Рабочая программа по внеурочной деятельности Час подвижных игр 5 класс



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Гриши Акулова
муниципального образования «Город Донецк»
Утверждаю:
директор МБОУ СОШ №1
______________ Комиссарова Л.А.
Приказ от _______ 2015 г. № _____
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Час подвижных игр». 5 класс
Количество часов – 34.
Учитель: Плащевская Татьяна Александровна
Программа разработана на основе программы курса «Организация внеурочной деятельности обучающихся основной школы. (Авт. Сухаревская Е.Ю.)
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. / Москва «Просвещение» 2010г
СОГЛАСОВАНО С МС СОГЛАСОВАНО РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ
Протокол педсовета протокол заседания ШМО ____________ Высочин Е.А.
от _____20____ года №____ от ______ 20____ г. №____ Протокол № ________
Руководитель ШМО от ________ 2015 года
___________________
Спортивно – оздоровительное направление «Час подвижных игр»
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Час подвижных игр» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29.12.2012, Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.
Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:
1.Примерные программы основного общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
2.Основная образовательная программа «Организация внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1 г. Донецка»
3.. Программа составлена на основе программы курса «Организация внеурочной деятельности обучающихся основной школы.»
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности учащихся посредством формирования у них физической культуры, слагаемыми которой являются сохранение и укрепление здоровья, пропаганды и приобщение к здоровому образу жизни, оптимальный уровень двигательных способностей.
Задачи программы:
- формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, умения контролировать своё поведение;
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;
- развитие активности, настойчивости, решительности, творческой инициативы, общей выносливости, силы и гибкости, овладение школой движений;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, стремления к совершенству;
- Содействие развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления) в ходе двигательной деятельности
2. Общая характеристика программы «Час подвижных игр»»
Кружок “Час подвижных игр” входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно – оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В кружок «Час подвижных игр” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
3.Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Регулятивные УУД:
1)принимать и сохранять поставленную задачу;
2)планировать(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
3) адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
Познавательные УУД:
1)осознавать поставленную задачу;
2)понимать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
Коммуникативные УУД:
1)вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила этикета;
2)Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
3)осуществлять совместную деятельность в командах с учётом конкретных учебно-познавательных задач
Ценностные ориентиры:
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в играх ярко отражался
образ жизни людей,
их быт,
труд,
национальные устои,
представления о чести, смелости, мужестве,
желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений,
стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры
3. Место учебного предмета в учебном плане
Программа кружка «Час спортивных игр» в 5 классе рассчитана на 1час в неделю. На основании годового календарного учебного графика школы на 2015 – 2016 уч. г., учебного плана школы и Устава школы количество учебных часов в данном учебном году –35часов.
4. Основные направления реализации программы:
-организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивной площадки
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– организация питания учащихся;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
Формы занятий:
беседы
игры
элементы занимательности и состязательности
викторины
конкурсы
праздники
часы здоровья
Алгоритм работы с подвижными играми.
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр.
5.Требования ФГОС. Планируемые результаты.
Дети должны знать:
-О способах и особенностях движения и передвижений человека;
-О системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простей шего контроля за деятельностью этих систем;
-об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
-о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
Уметь:
-выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
-заботиться о своём здоровье;
-применять коммуникативные навыки;
-отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
-отвечать за свои поступки;
-находить выход из стрессовых ситуаций
6.Тематическое планирование
№ Дата Тема Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Планируемые результаты Оборудование
Планируемая Фактически Упражнения по развитию двигательных навыков формирование представления о мире движений, их роли в сохранении здоровья. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры кубики, мелки, обручи, скакалки
ОРУ. Упражнения по развитию двигательных навыков формирование представления о мире движений, их роли в сохранении здоровья. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры кубики, мелки, обручи, скакалки
Строевые упражнения . Ходьба, бег по заданию. ОРУ формирование представления о мире движений, их роли в сохранении здоровья. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры кубики, мелки, обручи, скакалки
ОРУ Упражнения со скакалкой. Эстафеты Строевые упражнения . Ходьба, бег по заданию. ОРУ формирование представления о мире движений, их роли в сохранении здоровья. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры кубики, мелки, обручи, скакалки
Строевые упражнения . Ходьба, бег по заданию. ОРУ формирование представления о мире движений, их роли в сохранении здоровья. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры кубики, мелки, обручи, скакалки
Строевые упражнения . Ходьба, бег по заданию. ОРУ формирование представления о мире движений, их роли в сохранении здоровья. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры кубики, мелки, обручи, скакалки
Строевые упражнения . Ходьба, бег по заданию. ОРУ формирование представления о мире движений, их роли в сохранении здоровья. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры кубики, мелки, обручи, скакалки
Строевые упражнения . Ходьба, бег по заданию. ОРУ формирование представления о мире движений, их роли в сохранении здоровья. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры кубики, мелки, обручи, скакалки
Мир движений. «Игра белок», «Разведчики», «Щенок» формирование представления о мире движений, их роли в сохранении здоровья. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры кубики, мелки, обручи, скакалки
Красивая осанка. «Хвостики». «Паровоз» формирование правильной осанки и развитие навыков бега Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры гимнастические палки, ленточки. Скакалки
Учись быстроте и ловкости.«Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный» развитие ловкости; воспитание чувства ритма Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры скакалки, мелки, шапочка, шарф. Варежки, лыжи. лыжные палки.
Сила нужна каждому.«Кто сильнее?», «Салки со стопами, «Удочка с прыжками» развитие силы и ловкости Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры мешочки, скакалка, коврики
Ловкий. Гибкий.«Снип –Снап», «Быстрая тройка» развитие гибкости и ловкости Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры гимнастические палки, скакалки
Весёлая скакалка. «Медведь спит, «Весёлая скакалка» развитие ловкости и внимания Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры кубики, скакалки
Сила нужна каждому. «Очистить свой сад от камней», развитие выносливости и силы Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры мешочки, мячи
Развитие быстроты. «Командные салки», «Сокол и голуби» развитие быстроты Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры мячи, скакалки
Кто быстрее? « Найди нужный цвет», «Разведчики» развитие скоростных качеств, выносливости Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры мешочки, маленькие мячи, кубики, коврики
Скакалочка- выручалочка. «Удочка с приседанием», развитие силы Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры скакалки, коврики
Ловкая и коварная гимнастическая палка. «Ноги выше от земли», «Выбегай из круга» развитие быстроты и ловкости Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры гимнастические палки, маленькие мячи, обручи, фишки, волейбольный мяч
Команда быстроногих «Гуси – лебеди». «Лиса и куры», развитие силы и ловкости Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры обручи, гимнастические палки, скакалки
Выбираем бег.«Кто быстрее?», «Сумей догнать» развитие скоростных качеств, ловкости Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры мяч, фишки, флажки
Метко в цель.«Метко в цель», «Салки с большими мячами» развитие меткости и координации движений Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры кегли, малые мячи, большие мячи
Путешествие по островам.«Назови имя», «Бездомный заяц», Лягушки в болоте» развитие меткости и координации движений Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры мячи, обручи, канат, баскетбольная корзина
Развиваем точность движений.«Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот» развитие глазомера и точности движений Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры гимнастические палки, мяч
Удивительная пальчиковая гимнастика. «Метание в цель», «Попади в мяч» развитие ловкости и быстроты Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры теннисные мячики, 2 волейбольных мяча
Развитие скоростных качеств.«Быстро в строй», командные «колдунчики» развитие скоростных качеств и меткости Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры мячи
Развитие выносливости."Бездомный заяц», «Лошадки» развитие выносливости, быстроты и реакции Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры мяч, гимнастическая палка
Развитие реакции. Пустое место», «Часовые и разведчики» развитие быстроты, скорости, реакции Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры мешочки с песком
«Удочка».«Не урони мяч» развитие быстроты и выносливости Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры булавы, мяч, фишки
Прыжок за прыжком.Прыжок за прыжком» развитие быстроты, ловкости, выносливости Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры флажки, эстафетная палочка
«Третий лишний» игра развитие скоростных качеств , ловкости Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, знать разученные игры, самостоятельно играть в разученные игры «Третий лишний» игра
Упражнение « Высокие деревья». Подвижные игры: «Кузнечики», «Лошадки». Самостоятельные игры: футбол, вышибалы. Прыжки. Подвижные игры. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с бегом, самостоятельно играть в разученные игры. Упражнение « Высокие деревья». Подвижные игры: «Кузнечики», «Лошадки». Самостоятельные игры: футбол, вышибалы.
Упражнение «Боксёры».
Эстафета с обменом мячей. Подвижные игры: «Ловишки», «Круговая лапта». Подвижные игры. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель . Метание набивного мяча. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей Уметь выполнять общеразвивающие упражнения, эстафету с переноской предметов, с прыжками с ноги на ногу, самостоятельно играть в разученные игры. Упражнение «Боксёры».
Эстафета с обменом мячей. Подвижные игры: «Ловишки», «Круговая лапта».
7.Материально-техническое обеспечение:
Спортивный зал;
Маты;
Гимнастические скамейки;
Мячи, обручи, кегли, прыгалки;
.
Методические разработки праздников
Электронные презентации «Вредные и полезные привычки»
«Фрукты и овощи на твоём столе»
«Режим дня школьника»
1.Карасёв Т.В. Современные аспекты реализации здоровье сберегающих технологии.
2.Спортивные игры (Под редакцией Ю.И. Портных)
3.Коротков И. М. Подвижные игры во дворе.
8. Результаты освоения спортивного кружка «Час подвижных игр»
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
установка на безопасный, здоровый образ жизни;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа
уважительное отношение к культуре других народов.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
проводить сравнение и классификацию объектов;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)