Рабочая программа по внеурочной деятельности Спортивный час

Пояснительная записка

Целью данной программы «Спортивный час» является коррекционно-компенсаторное и лечебно-оздоровительное развитие учащихся начальной школы.
На пути достижения цели следует решать следующие задачи:
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям;
содействие развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, что будет способствовать успешности их адаптации в обществе.
соблюдение правил техники безопасности во время занятий;
Краткая характеристика программы
При составлении программы были учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового, а также знания полученные учащимися на уроках ритмики и лечебной физкультуры. Система учебных заданий представлена в логической последовательности от простого к сложному. Новый материал вводится пошагово небольшими порциями. Программа включает практический материал.
Специальных уроков по теоретическим сведения из области физической культуры и спорта не проводится, но все учащиеся за время обучения должны получить необходимые знания о физических упражнениях, понимать их значение, знать гигиенические правила и правила техники безопасности, уметь применять их в жизни. Теоретические сведения, получаемые на вводных занятиях сочетаются со знаниями учащихся полученными на уроках чтения, математики, развития речи, физической культуры, ритмики, по темам: охрана здоровья, правила гигиены, режим школьника, геометрические фигуры, пространственная ориентация, порядковый и количественный счёт, меры длины.
Система практических заданий с выраженной коррекционной направленностью, позволяет в последствии более продуктивно организовать самостоятельную работу учащихся во внеурочное время с целью закрепления, полученных знаний, умений и навыков и их общего развития. Особое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности на уроке.
Учебный год делится на 4 четверти:
1 четверть подвижные игры и лёгкая атлетика
2 четверть римческая гимнастика и ритмика
3 четверть лыжная подготовка
4 четверть подвижные игры
Построение и плотность урока, подбор упражнений, костюмы учащихся, использование оборудования и инвентаря зависят от погодных условий. В 1,3,4 четвертях учащиеся, как правило, занимаются на пришкольной спортивной площадке. Если же погодные условия не позволяют заниматься на открытом воздухе занятия переносятся в спортивный зал. Программа ориентирована на реализацию спортивно оздоровительного направления, просветительскую и профилактическую работу с учащимися, направлена на воспитание у них привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, на формирование у учащихся интереса к вопросам сохранения и укрепления здоровья
Рабочая программа основана на теории Л.С.Выготского об общих законах развития аномального ребёнка; о структуре дефекта и о возможностях его компенсации; об индивидуальном и дифференцированном подходе к детям, учёте зон его актуального и ближайшего развития.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МОУ «Лицей №7» отводит 66 часов изучения учебного курса «Спортивный час», из расчёта 2 часа в неделю.
Возраст детей, участвующих в реализации этой программы ученики 1 классов.
Срок реализации программы: 1 год.
Планируемые результаты
Ученик научится: Использовать спортивный час как средство коррекции и оздоровления человека;
Правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий;
Оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
Организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования;
Соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий
Ученик получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы спортивной деятельности
Ученик научится:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Ученик получит возможность научиться:
вести тетрадь по спортивной деятельности с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Спортивное совершенствование
Ученик научится:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Ученик получит возможность научиться:
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).
Краткое (примерное) содержание занятий
1 четверть. Построение и перестроение: перестроение в круг из колонны по одному, перестроение из одной шеренги в две, размыкание и смыкание приставным шагом
Ходьба: ходьба обычным шагом по кругу, змейкой, по диагонали; ходьба в разном темпе; ходьба по размеченным участкам; ходьба на носочках, на пятках, полуприсяд с лёгкими предметами
Бег: на носках, с высоким подниманием бедра, по кругу, змейкой, по диагонали, бег в разном темпе с лёгкими предметами
Прыжки: прыжки с места в длину
Метание: метание резинового мяча в даль
2 четверть. Основные упражнения с гимнастической палкой: сгибание и выпрямление рук с палкой на грудь вперёд, на грудь вверх, на грудь за головой, на грудь вниз; наклоны туловища вперёд назад палка горизонтально вперёд, вверх, вниз
Упражнения с малыми и большими мячами: перебрасывание мяча в круге вправо, влево;перебрасывание мяча в шеренгах вправо, влево с расстояния до 3-4 метров
Танцевальные упражнения: шаг с подскоком, приставной шаг вперёд, приставной шаг в сторону, приставной шаг назад
3 четверть. Лыжная подготовка: имитация лыжных стоек; упражнения на равновесие; ходьба ступающим и скользящим шагом без палок и с палками; игры: «Накаты», «Бег на одной лыже»
4 четверть. Изучение игр, развивающие внимание : «Три движения», «Перемена мест», «Светофор»
Изучение игр на быстроту реакции, координации движений: «Заяц без дома», «Караси и щука», «Успей занять место»
Разучивание игр в комплексе: «Стой», «Скакалка - подсекалка», «воротца»
Распределение программного материала
(при занятиях 1 раз в неделю)

Раздел
Количество часов


Второй год обучения 34 часа
Теория
Практика

1.
Вводное занятие
4


3.
Подвижные игры и легкая атлетика

14

4.
Ритмическая гимнастика и ритмика

10

5.
Лыжная подготовка

16

6.
Подвижные игры

12

7.
Уроки - соревнования

10








Тематическое планирование курса «Спортивный час» в1 классе
1 четверть

Название темы
Кол.
час
Дата проведения




по факту
по плану

1.
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Техника безопасности на уроках
2
07.09-11.09


2.
Построение и перестроение
2
14.09-18.09


3.
Ходьба с лёгкими предметами
2
21.09-25.09


4.
Бег с лёгкими предметами
2
28.09-02.10


5.
Закрепление ходьбы и бега с лёгкими предметами
2
05.10-09.10


6.
Прыжки с места в длину
2
12.10-16.10


7.
Метание резинового мяча
2
19.10-23.10


8.
Эстафетный бег
2
26.10-30.10


9.
День весёлых спортивных испытаний
2
26.10-30.10





2 четверть

Название темы
Кол.
час
Дата проведения




по факту
по плану

1.
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Техника безопасности на уроках
2
09.11-13.11


2.
Основные упражнения с гимнастической палкой
2
16.11-20.11


3.
Упражнения с малыми и большими мячами
2
23.11-27.11


4.
Закрепление упражнений с гимнастической палкой и мячами
2
30.11-04.12


5.
Танцевальные упражнения
2
07.12-11.12


6.
Разучивание новогоднего хоровода
2
14.12-18.12


7.
Зимние забавы
2
21.12-25.12





3 четверть

Название темы
Кол.
час
Дата проведения




по плану
по факту

1.
Техника безопасности на уроках лыжной подготовки.
2
11.01-16.01


2.
Имитация различных лыжных стоек - покачивание туловища вверх и вниз
2
18.01-22.01


3.
Упражнения на равновесие
2
25.01-29.01


4.
Ходьба ступающим шагом без палок
2
01.02-05.02


5.
Ходьба ступающим шагом с палками
2
08.02-12.02


6.
Ходьбы скользящим шагом без палок
2
22.02-27.02


7.
Ходьбы скользящим шагом с палками
2
29.02-04.03


8.
Закрепление ступающего и скользящего шага
2
07.03-11.03


9.
Игры, способствующие овладению техникой лыжных ходов «Накаты», «Бег на одной лыже»
2
14.03-18.03


4 четверть

Название темы
Кол.
час
Дата проведения




по плану
по факту

1.
Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Техника безопасности на уроках
2
04.04-08.04


2.
Изучение игр, развивающие внимание
2
11.04-15.04


3.
Знакомство с подвижными играми на быстроту реакции
2
18.04-22.04


4.
Знакомство с подвижными играми на координацию движений
2
25.04-29.04


5.
Разучивание игр развивающие навыки выносливости
2
02.05-07.05


6.
Закрепление игр развивающие навыки выносливости
2
10.05-13.05


7.
Весёлые старты
4
16.05-20.05





Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов:
- Закона Российской Федерации « Об образовании» (статья 7);
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по физической культуре, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089;
Примерной программы начального общего образования по физической культуре доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» 2007г.
Учебного пособия Е.С.Черника «Физическая культура во вспомогательной школе» 2007 г.
Методического пособия И.М.Бутина, Т. Н. Леонтьевой,С.М.масленниковым, К.В.Ткачёвым «Физическая культура в начальных классах: 2 часть(подвижные игры)» 1996г.
Литература
Учебного пособия Е.С.Черника «Физическая культура во вспомогательной школе» 2007 г.
Методического пособия И.М.Бутина, Т. Н. Леонтьевой,С.М.Масленниковым, К.В.Ткачёвым «Физическая культура в начальных классах: 2 часть(подвижные игры)» 1996г.
Физическое воспитание в начальной школе(пособие для учителей) В.М.Качашкин, М. «Просвещение», 2000г.
Формирование осанки у школьников (пособие для учителей) И.Д.Ловейко, М. «Просвещение», 2000 г.
Физкультура в режиме продлённого дня школы. Под редакцией С.В.Хрущёва, М. «Физкультура и спорт», 2004 г.
Физическое воспитаине школьников с отклонениями в состоянии здоровья(методическое пособие) специальная медицинская группа. С.С.Волков. Владимирский государственный педагогический институт им. Лебедева - Полянского, 1970 г.
Физкультуррные занятия с детьми 5-6 лет. Л.И.Пензулаева. М. «Просвещение», 2001 г

























Заголовок 315