Классный час на тему Профессия. Мой выбор
Классный час.
Тема: «Профессия. Мой выбор»
Цели:
- осознание учащимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей;- научить подростков выделять основные признаки профессии: получение образования; получение радости, удовлетворения, материального благосостояния; совпадение интересов, желаний, возможностей.
Задачи:
- научить отличать понятие «профессия», «специальность», «должность».
- расширить знания о мире профессии.
Два мира есть у человека,
Один, который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил. (Н.Заболоцкий)
Ход занятия.
Слово учителя:
Выбор профессии в жизни каждого человека – это выбор судьбы. Выбор профессии – задача со многими неизвестными, причём задача нестандартная, п. ч. Каждый решает её для себя сам. Иногда слышишь:
- Почему вы идете работать?
- Как почему? Все идут – и я иду.
Значит позиция: как вы, так и я.
- Иду работать, чтобы зарабатывать деньги на жизнь.
Ничего предосудительного нет в этом. Деньги нужны каждому. Подросткам 15-16 лет нужно задать себе вопрос: Кто я? Где моё место в обществе? На что я способен? Какую профессию выбрать, как разобраться в своих интересах, склонностях и способностях, как не ошибиться в своём жизненном предназначении?
Это и многие другие вопросы волнуют тысячи подростков, заканчивающих школу. Человек выбирает дело, но и дело выбирает человека. Как сделать, чтобы их интересы совпали. Что значит «человек на своём месте» и что будет, если он займёт чужое?
Вот наглядный пример. Наш класс. Таня профессионально занимается танцами уже 8 лет. Денис занимается вокалом. Надя ходит в художественную школу. Нам могут пригодиться их способности в школьной жизни?
При организации классной работы мы будем исходить из способностей каждого ученика. Поэтому при выборе профессии мы должны помнить, какие у нас способности имеются.
Психологический практикум.
Игра «Угадай профессии».
Участники сидят в кругу. По желанию, один выходит за дверь. Участники называют профессию и делятся на группы, каждая из которых будет показывать вошедшему (с помощью мимики, жестов), что это за профессия. Игрок должен назвать загаданную прфессию.
Изучение базовых понятий.
Работа с таблицей. «Интересы, способности и выбор профессии».
Знакомство со словарём основных понятий…
Упражнение Встреча через 10 лет».
Через 10 лет встречаются одноклассники. Между ними возникает оживленная беседа о том, что произошло за 10 лет, чем занимались. Дается 5 минут. Далее обсуждение.
Выполнение тестовых заданий.
Тест 1. Должность – это: а). профессия б). призвание в). Специальность г). Обязанность
Тест 2. Учитель начальных классов - это: а) профессия б). должность в). специальность
д). призвание
Тест 3. Для успешного выбора профессии необходимо:
А). Принять решение по совету родителей.
Б). Получить ту же профессию, что и лучший друг.
В). Принять решение, зная требования профессии и учитывая свои возможности и способности.
Г).Ориентироваться на популярность профессии.
.
6. Заключительное слово.
Профессиональное самоопределение – процесс и результат самостоятельного и сознательного выбора профессии.
Профориентация всегда была одним из направлений работы в школе. Исследования последних лет по России показывают, что значительная часть молодых людей осуществляют выбор профессии неосознанно, поэтому в настоящее время значение деятельности школы по профориентации учащихся возрастает.
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в её нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а формирование таких универсальных качеств у учащихся, которые могли позволить осуществить сознательный, самостоятельный выбор, быть профессионально мобильным. Профориентационной работе следует занять важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой. Потребности учащихся с их будущим.
В МБОУСОШ №63 профориентационная работа ведётся с 1-й ступени обучения. Дети знакомятся с профессиями своих родителей, устраивают выставки рисунков о профессиях, которые их окружают, пишут сочинения на темы «Кем я хочу быть», ходят на экскурсии в учебные заведения и на рабочие места, проводят классные часы по профориентации. В старших классах ребятам предлагается писать проект о своей будущей профессии, готовить презентации. Материалы для работы учащиеся выбирают из различных литературных источников и интернета, который даёт возможность расширить кругозор о мире профессий.
Как итог проделанной работы проводится фестиваль профессий, где от каждого классного коллектива (7-11 кл.) выдвигаются лучшие ребята.
Для того, чтобы кратко и ярко рассказать о той или иной профессии, показать чем она интересна, учащиеся готовят с помощью программы Power Point презентации, затем обсуждают их, выбирая наиболее понравившиеся.
Для того, чтобы выявить индивидуальные возможности каждого учащегося, сориентировав в будущей профессии, со школьниками проводится тестирование и диагностика с помощью программы «Блок Алматея». За короткое время школьники могут получить рекомендации о выборе профессии.
Сбор собственных Портфолио в электронном виде поможет учащимся построить личную траекторию развития, что позволило бы выявить более точно свои интересы и склонности, также сэкономить силы и время в поисках своего места в жизни и получить глубокое удовлетворение от своего труда.Средний:
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По данным американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Решить проблему профессионального выбора человека призвана профориентация. Профессиональная ориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека и запросам рынка труда. Правильный выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку.
Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности
Например, знакомим с некоторыми профессиями.
Водитель грузовых автомобилей.
Общая характеристика профессии.
Требования профессии к индивидуальным особенностям специалиста. Водитель должен быть физически крепким и выносливым, иметь хороший глазомер, слух, хорошую реакцию на движущиеся объекты. Ему нужны высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность.
Медицинские противопоказания. Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями позвоночника, язвенной болезнью, дальтонизмом, эпилепсией, имеющим нарушения вестибулярного аппарата.
Требования к профессиональной подготовке. Водителю необходима хорошая подготовка по математике, физике, черчению и географии в пределах школьной программы. Знать правила дорожного движения. Должен обладать высокой техникой вождения автомобиля, уметь проводить работу по техническому обслуживанию и ремонту.
Пути получения профессии.
Коммерческий агент
Налаживает и развивает взаимосвязи между производителями и потребителями товаров и услуг, выявляет и формирует спрос на них. Показатели качества работы коммерческого агента – сокращение сроков реализации товаров и услуг, увеличение объема продаж и числа клиентов.
Необходимы развитое аналитическое мышление и воображение, физическая выносливость, эмоциональная устойчивость, наблюдательность, целеустремленность, находчивость, общительность, высокая работоспособность, приятные манеры и внешность.
Работа не рекомендуется людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, выраженные дефекты зрения и слуха, физические недостатки.
Необходимы осведомленность в вопросах экономики, коммерции, социологии и т.д.
Планируя свою карьеру, выбирая профессию, человеку неизбежно приходится собирать сведения о ней и о разных профессиях, оценивая их, сравнивать между собой. За последние годы в России появились новые профессии. Вот некоторые из них:
агент банка- представитель банка: производит поиск клиентов, составляет договоры об обслуживании и т.д.
агент по рекламе: проводит работу с клиентами-рекламодателями, ведет поиск клиентов, заключает договоры и т.д.
аудитор- лицо, уполномоченное финансовым органом или приглашенное предприятием, фирмой провести проверку его отчетности и финансового положения.
брокер- посредник при заключении сделок.
дизайнер
дилер- занимается куплей-продажей ценных бумаг, валют, различных товаров
крупье- банкомет в игорном доме, следит за игрой, выдает участникам их выигрыш и забирает проигранные деньги
импрессарио- организатор зрелищных предприятий
офис-менеджер-организует работу офиса и т.д.
Существует три требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия. Три составляющих условия выбора профессии: «Могу», «Хочу», «Надо».
«хочу»- это личные цели и ценности,
«могу»- познание себя, своих возможностей, способностей, состояние здоровья,
«надо»- знание профессиональной сферы, путей и средств достижения цели, потребностей рынка труда.