конце урока мы должны получить проект под названием "Задача".
А вы хотите составить свои задачи? Попробуйте сейчас придумать свои задачки. Они могут быть любые. Пофантазируйте! Работать можно в паре. Пара, которая будет готова к ответу, поднимет руки «домиком»
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Подводим итог работы на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
Root Entry