Урок русского языка в 7 классе Частица как часть речи
Иванова Л.Г., учитель русского языка МКОУ Новоуспенской СОШ
Тема «Частица как часть речи. Разряды частиц» (Русский язык 7 класс)
Цель урока – познакомить учащихся со служебной частью речи – частицей.
Задачи:
Образовательная - дать понятие о функциях частицы как служебной части речи;
Развивающая – развитие навыка сравнительного анализа на примере ранее изученных служебных частей речи; развитие умения самостоятельно выявлять уровень собственных знаний, умения оценивать свою деятельность;
Воспитывающая – воспитание положительного и устойчивого отношения к изучаемой теме, а также - желания грамотно выражать свои мысли, уместно употребляя частицы.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Оборудование: Презентация, дидактический материал
Основные понятия: служебная часть речи, частица, формообразующие частицы, смысловые частицы.
Этап урока
Содержание урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
2-3 мин
Здравствуйте! Садитесь. За окном весна. Какие картины, при произношении этого слова у вас возникали?
Послушайте стихотворение Тургенева «Вариации»
День весенний, пленительный день!
Так приветно журчали ручьи,
а в лесу в полусветную тень
так светло западали лучи!
Как роскошно струилась река!
Как легко трепетали листы!
Как блаженно неслись облака!
Как светло улыбалася ты.
- Какое настроение передано в стихотворении? Какими средствами оно создается? Какие чувства хотел передать автор?
А у вас на уроке какое настроение?
Я желаю вам, чтобы настроение, с которым вы пришли на урок, не покидало вас весь день. Удачи вам в работе.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
5-7 мин
Откройте тетради, запишите дату.
Над какой темой мы работаем на уроках? Что вызывает при правописание сложность? (отличать от других частей речи.).
Прежде чем выполнить задания в парах проговорите алгоритм действия.
Орфографическая разминка
Запишите предложения, раскройте скобки, объясните правописание слов,
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ПО)ТОМУ учебнику ТО(ЖЕ) можно подготовиться к экзамену.
2) ЧТО(БЫ) не опоздать в аэропорт, пришлось остановить попутку, ПОТОМУ(ЧТО)автобусы с утра не ходили.
3) Войдя в квартиру, Ольга (С)НАЧАЛА сняла плащ, а (ЗА)ТЕМ стремительно вошла в кабинет профессора.
4) Собаки на соседнем участке ТО(ЖЕ) замолчали, ТАК(ЧТО) стало непривычно тихо..
Взаимопроверка, оценивание по критериям 5 -0 ош, 4 – 1-2 ош, 3- 3-4 ош.
Поставьте оценку на полях в тетради.
3. Выявление места и причины.
3 мин
На какие орфограммы встретились слова, где кто допустил ошибки, прокомментируйте свои ответы
Объяснение. По 1 учащемуся.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).
3 мин
Составьте устно предложения, в которых слова чтобы, тоже были написаны в два слова. Какой частью речи они будут являться? (мест + частица)
Правильно! Молодцы! Вы полностью справились с заданием. С какой частью речи вы хорошо знакомы, а о какой у вас только поверхностные знания?
-Постарайтесь теперь сформулировать тему урока.
- Действительно, тема урока «Частица как часть речи.».
Эта тема новая для вас?
Давайте определим, что вы уже о ней знаете, а что еще хотите узнать.
Выяснение известных знаний,
Знаю
Хочу узнать
1.Частица – служебная часть речи.
2.Не является членом предложения.
3. Нельзя задать вопрос.
1. Значение частиц
2.Какие бывают частицы?
3. Как выделяются на письме частицы?
4.Какова роль частиц в речи?
постановка целей урока, направленных на результат
-давать определение
- называть группы частиц,
- отличать от других частей речи,
- определять роль частиц в речи
5. Первичное закрепление
15 мин
Исследовательская работа. Работа в группе
1 : Сравните предложения, определите, в каком предложении выражен дополнительный оттенок значения? При помощи какого слова выражен дополнительный оттенок значения?
Сегодня к нам приедут друзья.
Разве сегодня к нам приедут друзья? (вопрос)
2 : Проанализируйте образование глагольных форм в предложениях:
Приехали бы друзья сегодня!
Пусть мальчики встретят друзей у ворот школы
Вы можете дать определение: что такое частица?
Ч- это служебная часть речи, которая вносит оттенки значения или служит для образования форм глагола.
Вы точно уверены в правильности определения?
Сверьте определение с учебником
Над каким умением работали?
Исследуя частицы в предложениях, что уже можно сказать о группах частиц? Вы уверенны или это только ваши предположения? Посмотрите на слайд
Разряды частиц
формообразующие
бы (б), пусть, пускай,
да, давай, давайте
смысловые
вопрос: разве, неужели, ли
восклицание: что за, как, ну и, вот так
усиление: даже, ведь, –то, все-таки, же, ну
указание: вон, вот, это
выделение только, лишь,
(ограничение): почти, исключительно
сомнение: вряд ли, едва ли,
уточнение: именно, как раз
смягчение требования: - ка
отрицательные
НЕ, НИ
Над каким умением работали?
Чем частица отличается от самостоятельных частей речи.
Сделайте свои выводы
Делают выводы:
Нет лексического значения
Нельзя поставить вопрос
Не является членом предложения
Придает различные оттенки значения
Может служить для образования форм слова.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
10 мин
Индивидуальная работа.
Из данных слов выберите только служебные
части речи и распределите их по трем группам
Пусть, слева, о, только, она, чтобы, неужели,
если, впоследствии, не, тот, несмотря на, давай,
да, бы, зато, для, ввиду; в связи с тем, что;
даже, едва ли, несомненно, в целях;
благодаря тому, что.
Самопроверка, оценивание по критериям
Над каким умением работали?
Устная (или письменная) работа
Образуйте предложения, вводя в них одну из частиц, данных в скобках. В каких предложениях с помощью частиц придается
особое значение подлежащему? Сказуемому?
Мой друг замолчал (даже, только, вот, разве).
Одноклассник возразил (неужели, лишь, - то).
Погода улучшилась (почти, как раз, - таки)
Урок мы начали с чтения стихотворения Тургенева о весеннем настроении.
А употребил ли Тургенев частицы для выражения чувств? И какие?(восклицание КАК)
7. Рефлексия
5 мин
Итак, наш урок подходит к завершению и нам необходимо подвести итоги.
Еще раз вернитесь к таблице «Знаю – Хочу узнать - Узнал» Заполните 3 колонку, соотнося с целями урока (1..Служебная часть речи
2.Частица вносит в предложения различные оттенки значения в предложение;
3.Служит для образования форм слов.
Поговорите, используя схему рассуждения.
Заполните лист достижений.
Оцените себя каждый сам:
Я все понял на уроке и могу объяснить другому.
Я все понял, но объяснить затрудняюсь.
Мне надо повторить и закрепить
Я ничего не понял на уроке.
Домашнее задание
2 мин
Пар 62, 63, таблица
На выбор
1. составить предложения
о дружбе, используя частицы.
2 составить текст-обращение
к друзьям, используя частицы.
3.упр. 359
15