Конспект урока по русскому языку Разряды имен числительных
Технологическая карта урока «Разряды имен числительных»
Этап урока
Ход урока
Формирование УУД технология оценивания.
Стадия вызова
1. Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня мне выпала честь провести урок в вашем классе. Я учитель русского языка. Зовут меня Юлия Мэльсовна. А чтобы начать урок, нам надо зарядиться хорошим настроением.
Скажите себе: «Я буду успешным! У меня все получится! Я буду думать! Я буду стараться! Я буду доброжелательным!»
Эпиграф (Слайд 1)
Как обойтись бы без числа
Наука целая могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
И ты с числительным будь дружен.
Регулятивные УУД:
целеполагание
эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные УУД:
мобилизация внимания, уважение к окружающим.
2. Этап актуализации опорных знаний.
-Сегодня у нас необычный урок. Вы будете агентами по сбору новых знаний. Перед вами листы- Ордеры на Знания, в которых вы будете собирать новую информацию.
А что такое ордер (документ дающий право на что-либо). У нас ордер на Знания.
Приступим к заполнению ордера..
Фамилия, имя (в именительном падеже)
Дата (прописью) Двадцатое февраля
За верные ответы и активную работу на уроке вы будете получать значки суперагентов. Итак, начнем.
Мы получили видеозадание.
СЛАЙД 2
-Как называется мультфильм?
( домовенок Кузя)
-Чем занят домовенок Кузя? Что он делает? (считает)
-На каком уроке вы учитесь считать? (на уроке математики)
-На уроке русского языка вы встречались с числами?
-Какая самостоятельная часть речи отвечает на вопрос сколько ? какой по счету? (имя числительное)
- На какие две группы делятся имена числительные? (количественные, порядковые).
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.
достижение договоренностей и согласование общего решения.
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;
умение планировать и оценивать свои действия;
умение выявлять затруднения в выборе орфограмм.
Познавательные УУД :
умение анализировать языковой материал;
поиск и выделение необходимой информации.
3. Формирование новых знаний.
4. Этап закрепления знаний.
Физминутка
- Ребята, я получила секретное задание, выполнив его, вы сможете сформулировать тему сегодняшнего урока. Для начала потренируемся, решим примеры
Решите пример.
4 +7 =11 1/2+1/3= 5/6 СЛАЙД 3
- Какие числительные использованы в данных примерах? (количественные или порядковые?)
-На какие вопросы отвечают количественные числительные?
- Как вы называете эти числа на уроках математики? (целое, дробное)
-Вы отличные математики. Молодцы!
Внимание ! Мы получили еще одно видеозадание. Фрагмент мультфильма « Вовка в Тридевятом царстве» . СЛАЙД 4
-Какое числительное назвал Вовка?
-На какой вопрос это числительное отвечает? СКОЛЬКО
- Как мы назовем это числительное? Какую проблему вы сформулируете?
Вспомните название сказок и пословиц , в которых встречается собирательные числительные.
Мы увидели разные числительные (11- целое , 5/6дробное и двое). СЛАЙД 5
В задании №1 (в схеме) есть ключевое слово темы урока. Найдите и назовите его (РАЗРЯДЫ)
Сформулируйте темуРАЗРЯДЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ. СЛАЙД 6
Записываем в ордере тему урока: Разряды количественных числительных
- Как вы думаете, какова же цель сегодняшнего урока?
(Дети проговаривают цель) СЛАЙД 7
Продолжаем исследование.
Продолжаем изучать задание 1 в ордере. Прочитайте задание (1 ученик вслух) Используя упр. 401 стр. 46 заполните схему
Выполняем.
Итак, поработаем с этой схемой:
Заполните кластер на Ордере
СЛАЙД 8
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
СКОЛЬКО РАЗРЯДОВ У КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ? ТРИ: ЦЕЛЫЕ (обозначают целые числа). ДРОБНЫЕ (дробные и смешанные числа), СОБИРАТЕЛЬНЫЕ (обозначают несколько предметов как одно целое).
Ваша схема полностью заполнена? Обратимся к ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ материалу учебника. ПОЛЬЗУЯСЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ УЧЕБНИКА, ЗАПОЛНИТЕ СХЕМУ.
Таким образом, целые числительные по структуре делятся на простые, составные и сложные (заполняем схему).
Приведем примеры целых простых, сложных и составных.
Приведите примеры дробных числительных.
ОБРАЩАЕМСЯ К МАТЕРИАЛУ УЧЕБНИКА. СТРАНИЦА.
КАКОВА ОСОБЕННОСТЬ СКЛОНЕНИЯ ДРОБНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ? СЛАЙД 9
ПРИ СКЛОНЕНИИ ДРОБНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЯЮТСЯ ОБЕ ЧАСТИ.
Дробные числительные простые или составные?
Запомните! Дробные всегда составные (схема)
- Итак, идем далее. Вы уже все доказали, что вы умные, смекалистые агенты, но помимо всего каждый агент должен обладать отличным здоровьем, а именно зоркостью.
Задание «Лупа» СЛАЙД 10
Выпишите из текста словосочетания с числительными в таблицу, распределяя их по разрядам.
В нашей столовой одновременно могут пообедать сто десять человек. Для всех детей вкусную еду готовят пятеро поваров. Обедают ежедневно две третьих учеников. Завтракают и ужинают три четвертых от всех детей, обучающихся в школе. Сегодня на полднике не накрытыми осталось двенадцать столов. Семеро ребят из нашего класса уехали на экскурсию. Они пробудут в другом городе трое суток
Целые
дробные
собирательные
Сто десять человек
Две третьих учеников
Пятеро поваров
Двенадцать столов
Три четвертых учеников
Семеро ребят
Три четвертых ото всех детей
Трое суток
По предложенным критериям в ордере оцените агента по парте. Выделите кружочком критерий. Поднимите руки кто справился с работой блестяще, хорошо, почти хорошо, а кому еще надо постараться
Критерии оценивания:
Ни одной ошибки - блестяще
Одна ошибка - хорошо
Две или три ошибки - почти хорошо
Более трех - надо стараться
СЛАЙД 11 Проверка ЗАДАНИЯ ЛУПА.
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 12
Все агенты должны обладать хорошей физической подготовкой
Сейчас все встали
Вышли из-за парт, руки на пояс, улыбнулись и слушаем музыку.Поднимает руки класс – это раз,Повернулась голова – это два,Руки вниз, вперед смотри – это три,Руки в стороны пошире развернули на четыре
Руки вниз, вперед смотри – это три,Руки в стороны пошире развернули на четыреС силой их к плечам прижать – это пять
Опустили руки вниз - это шесть
Всем ребятам повернуться и другу и другу улыбнуться
И другу другу улыбнуться тихо сесть
СЛАЙД 13
- Ребята, вы когда- нибудь разгадывали загадки, ребусы? Сегодня вам надо еще показать, какие вы расшифровщики? Кто такой расшифровщик?
Зашифрованное письмо. Расшифруйте письмо и запишите его в Ордере.
Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
(Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы-сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир). СЛАЙД 14
Числительные какого разряда вы использовали? Молодцы
- Ребята, очередное задание проверит вашу быстроту, ведь агенты должны быть мобильными и уметь быстро принимать решения. Кто быстрее поднимет руку и правильно ответит на вопрос, тот получит звание СУПЕРАГЕНТА За верные ответы на вопросы учитель награждает значками суперагента.
Игра «Супербыстрый». СЛАЙД 15
Вопросы:
1.Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
2.Какое числительное получится, если повернуть 689?
3. Какое числительное в названии сказки, главный герой которой волк-притворщик.
4.Какой месяц в году последний?
5.Сколько человек одного не ждут?
6. Сколько надо отмерить, чтобы потом отрезать?
7.Любимое число учеников?
8.Сколько дней в неделе?
9.Какие числительные состоят из двух корней?
10.Что обозначает имя числительное?
11.Сколько раз старик из сказки А.С. Пушкина («Сказка о рыбаке и рыбке») ходил к золотой рыбке, чтобы та исполнила желания его старухи?
13. Какие числительные состоят из одного корня и как они называются?
Познавательные УУД :
овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся;
выбор наиболее эффективных способов решения задач;
извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные УУД:
аргументация своего мнения и позиции
5. Рефлексия.
Молодцы ребята вы отлично поработали, кто-то из вас получил звание суперагента.
А теперь оцените сою работу на уроке. Обратимся к ордеру (задание 6). 1 ряд продолжит первые три предложения, второй ряд с четвертого по шестое предложение, третий ряд с седьмого по девятое
Незаконченное предложение. СЛАЙД 16
Сегодня я узнал
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что...
Я приобрёл
Я научился
У меня получилось
Я смог
Меня удивило
Давайте послушаем, что у вас получилось
А теперь поставим себе оценку, почеркните выбранную вами оценку:
«5» «4» «3» затрудняюсь ответить.
-Какие оценки я могу вам выставить? (четыре, пять)
Регулятивные УУД:
саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;
Личностные УУД:
оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли.
инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.
6. Итоги урока
-Какое числительное порядковое или количественное поможет нам не забыть об этом дне? (дата проведения урока)
-Что вы узнали о количественных числительных как Агенты?
-Как долго мы были агентами? (30 минут)
-Какой документ вы сегодня заполняли? Данный документ будет иметь силу после подписания учителем.
После окончания урока вы оставляете ордер на парте
7. Домашнее задание.
Итак, открываем дневники записываем домашнее задание.
Составить текст, употребляя числительные.
1 вариант «Режим дня».
2 вариант «Мой класс.
СЛАЙД 17
С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ ВЫ ЗАВЕРШИЛИ УРОК?
Идентификационная информация агента (ФИ)_______________________________________
ОРДЕР на ЗНАНИЯ
Дата (прописью): ________________________________________________________________
Тема урока:_____________________________________________________________________
Задание для агентов:1. Изучите параграф. Заполните схему и расскажите, на какие разряды по значению делятся количественные числительные.
Помощник ! Смотри страницу 46, 47
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Помощник ! Миллион, тысяча, миллиард. обладают свойствами имен существительных, имеют форму рода, изменяются по числам и падежам.
Запомните! Дробные всегда составные. Кроме полтора, полторы, которые относятся к сложным числительным.
При склонении дробных числительных изменяются обе части. Например, пяти восьмых (Р.п.), пятью восьмыми ( Т.п.)
Задание 2. «Лупа»
Определите разряды числительных и заполните таблицу, запишите словосочетания с числительными. Оцените друг друга, согласно критериям. Подпишите, кто проверил!
В нашей столовой одновременно могут пообедать сто десять человек. Для всех детей вкусную еду готовят пятеро поваров. Обедают ежедневно две третьих учеников. Завтракают и ужинают три четвертых от всех детей, обучающихся в школе. Сегодня на полднике не накрытыми осталось двенадцать столов. Семеро ребят из нашего класса уехали на экскурсию. Они пробудут в другом городе трое суток.
Целые
Дробные
Собирательные
Критерии оценивания:
1. Ни одной ошибки – блестяще 4. Две или три ошибки - почти хорошо
2. Одна ошибка - хорошо 5. Более трех - надо стараться
3. Две или три ошибки - почти хорошо
Проверил ФИ:____________________________
Задание 3. Физическая подготовка Агентов.
Задание 4. «Зашифрованное письмо».
Расшифруйте письмо и запишите его в Ордере.
Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Игра «Супербыстрый агент»
Задание 6. Оцени свой Уровень Знаний. Продолжи три незаконченных предложения.
Сегодня я узнал
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что...
Я приобрёл
Я научился
У меня получилось
Я смог
Меня удивило
Поставь себе оценку: «5» «4» «3» «затрудняюсь ответить»
Задание 6. Домашнее
Составить текст, употребляя числительные.
1 вариант «Режим дня».
2 вариант «Мой класс».
Подпись учителя_____________________________
РАЗРЯД
РАЗРЯДЫ
15