Каким должен быть современный педагог


Портрет современного учителя
(Эссе)
В.Д. Спиридонова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шихазанская средняя общеобразовательная школа им. М. Сеспеля» Канашского района Чувашской Республики
Размышляя над темой небольшого эссе, я вспоминаю незабываемые строки великого русского поэта А.Некрасова, обращенные к В. Белинскому:
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Простое человеческое уважение - вот что меня особенно прельщает в профессии учителя.…Проходят годы. А учитель почти для любого учащегося навсегда остается на том же «пьедестале», на который он был «воздвигнут» много-много лет назад своими учениками. Из моей души вырываются уже собственные строки:
Учитель всегда в сердцах ребят.
Ничто не предано забвенью.
Он на пьедестале! Он маяк!
И это не подлежит сомненью!
Этот высокий пьедестал по праву принадлежит неугомонному учителю, который не устает кипеть в гуще жизни. В моей голове вертятся строки, написанные А. Дементьевым. Помните, как талантливый поэт современности призывает нас всех не забывать своих учителей:
Не смейте забывать учителей!
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возращений и вестей.
По праву учителя заслужили о себе добрую память и всеобщую любовь своих учеников. Работая в школе, я в этом убеждаюсь каждый день.
Учитель! Свет твоих лучистых глаз
Зарит детей склоненные головки.
Они по- настоящему любят вас
И не способны на обман, уловки…
Радость знаний, мудрый взгляд необычным делает учителя в глазах у ребят, ведь ему:
Подвластно все: столетия, страны,
Законов мудрых тайный ключ…
Размышляя о современном учителе, я вновь и вновь невольно возвращаюсь к воспоминаниям о своих учителях, которые воспитали нас, вложили в наши души неиссякаемое жизнелюбие и любовь к людям. А каков он, современный учитель? Какова его миссия? Безусловно, современный учитель шагает в ногу со временем. Современный учитель умный, высоконравственный, чуткий, понимающий своих учеников. Современный учитель тот, который в совершенстве владеет методикой преподавания предмета? Да, да! Но всё же, какими бы прекрасными качествами ни обладал учитель, без великой души, без самопожертвования не состоится ни один учитель. Учитель не может быть современным, если он не хранит в памяти тех, кто помог ему стать Учителем!
Благодарю судьбу за то, что она сделала меня учителем литературы. Незабываемы многие уроки словесности, но особенно памятны те, на которых «льется» музыка.
Идет первый урок по изучению романа Л.Толстого «Война и мир». Чтобы заинтересовать учащихся, рассказываю им о первом бале Наташи Ростовой. А затем звучит вальс из одноименной оперы С. Прокопьева. Надо было видеть в это время горящие глаза моих ребят от соприкосновения с прекрасным! А я, как учитель, была счастлива вдвойне: урок удался, учеников изумили чарующие звуки прокопьевского вальса. В конце урока я вспоминаю прочитанную в какой-то газете смешную историю (третьеклассник рассказывает другу содержание фильма «Война и мир»: «Ростова была на седьмом небе от счастья, когда на вальс ее пригласил Штирлец»). Учащиеся хохотали без удержу. Затаив дыхание от радости за удачный урок, я выхожу из класса. Душа поет, ликует. И я еще раз убеждаюсь в том, что в свое время сделала правильный выбор. Как хорошо быть учителем! Как волнующе общение с ребятами!
Я люблю не только читать стихи, но и сочинять их.
Текут недели, идут года…
Учитель каждый день у парты.
«Оставьте! Трудно!» - «Никогда»
Вершит он снова судьбы Спарты.
Радость знаний, мудрый взгляд –
Кипит учитель в гуще жизни.
Творцов он хочет из ребят
Создать. (Помоги ему Всевышний!)
Подвластно все: столетья, страны…
Законов мудрых тайный ключ
Залечит боль души и раны,
И снова в строй, и снова в путь.
Бесконечно рада тому, что в судьбах детей, как и многие другие учителя, я оставила глубокий, прочный след. Иначе и быть не может! Через руки учителя проходят сотни учащихся, и учитель знает каждого, помнит их, интересуется судьбами. У меня как классного руководителя всего было три выпуска. И каждый из них для меня неповторим, незаменим. Я помню не только привычки своих учеников, но и почерк каждого.
Сколько было прекрасного в работе с детьми! Почти всегда отличные оценки за контрольную! Походы, костры! Классные родительские собрания. Сколько прекрасных людей теперь вокруг меня! Среди моих воспитанников и врачи, и учителя, и руководители разного уровня, и просто трудяги. Все они замечательные люди. Я поддерживаю связь со многими из них, они поздравляют меня с праздником, общаются. Или же, как прежде, приносят цветы и кладут у моего крыльца. До сих пор мои выпускники устраивают костры в честь окончания школы. Я радуюсь тому, что они дружат между собой. Если бы у меня были две жизни, я бы вновь выбрала профессию учителя, «бесконечные хлопоты эти». Чувствовать себя нужной детям: и своим, и чужим – это великое счастье!
Мы, учителя, особенно старой закалки, радуемся, что государство ценит роль учителя в жизни общества. И ежегодно страна отмечает День учителя. Это еще раз подтверждает заслуги учителя перед Отечеством. Учитель в судьбе детей всегда играл, и будет играть первую роль. И, как сказал поэт-современник, «…учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей».
Народная мудрость гласит: «Когда пожелаешь узнать цену человеку, подведи его к чужой беде или к чужой радости”.
Думаю, что это высказывание очень точно определяет истинную сущность человека, его внутренний мир.
Глубину души, сердечность бесценного и дорогого мне человека, моего Первого, Любимого учителя я узнала не сразу, а спустя годы. Может быть, поняла и оценила ее человеческий повседневный подвиг, когда сама стала учителем.
С именем «первой, любимой» моей учительницы, Тамары Ивановны Сергеевой, связано все лучшее, что есть в нас, в её учениках.
Тамара Ивановна родилась 20 августа 1923 года в деревне Тоскаево Яльчикского района Чувашской Республики в семье учителя. В 1942 году закончила Яльчикскую среднюю школу. Она – участник Великой Отечественной войны. Будучи сестрой милосердия, участвовала в боевых сражениях, дошла до Берлина.
Родина высоко оценила ее заслуги: она награждена орденом Отечественной войны II степени и медалями. Как никто другой, она понимала, что такое война и что она несёт человечеству. И
в 70-80-ые годы Тамара Ивановна внесла в Фонд мира более 5 тысяч рублей (это тогда были большие деньги) из своих сбережений.
После войны в 1948 году закончила педучилище и стала работать учителем. Ей присвоено высокое звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики»
В чём же секрет всеобщего уважения и любви к ней, к нашему учителю? Наверное, секрет в том, что каждый шаг ее жизни- мужественный шаг. Её жизнь была полезной, не напрасной, высокое предназначение она выполнила полностью.
Мы, её ученики, любили её потому, что она обладала талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду. Любили мы её, так как безоговорочно верили и чувствовали силу духа. Мы могли посвятить ей свои тайны, видели в ней не только учителя, но и близкого человека, который не предаст, всегда поймет и защитит. Если мы в школе проголодаемся, она находила для нас кусочек хлеба или сахара. Поила чаем. А если съездит куда-нибудь, то привезет для нас подарки, угостит нас сладостями Тамара Ивановна в школу всегда проходила раньше всех. Проверит, тепло ли в помещении, нет ли угара (в те годы печки отапливались дровами.) А потом принималась проверять тетради и ждала нас. Придешь в школу, а она обязательно спросит, как дела дома.
Поразительно, как ей удавалось всегда оставаться ровной, справедливой, спокойной. Она никогда не ругала нас даже за “двойки” и детские шалости. Только посмотрит удивлённо, покачает головой. Ко всем она относилась с пониманием, уважением. Всех звала по имени и никогда не сравнивала нас друг с другом.
Мы все были равны перед ней. Тамара Ивановна научила нас думать о том, что мы в ответе за всех и каждого. Нам она внушала, что нельзя быть равнодушным к чужому горю. Приучала нас к труду. Сама хорошо вышивала, и весь класс рукодельничал вместе с ней после уроков. У нас, послевоенных детей, были трудности в учёбе, но она вместе с нашими родителями, подарила нам счастливое, радостное, неповторимое детство. От нее мы впервые слышали, что такое Родина, родной дом. Она рассказывала нам о юных пионерах –героях, сложивших свои головы на войне,- о Зое Космодемьянской, Александре Матросове, Олеге Кошевом.
И наконец, она научила нас понимать истинную цену человека, цену счастья.
Всем хорошим мы обязаны ей, Первой и Любимой учительнице. Сколько учеников прошло через её руки! И для каждого ученика она неповторимая, «Первая, Любимая». Мы любили её, нас не интересовала её методика преподавания, но мы знали: её слово для нас закон. И что бы она ни говорила, это правда. Она для нас была самым справедливым, самым «человечным человеком». Таким человеком должен быть и современный учитель, каким был мой первый учитель.
Моего первого учителя уже нет с нами. Но в душе каждого ученика она оставила глубокий, прочный след и добрую память. И мы, её ученики, теперь лишь можем сказать: «Спасибо! Простите нас.»Славься, учитель, во все века!
Спасибо тебе, жизнь, за великое счастье – быть Учителем.