Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие логического мышления» 5 — 6 класс
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 456
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школы № 456
___________________/Гришина Л.А./
Рассмотрено и согласовано
на Педагогическом Совете
протокол № ____ от «___» _______ 201__ года
приказ № ____ от «____» __________ 201__ года
Рабочая программа внеурочной деятельности
Направление - общеинтеллектуальное
«Развитие логического мышления»
Возрастная группа - 11-12 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор программы:
учитель информатики
Катасонова Т.Н.
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность
В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического мышления, предполагающего, в частности, следующие умения: анализировать, сравнивать (выделять общее и особенное), проводить аналогии, классифицировать, выделять главное и обобщать, устанавливать причинно-следственные и иные связи и т.п. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов.
Практическая значимость
Формирование логических приемов мышления у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов. Логические приемы мышления результативно формируют и развивают способности школьников.
Цели, решаемые при реализации рабочей программы:
• формирование логического мышления;
• привитие навыков сознательного и эффективного использования мыслительной деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
раскрытие общих закономерностей информационных процессов.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению материала;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с, получением и обработкой информации содержащейся в задачах;
обеспечить базовые знания учащихся, т.е. развивать логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Отличительные особенности
Переход от индустриального общества к информационному характеризуется увеличением объема получаемой информации. В связи с этим необходимо у учащегося, по возможности с младшего школьного возраста, развивать общие навыки исследования, мышления и общения, так как в сложившихся условиях гораздо важнее уметь находить нужную информацию и эффективно пользоваться ею, чем запоминать все, что можно запомнить.
Учебно – тематическое планирование.
Раздел Тема Часы
1 Задачи с отношениями 5
2 Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц 6
3 Задачи на переправу 6
4 Задачи, решаемые с помощью графов 5
5 Задачи на перебор возможных вариантов 4
6 Занимательные задачи 4
7 Задачи, решаемые по трафаретам 4
Итого 34
Содержание программы.
Обучать детей нахождению способа решения логической задачи.
Решать задачи расширяющие кругозор учащихся, развитие памяти, внимания;
Познавательное развитие детей - узнавание ими простых связей и зависимостей окружающего мира;
Развитие логики мышления, пространственных представлений, воображения детей;
Развитие умения сравнивать и классифицировать;
Формирование творческих, исследовательских качеств учащихся;
Формирование операционного стиля мышления;
Подготовка к восприятию компьютерного варианта задач.
Ожидаемые результаты
1 уровень.
На первом (начальном) уровне, называемом пропедевтическим, учащиеся знакомится с основными понятиями. Формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, компьютерных тренажеров и т.д.
2 уровень.
Умение решать задачи по следующим направлениям:
Задачи с транзитивными отношениями
Задачи с некорректными условиями
Задачи с отношением равенства
Задачи с не транзитивными отношениями
Задачи с несколькими отношениями
Задачи на сравнение элементов в отношениях
Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц
Задачи на переправу
Задачи, решаемые с помощью графов
Задачи на перебор возможных вариантов
Педагогические технологии используемые на занятии:
• Традиционное обучение;
• Развивающее обучение;
• Личностно-ориентированное обучение;
• Дифференцированное обучение;
• Дидактические игры;
• Проблемное обучение;
• Педагогики сотрудничества.
Форма и режим занятий.
Программа рассчитана на учащихся 5-6 класса, 34 часа в год, 1 час неделю. Занятие делится на две части: 1 – теоретическая часть (25мин), 2 – часть практическая часть – работа на компьютере (15 мин). Занятия проводятся в игровой форме, в форме беседы, наблюдения.
Формы организации учебной деятельности на занятиях:
• Комбинированное занятие;
• Занятие - лекция;
• Занятие - демонстрация;
• Занятие - практикум;
• Творческая лаборатория;
• Занятие - демонстрация;
• Занятие - игра;
• Занятие - консультация.
На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.
№
занятия Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия
(решение логических задач в различных компьютерных программах и играх)
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. Задачи с отношениями Знакомство и игрой «Мудры крот»
Задачи найди лишнее Игра «Мудры крот»
Задачи с транзитивными отношениями Игра «Мудры крот»
Задачи с некорректными условиями Знако6мство и игрой «Тетрис»
Задачи с отношением равенства Игра «Тетрис»
Задачи с нетранзитивными отношениями Игры «Мудры крот», «Тетрис»
Задачи с несколькими отношениями Игры «Мудры крот», «Тетрис»
Задачи с несколькими отношениями Игры «Мудры крот», «Тетрис»
Задачи на сравнение элементов в отношениях Игры «Мудры крот», «Тетрис»
Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц Игры «Мудры крот», «Тетрис»
Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц Игры «Мудры крот», «Тетрис»
Конкурс «Самый находчивый»
Задачи на переправу Решение задач в программе «Морской бой»
Задачи на переправу Решение задач в программе «Морской бой»
Задачи на переправу Решение задач в программе
«Пары»
Задачи, решаемые с помощью графов Решение задач в программе «Пары»
Задачи, решаемые с помощью графов Решение задач в программе «Пары»
Задачи, решаемые с помощью графов Решение задач в программе «Пары»
Конкурс «Самый внимательный» Задачи на перебор возможных вариантов Решение задач в программе «Переливание»
Задачи на перебор возможных вариантов Решение задач в программе
«Переливание»
Задачи на перебор возможных вариантов Решение задач в программе
«Переливание»
Задачи на перебор возможных вариантов Решение задач в программе
«Разъезды»
Задачи на перебор возможных вариантов Решение задач в программе
«Разъезды»
Решение логических задач «Задачи о переправах»
Решение логических задач «Задачи о переправах»
Решение логических задачИнтерактивное задание «Ханойские башни»
Решение логических задач Виртуальная лаборатория «Черные ящики»
Решение логических задач Решение задач в виртуальной лаборатории
Решение логических задач Решение задач в виртуальной лаборатории
Олимпиада «Логические задачи»
Подведение итогов олимпиады, награждение победителей. Обобщающее занятие.
Поведение итогов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Богомолов О.Б., Логические задачи, издательство: «Бином. ЛабороторияГетманова А. Д. Занимательная логика. – М.: Владос, 1998, Ч. 1, С.171.
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 1кл. – М.: Баласс, 2005. – С.35 - 58.
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4кл. – М.: Баласс, 2005. – С.30.