Выступление на родительском собрании социального педагога


Выступление на родительском собрании
Социального педагога
Золотовой Е.Г.
Тема: «Общение родителей и детей»
Цели:
·        Расширить знания родителей об общении с детьми.
·        Познакомить со стилями общения.
·        Раскрыть значение невербального общения.
·        Стимулировать полноценное общение родителей и детей.
  
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово
       Здравствуйте!
Один из известных педагогов говорил, что «дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими наши дети выйдут в мир взрослости, во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Давайте сегодня поговорить о нашем общении с детьми.
2. Работа над понятием — общение.
Что же такое общение? Как вы думаете?
       Общение — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, который направлен на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений. Роль общения в жизни человека велика. Для этого достаточно вспомнить примеры из жизни, лишения общения. Это  когда «Маугли» рос в волчье стае и не мог иметь нормальное развитие.
       Итак, общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности?
       Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 10-20 минут.
       Возможно, знания стилей общения многим из вас помогут в воспитании детей столь открытых в данном возрасте.
3. Знакомство со стилями общения
      Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
 
Либеральный стиль общения. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не запрещают и не ограничивают. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.
Индифферентный стиль общения. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее — участие и поддержку с вашей  стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.
Авторитетный стиль общения. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют детей, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
 Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми в семье, какие чаще всего используются  вами фразы, попробуем определить стиль общения.
 Фразы родителей:
Указание. Сделай уроки, вымой посуду, сходи в магазин.
Поощрение. В твоей комнате порядок! Молодец!
Психологическая поддержка. Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание.
Угроза. Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!
Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и хвалу.
Помните!
·        Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
·        Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.
·        Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.
·        Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.
·        Ребенка хвалят — он учится быть благородным.
·        Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
·        Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
·        Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.
·        Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
 
4. Доверительность общения
       Каким образом можно построить ваше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными?
       Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее. Разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
        Перед вами несколько советов от Д. Карнеги, которые возможно помогут преодолеть возникшие проблемы в общении.
·        Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребёнка.
·        Прежде, чем критиковать, скажите о своих собственных ошибках.
·        Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
·        Хвалите ребёнка за каждый, его успех и будьте при этом искренними.
·        Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
·        Делайте так, чтобы ребёнку было приятно исполнить то, что вы хотите.
4. Невербальное общение
       Сейчас мы с вами говорили об общении, все эти приёмы относятся, к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но в общении огромную роль играет невербальное общение.
       Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т. е. телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто доброе прикосновения. Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности.
       Я прошу вас ответить вопросы (про себя):
·        С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
·        С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?
·        Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
  Ответили?
       Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению.
Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе. И возможно, сегодня мы не решим всех проблем по этому вопросу, но если вы задумались, взяли себе на заметку некоторые советы, значит, разговор состоялся.
 
Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения».
 
Спасибо за внимание.