Урок математики в 1 классе по теме Составляем и решаем задачи


Конспект урока
Конспект урока по математике Класс 1а Программа "Начальная школа 21 века"
Ф.И.О. Кожевникова Надежда Николаевна
Должность, образовательное учреждение учитель начальных классов МОУ СОШ села СмоленкаТема урока: Составляем и решаем задачи
Цель урока: создание условий для овладения умением составлять задачи с заданной сюжетной ситуацией по рисунку или по схеме; способствовать развитию умения решать задачи, строить логические рассуждения.
Планируемые результаты образования:
Предметные: уметь дополнять текст до задачи подходящими числовыми данными, формулировать задания, связанные с измерением.
Личностные: способность объяснять выбор арифметических действий для решения, умение выбирать наиболее целесообразный способ решения задачи.
Метапредметные:
Регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; осуществлять пошаговый контроль по результатам, адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные: общеучебные: отличие текста от задачи; дополнение текста до задачи; составление задачи с заданной сюжетной ситуацией по рисунку или по схеме и ее решение; определение порядкового значения числа; постановка и решение проблем.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, задавать вопросы, контролировать свои действия.
Оборудование: учебник «Математика 1 класс» В.Н.Рудницкая тетрадь на печатной основе «Математика 1 класс» В.Н.Рудницкая компьютерная презентация к заданиям урока
технологическая карта урока
раздаточный материал
Этапы работы Содержание этапа
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Мотивация к учебной деятельности До урока вводит детей в заблуждение, не просит приготовиться уроку.
Организует актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности, создаёт проблемную ситуацию, вводит понятия «порядок» и «хаос».
Хаос – полный беспорядок, неразбериха
-Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке: ручки, учебник и тетрадки?
- Все ли вы готовы к уроку математики? Почему? Можем ли мы начать урок, ничего не меняя? Почему?
- У нас на уроке сейчас всё в порядке? А как это можно назвать то, что происходит?
- А ещё есть такое понятие – «хаос».
- Послушайте, что я нашла в толковом словаре об этом слове.
- Как же быстрее навести порядок на уроке? Чьё решение вам понравилось? Почему?
- А теперь у нас хаос или порядок?
- А что мы сделали для того, чтобы был порядок?
-Итак, что такое порядок, что такое хаос? Проверяют готовность к уроку и обнаруживают, что к уроку математики готовы не все.
Анализируют ситуацию и предлагают её решения.
Пытаются пояснить понятия «порядок» и «хаос».
Подготовленный заранее, но самостоятельно учащийся читает из толкового словаря о значении слова «хаос».
Предлагают свои идеи по решению проблемы.
Дети готовят необходимые учебные принадлежности для урока математики.
Думают, анализируют, делают выводы.
Вспоминают сказку К.И.Чуковского "Путаница"
(Фронтально-групповая работа, проблемный метод,частично-поисковый метод, метод анализа)ИКТ
2. Актуализация знаний
Формулирование цели урока Рассмотрите рисунки на доске.
⃝⃝⃝⃝⃝ ⃝⃝⃝⃝⃝ ⃝⃝⃝⃝⃝
-Сравните их. Чем они похожи? Чем отличаются?
-По каким карточкам можно составить задачу?
-Давайте сформулируем тему урока. Какие задачи поставим перед собой на сегодняшнем уроке?
(Учитель выслушивает ответы учащихся, корректируя их.)
- Что будем делать для этого? (составление плана работы)
- Что нам поможет достигнуть поставленные задачи? (Учебник)
Спланируем свою работу. (На уроке мы должны подумать, рассказать, выполнить письменные задания)
Повторим:
Условие – это то, что нам известно. То, о чём говорится в задаче.Вопрос – это то, о чём спрашивается в задаче. Без вопроса нет задачи.Решение – это математическое выражение.Ответ – это результат, полученный при решении задачи.
Учащиеся отвечают, по какому рисунку можно составить и решить задачу.
Формулируют тему урока, определяют цель урока.
Повторение структуры задачи.
Фронтальная работа
Метод прогноза и анализа.
3. Закрепление умения дополнять текст задачи по рисунку Работа с учебником - №1
- Данный материал определяют порядок или хаос? Почему?
- Вспомните структуру задачи и дополните условие подходящими числовыми данными, чтобы получилась задача.
(Умение действовать по инструкции позволит в дальнейшем легче ориентироваться на выполнение конкретного задания)
Проанализировать задачу, решить ее, ответить на вопрос.
Предлагает выступающего презентовать свою работу.
- Возможно ли, что кот утащил 7 рыбок?
Задание №2
Поясняет задание, организует работу в группах: дополнить условие числом, назвать все возможные числа, которые можно поставить в "окошко".
Способствует выработки умения слушать друг друга в группе и делать совместно выводы.
- Какие числа нельзя поставить вместо карточек? Почему?
Задание №3
Придумать сюжетную ситуацию ("Маша сорвала с грядки..", "Заяц собрался в гости…"). Составить задачу по рисунку и схеме решения, дополнить запись с помощью карточки с числом.
- Можно по первому рисунку задать вопрос к задаче - "На сколько больше…?", а по второму - "Сколько всего…?"
Работа в тетради - №1: самостоятельно.
Организовывает самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь Анализируют, делают выводы, доказывают свою правоту.
Вырабатывают своё правило – дополнить условие и задать вопрос.
Фронтальная работа, метод синтеза и анализа, деятельностный метод.
Работа в группах
Составляя условие задачи с помощью рисунка, учащиеся могут убедиться в верности (ошибочности) выбора числовых данных. Подбирая данные, должны учитывать отношения между числами.
Ученики закрепляют умение составлять и решать задачи. Ориентируются на рисунок и схему.
Самопроверка
Анализируют свою самостоятельную работу над задачей

4. Закрепление умения решения текстовых задач Игра "Живые модели"
Задачи в тетради №2, 3 - после анализа решить самостоятельно
Организовывает самостоятельную работу, оказывает индивидуальную помощь Повторить состав числа 9
Выполняют сами работу, определяют границу знания - незнания
Фронтально – групповая работа,
метод анализа и синтеза,
частично – поисковый метод,
самостоятельная работа, взаимопомощь и взаимоконтроль
5.
Закрепление упорядочивания числовых выражений В каком порядке получим значения выражений
Учебник « 4. С. 89.
- Что видите порядок или хаос? Докажите.
- Как вы думаете, от чего будет зависеть результат?
(Формирование арифметической наблюдательности) Анализируют и делают выводы о порядке и хаосе.
Предполагают результат, выполняют задание, сравнивают с предположениями
Метод прогноза
6. Рефлексия Способствует развитию умения анализировать свою работу на уроке и работу одноклассников,
мобилизует на рефлексию.
- Какая была главная цель нашего урока?
- Кто считает, что хорошо умеет составлять и решать задачи? Какие задания этому способствовали?
- Что для вас было новым на уроке?
- Как вы считаете, наш урок прошёл с пользой? Почему?
- Чья работа на уроке вам понравилась? Почему?
- У кого сейчас хорошее настроение? Почему?
- Что вам пригодилось на уроке: порядок или хаос?
- А к каким последствиям может привести беспорядок? Анализируют работу на уроке и своё психологическое состояние
Фронтальная работа,
метод рефлексии,
индивидуальный подход,
метод самоанализа, умение делать вывод
Подпись_______________________ Дата составления ____________________