Методическая разработка внеурочной деятельности Мир игр


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Волоковская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Рассмотрено Принято Утверждаю_______
на заседании на педагогическом советедиректор школы Савченкова Т.М.
экспертной группы протокол № ___от ____ приказ №___от_________
протокол №__от___
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мир игр»
спортивно-оздоровительного направления
Возраст учащихся – 7 лет
Срок реализации – 1 год
Руководитель-Л.А. Иманова
Учительница физической культуры
-д. Волоковая-
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Мир игр» разработана в соответствии с:
-Конвенцией ООН о правах ребёнка;
-Конституцией Российской Федерации;
-Законом «Об образовании в РФ от 29.12.2012г»;
-ФГОСТ начального общего образования (приказ министерства образования и науки Российской Федерацииот 6 октября 2009г. №373);
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010г. №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373»
-Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое Постановлеием Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196;
- Рабочей программы физического воспитания учащихся 1-4 классов, авторы В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- Методическими материалами по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Приложение к письму МОиН- РФ от 12.05.2011 №03-296);
-Рабочей программы физического воспитания учащихся 1-4 классов, авторы В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации;
-Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Волоковская СШ;
-Образовательной программой общеобразовательного учреждения, утверждённая приказом директора МБОУ Волоковская СШ.
Одним из приоритетных направлений формирования и укрепления здоровья нации служит процесс физического воспитания подрастающего поколения, ориентированный на укрепление здоровья, повышение их работоспособности и физической подготовленности. Я считаю актуальной эту программу в нашей школе, подвижные игры оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата,мышечной системы. На формирование правильной осанки детей.В процессе использования учащимися приобретенных знаний,двигательных умений и навыков усиливается оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.
Программа «Мир игр» связана с программами «Играй-ка» и «Ритмика и элементы фитнеса», которые относятся к направлению «Планета здоровья». Программа является адаптивной.
В основе программы «Мир игр» лежит изменённая программа учителя физической культуры Юрасовой О.А. МОУ СОШ № 4 г. Орехово-Зуево, Московской области. Ключевые понятия программы: подвижные игры, сюжетные игры, бессюжетные игры, фестиваль подвижных игр.
Цель: содействие всестороннему развитию личности с помощью подвижных игр, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся.
Задачи направлены на:
формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Программа рассчитана на33 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем в системе целого учебного дня 1 раза в неделю. Место проведения занятий: спортивный зал школы,спортивная площадка. К занятиям допускаются учащиеся 1класса с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная. Формы занятий: в форме урока, беседы, урок-презентация. Формы контроля: опрос, тесты-практикумы.Каждая раздел состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых элементов,подвижных игр, просмотр презентаций. А так же изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть более чем на 90 %представлена практическими действиями –физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными играми,ритмико-гимнастическими упражнениями и элементами детского фитнеса. На занятиях используется рейтинговая система отслеживания и оценивания результатов детей.
1.Сюжетные игры.
“Два мороза”,“Гуси-лебеди”, “Веселые ребята”,“Космонавты”, “Море волнуется”, “Волк во рву”,“Медведь и пчелы”, “Зайцы и волк”, “Воробушки и кот”, “Белые медведи”, “Вороны и воробьи”,“Ловишки-перебежки”, “Салки”, “Хвостики”,Коршун и наседка”, “Колдунчики”, “Кот идет”,“Не ошибись” (с рисунками зверей и птиц),“Кошки-мышки”, “Птицы без гнезда”, “Шишки, желуди, орехи”. Для сюжетных игр “характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный (“Медведь и пчелы”, “Зайцы и волк”, “Воробушки и кот”) и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).
2.Бессюжетные игры.
В бессюжетных играх все дети выполняют одинаковые движения.“Класс смирно!”, “Запрещенное движение, “К своим флажкам”, “Пустое место”,“Карлики и великаны”, “Найди себе пару”, “Чья команда быстрее построится”, “Придумай фигуру”, “На одной ноге”, “Землемеры”,“Увернись от мяча”, “Быстро по местам”, “У ребят порядок строгий”, “Удочка”, “Невод”, “Третий лишний”.
3. Игры с элементами легкой атлетики,
гимнастики, спортивных игр.
Подвижные игры на материале легкой атлетики (бег, прыжки,метании); подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики (простейшие виды построений и перестроений, ОРУ без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в равновесии, несложные акробатические упражнения); подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол).
4. Теоретическое занятие.Презентация “Что мы знаем об играх”
5. Практическое занятие.“Фестиваль подвижных игр”
Согласовано:
Зам.директора
По воспитательной работе
С.А.Ковалкова_____________
Содержание программы по внеурочным занятиям
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов, тем Общее количество часов В том числе
Теория
Практика
Подвижные игры 33 1 32
1 Вводное занятие. Правила   поведения   и  безопасности   во  время  занятий подвижными играми. Презентация «Что мы знаем об играх» 1 1 2 Сюжетные игры 10 10
3. Бессюжетные игры 10 10
4. Игры с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр 11 11
5. Фестиваль подвижных игр 1 1
Всего 33 1 32
Календарно-тематическое планирование
№п\пДата Тема занятия Кол-во часов
Сюжетные игры 10
1 Правила   поведения   и   безопасности   во  время  занятий подвижными играми. «Что мы знаем об играх» 1
2 «Веселые ребята», «У медведя во бору», «Космонавты. 1
3 «Два мороза», «Гуси-лебеди», «Веселые ребята», «Космонавты», «Космонавты» 1
4 «Два мороза», «Гуси-лебеди». Игры по выбору детей 1
5 «Волк во рву», «Два мороза», «Море волнуется», «Воробушки и кот», «У медведя во бору» 1
6 Волк во рву», «Ловишки-перебежки», «Салки», «Коршун и наседка», «Кошки-мышки» 1
7 «Хвостики», «Воробьи и вороны», «Колдунчики», «Медведь и пчелы», «Кошки-мышки» 1
8 «Ловишки-перебежки», «Не ошибись» (с рисунками зверей и птиц), «Кошки-мышки», «Воробьи и вороны», «Колдунчики» 1
9 Динамическая прогулка – игра «Зачем детям нужны игры?» 1
10 Игры по выбору детей 1
Бессюжетные игры 10
11 «Класс    смирно!»,    «К своим флажкам», «Пустое место», «Карлики и великаны», «Землемеры», «Невод», 1
12 «Класс    смирно!»,    «К своим флажкам», «Салки», «Чья команда быстрее построится», «Нади себе пару» 1
13 «Запрещенное движение», «Карлики и великаны», «Салки», «Невод», «Пустое место» 1
14 «Класс    смирно!»,  «Придумай фигуру», «На одной ноге», «Землемеры», «Увернись от мяча» 1
15 «Быстро по местам»,  «У ребят порядок  строгий»,  «Удочка», «Невод», «Пустое место» 1
16 «Запрещенное движение», «Карлики и великаны», «Салки», «Удочка», «У ребят порядок  строгий» 1
17 «Придумай фигуру», «На одной ноге», «Запрещенное движение», «Увернись от мяча», 1
18 «Салки», «Пустое место», «Карлики и великаны», «Невод». 1
19 Игры по выбору детей 1
20 Игры по выбору детей 1
Игры с элементами легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр 11
21 Игры с бегом: «Быстро возьми - быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишки», «Хитрая лиса», «Третий лишний», 1
22 Игры с прыжками: «Не намочи ноги», «Удочка», «Волк во рву», 1
23 Игры с метанием: « Мяч через веревку», «Кто самый меткий?», «Охотники и зайцы», «Штандер», «Вышибалы», «Выбей мяч» 1
24 Игра «Городки» 1
25 Веселые старты с элементами бега, прыжков, метания 1
26 Игры по выбору детей (из ранее изученных) 1
27 С элементами гимнастики: «Построй круг», «Море волнуется», «Донеси мешочек», «Раки» 1
28 С элементами гимнастики: «Канатоходец», «Разойдись не упади», «Шагай через кочки», «Донеси мешочек 1
29 С элементами гимнастики: «По- пластунски», «Через стопку матов», «Тоннель», «Класс, смирно!» 1
30 С элементами гимнастики: эстафеты и полоса препятствий. Игры по выбору детей (из ранее изученных). 1
31 Просмотр учебного фильма «Что мы знаем об играх» 1
32 Фестиваль подвижных игр
(практическое занятие) 1
Руководитель внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению учитель физической культуры Иманова Л.А. Общий педагогический стаж 24 года. Высшая категория.
Для занятий по программе «Мир игр» необходим следующий инвентарь и оборудование: музыкальный центр, ноутбук, гимнастические маты, гимнастическая скамейка, мячи, скакалки.
Основное содержание программы:
1. Сюжетные игры.
“Два мороза”,“Гуси-лебеди”, “Веселые ребята”,“Космонавты”, “Море волнуется”, “Волк во рву”,“Медведь и пчелы”, “Зайцы и волк”, “Воробушки и кот”, “Белые медведи”, “Вороны и воробьи”,“Ловишки-перебежки”, “Салки”, “Хвостики”,Коршун и наседка”, “Колдунчики”, “Кот идет”,“Не ошибись” (с рисунками зверей и птиц),“Кошки-мышки”, “Птицы без гнезда”, “Шишки,желуди, орехи”. Для сюжетных игр “характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный (“Медведь и пчелы”, “Зайцы и волк”, “Воробушки и кот”) и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).
2. Бессюжетные игры.
В бессюжетных играх все дети выполняют одинаковые движения.“Класс смирно!”, “Запрещенное движение, “К своим флажкам”, “Пустое место”,“Карлики и великаны”, “Найди себе пару”, “Чья команда быстрее построится”, “Придумай фигуру”, “На одной ноге”, “Землемеры”,“Увернись от мяча”, “Быстро по местам”, “У ребят порядок строгий”, “Удочка”, “Невод”, “Третий лишний”.
3. Игры с элементами легкой атлетики,
гимнастики, спортивных игр.
Подвижные игры на материале легкой атлетики (бег, прыжки,метании); подвижные игры на материале гимнастики с основами акробатики (простейшие виды построений и перестроений, ОРУ без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в равновесии, несложные акробатические упражнения); подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол).
4. Теоретическое занятие.Презентация “Что мы знаем об играх”
5. Практическое занятие. “Фестиваль подвижных игр”
Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу учебного года учащиеся 3 класса должны освоить
второй уровень результатов:
Личностные результаты:
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение учащихся.
Предметные результаты:
-формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.).
На занятиях используется рейтинговая система отслеживания и оценивания результатов детей.
Руководитель внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению учитель физической культуры Иманова Л.А. Общий педагогический стаж 24 года. Высшая категория.
Для занятий по программе «Мир игр» необходим следующий инвентарь и оборудование: музыкальный центр, ноутбук, гимнастические маты, гимнастическая скамейка, мячи, скакалки.
Литература:
Используемая педагогом:
1.Рабочей программы физического воспитания учащихся 1-4 классов, авторы В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2013 г., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
2.Учебник«Физкультура1-4класс», В.И. Лях. –М:«Просвещение» 2013 г.
3. Учебник «Подвижные игры», Л.В. Былеева, И. М. Коротков,Климкова Р.В., Кузьмичева Е.В. –М: «Просвещение» 2007г.
4. Физическая культура. Упражнения и игры на занятиях в начальной школе В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Издательство:НЦ ЭНАС. 2006.
Рекомендуемая для родителей и детей:
1. Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми дома, в детском саду и начальной. С. Реутский. Образовательные проекты, НИИ школьных технологий. 2009.
2. Нарушения осанки у детей. Издательство:Феникс. 2009.
3. Физическая культура. 1- 4 классы. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы. Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов. М.: Просвещение. 2003.
4. Физкультура для детей. Е. М. Лапицкая. Издательство:Эксмо. 2009.