Урок математики в 1 классее Составляем и решаем задачи
Конспект открытого урока
Составила и провела: Аксёнова М.Н.
Дата проведения: 19 ноября 2015 г.
Место проведения: МБОО СОШ № 10 г. Лобня МО
Предмет, класс: Математика, 1 класс
УМК: «Начальная школа XXI века»; учебник «Математика» авторы: Е.Э.Кочурова, В.Н.Рудницкая, О.А.РыдзеТема урока: «Составляем и решаем задачи»
Тип урока: Комбинированный
Предметное содержание урока: Составление задач по рисункам, схемам, моделям. Запись решения задач.
Планируемые результаты:
Личностные: Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Метапредметные: Умение работать в информационной среде. Выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями).
Предметные: Воспроизводить способ решения задачи в вопросно-ответной форме. Сравнивать два числа (больше, меньше, больше на, меньше на). Конструировать алгоритм решения задачи. Осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах. Учить составлять задачи по модели, схеме её решения; совершенствовать навык решения задачи с опорой на рисунок и часть условия; закреплять умения выполнять арифметические действия с числами; повторить последовательность чисел в пределах 20.
Оборудование:
Для учителя: изображение кота, карточки с числами, схема компонентов задачи.
Для учащихся: веер цифр, рабочие тетради на печатной основе.
Ход урока
1.Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, самое удивительное явление в мире - это человеческая доброта. Подарите свои улыбки нашим гостям, подарите улыбки друг другу.
Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся.
И силой наполняемся, дарующей успех!
- Прошу садиться.
Руки – на месте!
Ноги – на месте!
Локти – у края!
Спина – прямая!
Работаем старательно и слушаем внимательно:
2. Актуализация знаний.
- Ребята, какое сейчас время года.
- Какой месяц?
- А какой осенний месяц по счету?
- Какой день недели?
- Какой день недели был вчера?
- А какой день недели будет завтра?
- Какое сегодня число?
- Кто даст характеристику этому числу.
- Сегодня к нам на урок пришел необычный гость, кто это вы узнаете, отгадав загадку:
Ночью он совсем не спит,Дом от мышек сторожит,Молоко из миски пьет,Ну конечно это – … кот.
(открывается доска)
- Ребята, как вы думаете, почему этот кот необычный? (Он состоит из геометрических фигур)
- Назовите эти фигуры (прямоугольники, квадрат, треугольники, круги, овал)
- Чем различаются эти фигуры? (Формой, цветом, размером)
- Подумайте, на какие две группы можно распределить эти фигуры? (многоугольники, круги)
- Наш замечательный кот предлагает вам настроиться на математический лад и устно посчитать.
3. Устный счёт.
1) Слайд № 1
- Хором посчитаем от 10 до 20.
- А теперь в обратном порядке от 20 до 10
3) Слайд № 2.
Приготовьте веер цифр. Восстановите цепочку:
- Покажите число, которое стоит между числами 4 и 6;
- 5 увеличить на 3;
- от 8 отнять 2;
- к 6 прибавить 4;
- 10 увеличить на 5;
- от 15 вычесть 1.
- Среди этих чисел назовите наибольшее, наименьшее число.
- Назовите числа в порядке уменьшения. Объясните, что значит «в порядке уменьшения».
- Подумайте, на какие две группы можно разделить эти числа? (однозначные и двузначные).
4) Слайд № 3
- Посмотрите на следующую цепочку чисел. Подумайте, какая здесь закономерность? (+2). Прочитаем цепочку хором.
5) Слайд № 4
А сейчас, наш необычный кот приготовил для вас необычное задание, оно немного отличается, от тех, что мы сейчас решали. Нужно быть внимательными!
Ушки над бугром торчат...Пара — это зайка.Сколько за бугром зайчат?
Ну-ка, сосчитай-ка! (4 зайчика)
- А почему вы считаете, что 4, ведь ушек 8 торчат? (у каждого зайчика пару ушей)
- Ребята, поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки во время устного счета?
- Кто допускал ошибки? Не расстраивайтесь, в следующий раз у вас всё получится, все обязательно научимся быстро и правильно считать.
Зайчики предлагают вам немного поиграть.
5. Физминутка (зайчики)
6.Сообщение темы урока.
- Ребята, посмотрите, кот на урок к нам пришел с уловом.
на доске: (условие, вопрос, решение, ответ)
- Давайте хором прочтем слова? Что объединяет эти слова? (это части задачи).
- Кто сформулирует тему урока, чему мы будем учиться? (будем решать задачи)
- Сегодня мы будем учиться составлять и решать задачи.
- Прочтем хором первый текст. (Слайд № 5)
Текст 1.
Во дворе играли 2 рыжих и 3 черных котёнка.
- Это задача? (Нет, в этом тексте есть условие, но нет вопроса)
- Прочитаем хором второй текст. (Слайд № 6)
Текст 2.
Во дворе играли 2 рыжих и 3 черных котёнка. На сколько рыжих котят меньше, чем черных?
- Это задача? Почему вы так считаете? (Да, есть условие и вопрос).
- Что такое условие задачи? (то, что известно). Прочитайте условие.
- Что такое вопрос задачи? (то, что надо найти). Прочитайте вопрос задачи.
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (из большего вычесть меньшее)
- Так значит, каким действием мы будем решать задачу? (вычитанием)
- Проговорите решение задачи. (3 – 2 = 1)
- Дайте ответ на вопрос задачи.
- Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась сложением. (Сколько всего котят играли во дворе?)
- Назовите решение задачи.
- Назовите ответ задачи.
- Посмотрите ребята, мы с вами сейчас решили две задачи. Скажите, чем они похожи? (одинаковое условие).
- Чем отличаются эти задачи? (Вопросом, решением, ответом)
Видите ребята, при одинаковом условии, решение задачи может быть разное, потому что ставятся разные вопросы.
Продолжим составлять и решать задачи.
Работа по учебнику (с.88)
№ 1.
- Раскройте учебник по закладке, переверните страницу вперед.
- Наш кот опять побежал на рыбалку. Рассмотрите первый рисунок и схему, послушайте часть условия задачи и продолжите её составление:
«Ваня поймал 6 рыбок. Вдруг…» (кот утащил 1 рыбку. Сколько рыбок осталось?)(Учитель показывает на компоненты задачи:)- Повторите условие задачи.
- Повторите вопрос задачи.
- У Вани рыбок стало больше или меньше? (меньше)
- Каким действием будет решаться задача? (вычитанием)
- Кто готов у доски записать решение задачи?
6 – 1 = 5
- Ребята, покажите круг сигналами, согласны ли вы с решением?
- Назовите ответ (У Вани осталось 5 рыбок).
- Ребята, а возможно ли, что кот утащил 7 рыбок? (Нет, так как по условию сказано, что рыбок всего 6, а 7 больше, чем 6)
№ 2
Наш кот пошел гулять и встретил козлят. Рассмотрите второй рисунок и схему, послушайте часть условия задачи и продолжите её составление:
«В домике живут 7 козлят… (Три козленка ушли на луг. Сколько козлят осталось в домике?)(Учитель показывает на компоненты задачи)
- Повторите условие задачи.
- Повторите вопрос задачи.
- В домике козлят стало больше или меньше? (меньше)
- Каким действием будет решаться задача? (вычитанием)
- Кто готов записать решение задачи?
7 – 3= 4
- Ребята, покажите круг сигналами, согласны ли вы с решением?
- Назовите ответ (В домике осталось 4 козленка).
№ 3
- Кот пошел гулять в сад и огород и встретил там детей, которые ели груши. Посчитайте, сколько груш на рисунке. (9) Сорвали 9 груш и несколько из них съели. Сколько груш могли съесть? Назовите решение. А другие варианты есть?
Решение: 9 – 2 = 7.
– Могло ли остаться 10 груш? (Нет, т.к. по условию сказано, что их всего 9)
Закройте учебники. Уберите на подставку.
7. Физкультминутка для глаз
- Мы с вами работали по учебнику, читали и наши глазки немного устали, пришло время дать им отдохнуть. Сели ровно, спинки прямые, смотрим на экран и следим за движущимися предметами только глазками.
8.Закрепление пройденного.
Глазки наши отдохнули, и мы можем продолжать работать дальше – впереди у нас самостоятельная работа – будем закреплять наши знания.
Самостоятельная работа.
Работа в тетради (с.31)
№2. Прочитаем хором задачу. «У Толи и Тани 9 лимонов. У Толи 3 лимона. Сколько лимонов у Тани?». Запишите решение самостоятельно.
Проверяем: каким действием решали задачу? Назовите решение.
№4 Самостоятельно впишите знаки действий (+ или -) (примеры).
Проверка: ключ к разгадке на слайде. Проверьте свою работу.
Поднимите руку те, у кого знаки вставлены верно.
Закройте тетради. Уберите на подставку.
Минипауза:
Сидя за партой – подняли вверх руки, вдохнули, выдохнули. Положили руки перед собой.
Работа в парах.
- У вас на партах лежит голубой конверт один на двоих, а это значит, что сейчас мы будем работать в парах. Вспомним правило работы в паре.
- Достаньте из конверта карточки. Перед вами задача, но она рассыпалась. Соберите её. (На катке катались 8 детей. Среди них было 4 девочки, а остальные – мальчики. Сколько мальчиков каталось на катке?)- Прочитайте задачу полностью.
- Кто прочитает условие задачи? Вопрос задачи?
- Каким действием решается задача?
- Проговорите решение.
- Скажите ответ.
10. Итог урока. (1 мин.)
- Вот и подошел к концу наш урок. Чем он вам запомнился? (Мы решали и составляли задачи)
- Назовите основные элементы задачи? (Условие, вопрос, решение, ответ)
9. Рефлексия (3 мин.)
- У вас на партах лежат желтые конверты, интересно, что там внутри? Посмотрите. (Рыбки)
Если вам урок понравился и вы довольны своей работой – возьмите зеленую рыбку.
Если вам урок понравился, но задания были не такими уж легкими для вас – возьмите желтую рыбку.
Если задания для вас оказались слишком трудными и вам нужна помощь – возьмите красную рыбку.
Прошу встать первый ряд и прикрепить выбранные вами рыбки рядом с нашим котом. Второй ряд, третий ряд.
- Посмотрите, какой богатый улов знаний мы получили на нашем уроке. Видно, что все вы очень старались. Слушали внимательно, четко выполняли все задания. Кое-кто из ребят испытывал затруднение – не переживайте, и у вас всё получится!
Я благодарна вам за работу. Спасибо! Урок окончен. Отдыхайте.
Резерв на слайде:
Соединить задачу и решение.
На площадке играло 6 мальчиков и 10 девочек. Сколько всего детей играло на площадке? 10 + 8
На одной стороне улицы посадили 10 деревьев, а на другой 8 деревьев. Сколько деревьев на двух сторонах улицы? 10 - 4
В коробке было 10 конфет. 4 конфеты съели за завтраком. Сколько конфет осталось в коробке? 10 - 7
В зоопарке 10 обезьян, а лисиц на 7 меньше, чем обезьян. Сколько лисиц в зоопарке? 10 + 6