буклет методический Рефлексия и ее значение на уроке


Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни, умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнерами по общению. С. Татарченкова пишет, что «Рефлексия – это:
условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил ее

выявление и уточнение результатов деятельности на уроке (найденные факты, сформулированные проблемы, обнаруженные различия в подходах, понимании и т.д.)

осознание способов деятельности

время размышлений, когда полученная на уроке информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается как учителем, так и учеником, а затем соединяется

определение своих образовательных приращений как учеником, так и учителем

Формы предъявления рефлексии
- Устная форма:
диалог между одним учеником и учителем
диалог между двумя учениками
отдельные реплики со стороны разных учеников
возврат к ключевым словам
верным и неверным утверждениям
полилог в виде беседы или обсуждения
игровые методы
круглый стол
- Письменная форма:
анкетирование и опросы с использованием различных методик:
ответы на вопросы
открытые предложения
выбор из предложенных вариантов
расстановка по степени важности
согласие\несогласие с утверждениями
Адрес
г.Капшагай1 микрорайон
ГКУ «Гимназия №2 им.Ш.Уалихановас дошкольным мини-центром»
Телефон:8 (72772) 4-33-96
8 (72772) 4-32-96
Факс:8 (72772) 4-33-96
E-mail:kapchgimn2@mail.ruРефлексия – особый вид мышления… Рефлексивное мышление означает фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор
Р. БустромСуди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
                                               
Антуан де Сент-Экзюпери
Рефлексия
и ее значение на уроке
Виды учебной рефлексииСенсорнаяФизическая Интеллектуальная Духовная успел – не успел, легко – тяжелоСамочувствие, эмоцииЧто понял? Осознал? В чем трудности?Стал лучше, хуже
Рефлексия или размышление является одной из составляющей технологии формирования критического мышления в обучении.
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Таким образом, рефлексия может:
выступать формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, средства, содержание, способы собственной деятельности (интеллектуальная рефлексия);
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
быть средством самопознания.  
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
Вывод: процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
В ходе подготовки буклета, я узнала новые приемы рефлексии.
1. "Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.
2. «Волшебная палочка».
-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)
3. Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
4. Особенности темы. Особенно, если это обобщение, рассмотрим на примере Африки, т.е. объекты или особенности, которые учащиеся изучили по этой теме, на каждую букву
А
Ф
РИ
К
А
5. "Ключевые слова"
На доске прикреплены "ключевые слова" урока, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности. 
6. Двухчастный дневник»
В одной графе – предмет рефлексии, в другой - комментарии. Может вестись на протяжении всего раздела или темы.
работа результат
7. «Плюс – минус – интересно»
«П» записывается всё, что понравилось на уроке
«М» записывается всё, что не понравилось на уроке
«И» учащиеся записывают все любопытные факты
8. «Ответьте на вопросы»
Кто? Что? Как? Зачем? Почему? Когда? Где?
9. «Ресторан»
«Я съел бы еще этого…»
«Больше всего мне понравилось…»
«Я почти переварил…»
«Пожалуйста, добавьте…»