«Формирование активного и пассивного словарей при помощи компьютера и компьютерных программ».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 п. Стодолище.





Доклад на тему:
«Формирование активного и пассивного словарей при помощи компьютера и компьютерных программ».















Учитель – логопед: Пантюхова Т.В.



«Формирование активного и пассивного словарей при помощи компьютера и компьютерных программ».
Орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности служит речь. В речевом развитии всех без исключения умственно отсталых учащихся наблюдаются более или менее выраженные отклонения. Одни из них относительно быстро поддаются коррекции, другие сглаживаются лишь в некоторой мере, проявляясь при осложненных условиях. Для таких детей характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем, чем в норме, понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. Недостаточное развитие речи можно наблюдать на различных уровнях речевого высказывания. Оно обнаруживается при овладении произношением в младшем возрасте что затем, как правило, корригируется. Это дает основания говорить о более позднем и дефектном, по сравнению с нормой, становлении у детей фонематического слуха, столь важного для обучения грамоте, о затруднениях точно координировать движения речевых органов.
Отклонения от нормы имеются и при усвоении словарного состава родного языка. Словарь детей беден, значения слов недостаточно дифференцированы. Дети располагают небольшим количеством слов специфического и обобщенного значения, особенно тех, которые передают свойства и качества объектов. Употребляемые предложения часто построены примитивно, не всегда правильно. В них имеются различные отклонения от норм родного языка – нарушения согласования, управления, пропуски членов предложения, в ряде случаев – главных. Сложные, особенно сложноподчиненные предложения начинают употребляться поздно, что свидетельствует о плохом понимании и отражении различных взаимозависимостей между объектами и явлениями окружающей действительности, позволяя говорить о недоразвитии мышления детей.
К подготовительной группе словарный запас детей значительно обогащается, однако дефицит слов, определяющих внутренние свойства человека и вообще живых существ, сохраняется, а построенные предложения оказываются преимущественно простыми.
Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступать в беседу и поддерживать ее, т. е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Дети 6 – 7 лет редко бывают инициаторами двустороннего разговора. Это связано с отставанием в развитии их речи, с узким кругом интересов и мотивов. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем у них спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос. В одних случаях молчат, в других отвечают невпопад. Развернутые ответы, состоящие из одного-двух распространенных предложений, от них можно услышать нечасто.
Становясь старше дети продвигаются в овладении диалогической речью. Однако многие из них не знают, как следует начать разговор, как спросить человека, особенно незнакомого, о чем-либо, как отвечать на его вопросы. Конечно, причиной тому служит не только недостаточная сформированность речи, но и особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы.
Ответы ребят могут быть излишне сжатыми или чрезмерно пространными. В последнем случае они обычно по своему содержанию далеки от вопроса, изобилуют повторениями, несут в себе неадекватную информацию.
Если в формировании диалогической речи у детей старшего возраста наблюдаются определенные успехи, то овладение монологической речью оказывается для них чрезмерно сложным. В известной мере это связано с трудностями планирования высказывания, с неумением следовать заранее определенной схеме, с непониманием того, что слушающий должен воссоздать картину происходившего, опираясь на то, что слышит от говорящего.
Отставание и специфика становления устной речи обуславливают трудности при овладении ими грамотой. Эти трудности обнаруживаются при звукобуквенном анализе слов, в ошибках их написания, в составлении отдельных предложений и пересказов. Связная письменная речь даже учащихся начальных классов имеет яркие черты устной ситуационной речи. Она мало организованна и упорядочена. События излагаются неточно и непоследовательно, с большим количеством повторений. Предложения часто неправильно построены и не окончены. Человек, не бывший участником события или не знакомый с излагаемым текстом, с трудом понимает содержание написанного.
На начальном этапе обучения чтению дети испытывают трудности при самостоятельном чтении. Так, они часто не замечают встречающихся в текстах незнакомых слов, не умеют дифференцировать их от известных. Слова, значения которых им не понятны, относят к числу знакомых, и, наоборот, знакомые слова причисляют к незнакомым. Пытаясь раскрыть значение впервые встреченного слова, дети называют случайные признаки, в основном ориентируясь на ассоциации по звучанию, не обращаясь к контекстному окружению слова.
В значительный степени страдает логический анализ воспринимаемого материала. При этом дети фрагментарно воспринимают отдельные смысловые единицы текста, плохо понимают мотивацию поступков действующих лиц, хуже усваивают описательный текст, чем повествовательный. Важным условием повышения уровня понимания является адекватность общей смысловой структуры текста уровню развития детей, полное осознание ими простых смысловых единиц текста. Этому способствует использование иллюстраций к тексту.
В раннем возрасте у детей, недостаточно сформирована одна из основных функций речи – регулятивная. Дети неточно воспринимают указания взрослого и далеко не всегда определяют содержание и последовательность выполняемой деятельности. Это прежде всего касается сложных инструкций, состоящих из нескольких следующих друг за другом звеньев и содержащих в себе обобщения. В первом случае дети забывают последовательность действий, переставляют их, во втором терпят неудачи из-за недостаточного осмысления задания.
Вплоть до подготовительной группы детям трудно рассказывать о ходе уже выполненной работы. Они пропускают многие действия, говорят о них в самом общем виде. Но особенно сложно для них самостоятельное планирование предстоящей деятельности. Отсутствие наглядно-действенных опор, необходимость исходить только из имеющихся представлений делают ответы детей бедными, непоследовательными, фрагментарными.
Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным), программа коррекционных занятий следующим образом определяет задачи работы над словом:
Обогащение словаря.
Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.
Активизация словаря.
Данные задачи должны реализовываться на всех занятиях, но в зависимости от специфики и от этапа занятия та или иная задача может становиться ведущей, выступать на первый план.
Я не буду останавливаться на всем известных методах и приёмах работы над словарём, а расскажу о том, как я использую компьютер и компьютерные программы для обогащения и актуализации словаря.
Так как использование компьютера ограничено рамками кабинета логопедии, то я расскажу, как данная работа проводится на занятиях логопедии.
Использование компьютера позволяет активизировать процесс накопления общих знаний и создает предпосылки формирования определенной направленности познавательных интересов, повышение общей культуры. Привлекает открытость системы для пользователя, что позволяет адаптировать программу к контингенту детей, задаче расширения активного и пассивного словаря. Развитие интеллекта подразумевает коррекцию фонетико-фонематического недоразвития. Компьютер помогает этой работе, предлагая разнообразный учебный материал, типовые задания с использованием иллюстративного материала, а также путем создания необходимой мотивационной основы.
Начиная со старшей группы, проводится обогащение и уточнение номинативного словаря. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются детьми. В то же время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения.
Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы.
В подготовительной группе следует уточнить значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, растения, деревья, цветы, домашние и дикие животные, времена года и др.
Уже на этом этапе работы огромные возможности предоставляет компьютер. Так как данная работа проводится и в группе то использование традиционного материала снижало бы эффективность усвоения материала. Применение картинного материала в электронном виде повышает интерес ребёнка. У меня собрана коллекция рисунков по данным лексическим темам. Широко использую энциклопедию «Знайки», в которой представлен огромный материал по различным темам, но не только статические иллюстрации использую при изучении материала. Огромный интерес вызывают у детей игры. Так, например, «Детство Мапетов» позволяет не только познакомить учащихся с транспортом, но в процессе игры они классифицируют транспорт – наземный, воздушный, водный. Закрепляют предикативный словарь – плавает, летает, ездит. На закрепление материала используются загадки, раскраски, песенки.
В работе по обогащению словарного запаса особое внимание требует предикативный словарь (глаголы и прилагательные). В подготовительной группе предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются различные мини игры из «Лунтика», «Баба Яга учится читать», «Приключения в Простоквашино» и др. Игры – Кто как передвигается?, Кто как голос подаёт?, Какие звуки издаёт?, Кто как ест?, Кто что делает?
В процессе логопедической работы необходимо дифференцировать следующие пары глаголов.
Дифференциация глаголов, близких по семантике: шить – вязать, строить – чинить.
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает – умывается, купает – купается.
Дифференциация глаголов, противоположных по значению: одеть – снять, поднять – опустить.
Для изучения данного материала использую «онлайн» - игры на сайте «Бибигон».
Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, чёрный), величину (большой – маленький), форму (круглый, овальный), обозначающий высоту (высокий – низкий), длину (длинный – короткий), ширину (широкий – узкий), вкусовые качества ( сладкий, горький), качества поверхности (гладкий – колючий).
На более поздних этапах проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с помощью суффиксов (дерево – деревянный). Эта работа проводится с использованием логопедических тетрадей Козыревой - в электронном виде, а при необходимости могут быть распечатаны и использоваться в бумажном варианте.
Обогащение словаря осуществляется и за счёт местоимений, числительных, наречий и других частей речи. Уточнению значений слов способствует работа над антонимами, синонимами.
Актуализации словаря способствует работа по звуковому анализу слова, закреплению его слухового и кинестетического образа. Для достижения положительных результатов использую игры «Оскар – путешественник», «Медовое приключение» и мн. другие.
Расширение и обогащение словаря детей должно быть тесно связано с развитием грамматического строя речи и в этой работе мне помогает компьютер.
Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к занятию, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.
Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.
Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Ведь, как показывает опыт, многие дети не могут сразу перестроиться на учебную деятельность, и их ведущей деятельностью остается игровая.
Литература
Лильин Е.Т. Компьютерные технологии реабилитации в педиатрии М.2004г.
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.1999г.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.2001г.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.1999г.




15