Конспект урока русского языка в 3 классе (Система Л.В.Занкова) по теме: «Частица не. Правописание не с глаголами»









Конспект урока русского языка
в 3 классе (Система Л.В.Занкова) по теме:
«Частица не. Правописание не с глаголами»










Учитель начальных классов:
Гаврилова В.И.



Аннотация.
Материал содержит конспект урока русского языка по теме «Правописание не с глаголами» в 3 классе по системе Л.В.Занкова. Урок может быть использован учителями начальных классов по любой программе.
Пояснительная записка.
Цель данной работы:
Продемонстрировать умения организовывать урок в системно-деятельностном подходе.
Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования, воспитания.
В настоящее время в практике преподавания учебных предметов наметились тенденции к созданию новых технологий, в частности технологий, связанных с построением дидактико – методических систем обучения.
Главная цель современной школы заключается в эффективной передаче наиболее ценного и актуального опыта, накопленного предыдущими поколениями, так, чтобы ученики смогли максимально качественно овладеть им.
Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности учащихся начальной школы и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, обучение пользоваться мультимедийными средствами, развитие широкого кругозора, а также навыков визуально- образного мышления.
Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками, и дает возможность сделать это общение более близким и человечным, чем ранее. Их применение даёт возможность использовать многообразные формы предъявления материала.
В основу настоящей разработки урока учебной темы положена совместная деятельность учителя и учащихся в ходе изучения учебной темы «Правописание частицы не с глаголами» в 3 классе. Урок разработан в соответствии с программой русского языка для общеобразовательной четырехлетней начальной школы по системе Л.В.Занкова.
Тема урока: «Правописание частицы не с глаголами».
По своей структуре данный урок является уроком открытия новых знаний.
Контроль за деятельностью учащихся проводится в ходе всего урока. Оценки выставляются после проверки самостоятельной работы с дифференцированным заданием.
Для закрепления материала использовались следующие формы работы:
индивидуальная,
работа в парах,
самостоятельная работа
Был использован дифференцированный подход ( разноуровневое задание)
На уроке используется компьютер и мультимедиа проектор, подготовлена мультимедийная презентация, помогающая обобщить знания детей о глаголе. На уроке применялась интерактивная доска. На ней фиксировались основные этапы урока: задание для орфографической минутки – для ясности и чёткости видения слов, букв для самопроверки; фиксации цели и задач урока, темы, интерактивные модели (предлоги, союзы, частицы) на этапе постановки проблемы с целью активизации познавательной деятельности учащихся и экономии времени на уроке.
Предполагаемые результаты:
Формирование языковой компетенции:
Закрепление знаний учащихся о значении глаголов в речи. Формирование умений правильно писать не с глаголами. Закрепление навыков грамотного письма.
Формирование коммуникативной компетенции:
Формирование правильной речи. Обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме. Формирование умения работать с мультимедийным оборудованием.
Урок является первым в теме: «Служебные части речи». С предыдущими связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к выделению орфограмм и морфем. Урок опирается на знания, умения, полученные ранее. «Работает» на последующую тему «Часть речи - глагол». Специфика урока в использовании парной работы и использовании здоровьесберегающих методик. Применяются развивающие технологии.




Конспект урока русского языка
Тема урока: «Частица не. Правописание частицы не с глаголами»

Место и роль урока в изучаемой теме: . урок по теме «Служебные части речи».

Цель: Создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока,
организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению орфограммы «частица не с глаголами»

Задачи:
образовательная:
исследовать частицу НЕ;
познакомиться с правилом написания частицы НЕ с глаголами;
формировать умение раздельно писать частицу НЕ с глаголом;
развивающая:
способствовать развитию речи, орфографической зоркости, мышления, внимания;
воспитательная:
воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе, работе в паре.

Формирование УУД:
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
умение определять и сохранять учебную задачу урока;
оценивание своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
участвовать в диалоге;
слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Тип урока: открытия новых знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
парная;
индивидуальная.
Средства обучения:
учебник «Русский язык», 3 класс, Н.В. Нечаевой;
мультимедийный проектор;
презентация

















Технологическая карта урока

Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1 этап урока.
Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности
Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности .
Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.


Слайд 1

Посмотрите на слайд. О чём он нам говорит?
А может быть, лучше поиграть с друзьями?
Итак:
Нам предстоит большая работа,
Всё, что мы делаем – нужно,
Значит, мы будем трудиться
Усердно и дружно!
Сегодня на уроке русского языка мы продолжаем исследовать слова.
Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть?
Слайд 2
Незнайка придумал девиз урока. Нравится он вам? Что можно сделать,чтобы исправить девиз?
Девиз урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться.»

Почему сегодня у нас такой девиз?
– Да, вы правы, сегодня у нас урок открытия нового знания,






Отвечают на вопросы:
-Сейчас я буду учиться, буду узнавать что-то новое.
-Нет, я хочу учиться!
Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.



Активными, внимательными, помогать друг другу.

Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности:
«Что я не знаю?»
«Сам найду способ»
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


2 этап
Актуализация знаний. Проблемная ситуация.
Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о частях речи, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу.
Педагогические приемы: фронтальная беседа.


Покажите на шкале свое настроение и готовность к работе
Слайд 3

1. Орфографическая минутка
Выберите понравившуюся вам «буквенную цепочку» и продолжите закономерность в тетрадях на первой строчке:

Ее Ее Ее
Ее Еее Ееее
Ееа Еев Еед

Актуализация знаний.
А) - Рассмотрите данные слова :
сврить
хлдить
встрчать
глдеть
свстеть
удвить
Слайд 4 - Какое задание предлагаете выполнить?
-На какую орфограмму слова? (без.глас.)
-Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно вписать буквы?
-Запишите буквы гласных на строчке.
Обменяйтесь тетрадями. Проверьте с доски. (открыть шторку в Инт доске)
-Кто выполнил правильно? Оцените работу.
- Какое правило нужно было помнить?
В ходе орфографической минутки учащиеся предлагают вставить пропущенные буквы, определяют последовательность работы при проверке безударных гласных в корне слов.
В ходе орфографической минутки учащиеся предлагают вставить пропущенные буквы, определяют последовательность работы при проверки безударных гласных в корне слов.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: формирование самооценки, взаимоконтроля.
УУД
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками








Регулятивные УУД, формирование самооценки, взаимоконтроля.

Слайд 5
2. Самоопределение к деятельности. – Даны карточки. Разделите слова на группы, Объясните свой выбор,
- Все слова распределили? Почему?
Прочитайте вновь слова. Что общего? Что знаете о глаголах? Обсудите в паре, что знаете о глаголе и приготовьтесь рассказать.

- Как вы думаете, всё ли вы знаете о глаголе?






Это глаголы
Работа в паре
Проговаривают, что повторили.

Регулятивные: контроль, коррекция.
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.


Слайд 6

3. Проблемная ситуация. Выявление места и причины затруднения.

Прочитайте следующие строчки:
Ошибается тот, кто ничего делает.
Откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня.

Почему данные высказывания звучат бессмысленно?
Что нужно добавить?
Перед какой частью речи стоит НЕ?
Докажите, что это глагол.
Добавьте НЕ и запишите глаголы.

У вас получились разные варианты. Почему?
не делает (неделает),
не откладывай (неоткладывай)


В каком месте возникло затруднение?




Почему возникло затруднение?













Высказывают свои мнения




Выполняют задание
Фронтальная проверка.


Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).



Под руководством учителя выявляют место затруднения.
- При написании не с глаголом.

Проговаривают причину затруднения с помощью учителя:
-Мы не знаем как пишется НЕ с глаголом.
Познавательные:
умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

3 этап
Постановка учебной задачи (формулирование цели темы урока)
Цель: формирование умения обозначить цель и тему урока, прогнозировать результат.


Слайд 7
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Какие задачи поставим?



Что нам поможет?
Итак, нам предстоит большая работа, но прежде, чем мы к ней приступим, я предлагаю вам отдохнуть

Слайд 8


Физкультминутка
Сущ.-руки вверх
Прил.-в стороны
Глагол-прыжки
Местоим.-наклоны
Предлоги-сесть
Союзы-руки на поясе
Частицы-двигаем плечами

С помощью учителя, формулируют тему, ставят задачи урока:
- Чем является слово НЕ.
-Узнать, как пишется не с глаголом.






Называют средства:
- Свой опыт, учебник, учитель

Выполняют движения

Регулятивные:
целеполагание, планирование,
Коммуникативные: умение отвечать на вопросы.

4 этап
Открытие новых знаний. Построение проекта выхода из затруднения.
Цели: реализовать построенный проект в соответствии с планом; зафиксировать новое знание в речи и знаках; организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения.
Педагогические приемы: создание проблемной ситуации.


Слайд 9
Исследование №1
Чем является слово НЕ? Докажите. Какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной?
Работа в парах
Проведем исследование в парах и выясним ,какое значение имеет частица не.
Что отрицает его герой, что утверждает? Какая служебная часть речи помогла выразить отрицание?

Прочитайте стихотворение без этого служебного слова. Что изменилось?
Работа с правилом.
.Где можно проверить наши утверждения? Откройте стр. 128 учебника и прочитайте правило.
Выпишите частицу не вместе с глаголом, перед которым она находится. Обведи частицу.
Как она пишется с глаголом?
Какие слова выписали?
Сделайте вывод, как пишется не с глаголом?
Работа с правилом.
Вы самостоятельно вывели правило о правописании не с глаголом. Где можно проверить наши утверждения? Откройте стр. 129 учебника и прочитайте правило. Правильный ли вывод мы сделали? Что нового вы узнали о глаголе из учебника?


Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Работа в парах
Доказывают.
К частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении.

Значит, частица - служебная часть речи.


Выполняют работу в тетрадях и делают вывод:
Отрицательная частица НЕ с глаголом пишется раздельно. Без частицы не непонятно выражение: НО ЗАТО ОДИН ИЗ КЛАССА Я УШАМИ ШЕВЕЛЮ. Нечем гордиться.



Учащиеся читают правило в учебнике, соотносят вывод, находят новое.


Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли, высказывать своё предположение.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез
Регулятивные: контроль, коррекция

Сова предлагает поработать в группах, выполнив №222
Слайд 11
Что исследовали?
В каких случаях частица не придает отрицательный смысл всему предложению?

Работа в группах


Отвечают на вопросы.
Фронтальная работа





Слайд 12
Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно?

Это мы узнаем из следующего исследования. Прочитайте предложения.

Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не)навидят уколы и (не)годуют, когда им (не)здоровится.

Какое задание нужно выполнить?

Попробуйте прочитать эти предложения без НЕ. Какие получились слова?

Есть ли в русском языке такие слова?

Кто догадался, когда нужно писать НЕ раздельно, а когда слитно?

Вывод: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно.
Дополнительно:
СИЛА ЛЮБВИ Сказка Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!», «Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее не может. -Какие глаголы с НЕ запомнили? ( не люблю, не верю, не подходила, не может, ненавидеть, негодовать).
-Что вы заметили? (Что глаголы ненавидеть, негодовать пишутся слитно.) -Ребята, как же пишется НЕ в этих глаголах? (Предположения детей.) -А почему? Можете ли вы предположить? (Не имеют смысла без НЕ.) -Давайте уберём НЕ и попробуем прочитать. -Я говорю так, я вас годую? Или навижу? (Нет.) -Я вам говорю: я вас люблю, ценю, уважаю. -Глаголы ненавидеть, негодовать являются словами-исключениями, также являются словами исключениями слова неволить, недоумевать.





Выполняют работу в тетрадях и делают вывод:
Отрицательная частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

















Нужно НЕ написать слитно или раздельно.

Любят, навидят, годуют, здоровится.


Любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет

Если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Личностные: самоопределение

5 этап
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока.
Цель: осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения. Умение дать оценку учебной деятельности.

Слайд 13

1. Итог урока.

Пришла пора подвести итог нашим исследованиям.
Вернёмся к задачам исследования.
- Какую задачи ставили?
- Какие открытия сделали?
- Какие действия выполняли для этого?
2. Рефлексия
Оцените свою деятельность на уроке, используя шкалу успехов
Отметьте на шкале свои успехи:
знаю
Я запомнил
смог
Слайд 14

Среди глаголов-исключений есть слово - нездоровится. Ему желают- не болеть. мы скажем друг другу пожелания из глаголов с не Пусть ваши пожелания сбудутся, а знания будут применяться.






Отвечают на вопросы учителя.








По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.





Учащиеся говорят пожелания с глаголом с не.
Познавательные:
рефлексия деятельности
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция;
оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

8 этап
Домашнее задание.

Слайд 14

Дома вы можете выполнить:
1) упражнение № 223;
2) составить правила поведения в столовой; 3) найти пословицы по теме урока.

Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что прячется за словами русский язык.
Не грустите! Не унывайте! Не отчаивайтесь, если что-то пока не получается. Вы меня не огорчили, не подвели!
Всем спасибо за урок!


Дифференцированное домашнее задание.
Регулятивные: самоопределение.


15