Готовимся к итоговому сочинению по литературе.11 класс.


Ильясова Юля 11класс учитель:Савельева Т.М. МОБУ «СОШ№48» Оренбург
Совместима ли любовь к себе и соблюдение нравственных законов? Люди бывают разные. Одни готовы пойти на все ради других, другие готовы предать ближнего ради благополучия своей жизни. Духовная трусость ли это - жажда жить? В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Обратимся к произведению Василия Быкова"Сотников". Автор создает образ героя, обладавшего огромной нравственной силой. Сотников является действительно героем, пожертвовавшим собой ради других. Его подвиг вселяет силу в людей, сохраняет в них веру. Казалось бы сильный, сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников, но это не так. Вначале повести Рыбак показывает нам свое умение быть выносливым и непобедимым, но позже физически здоровый боец, обнаруживает невероятную слабость духа. Этот человек встает на путь предательства, ради спасения своей жизни. Для него главное - выжить. То, что он выдает ничем не винных людей, спасая самого себя, показывает его безнравственность и самолюбие. Таким образом, лишь в тяжелое время человек поистине показывает свое "Я", которое скрывается за маской мирной и спокойной жизни. Другим аргументом может служить рассказ Михаила Шолохова"Судьба человека". Автор рассказывает нам о судьбе Андрея Соколова Герой показывает нам силу духа, отказавшись от предложения выпить за победу немецкого оружия. Также он показывает свое мужество поделившись куском хлеба и салом с товарищами. Соколов не боялся смерти и тем самым проявил силу воли. Несмотря ни на что герой не потерял веру в жизнь и продолжил жить дальше Приведенных аргументов, как мне кажется, достаточно для того, чтобы утверждать:эгоизм и нравственность не совместимы. 250 
«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С.Мережковский).Что такое истинная любовь? На что человек способен ради любимого человека. Ведь любовь, по моему мнению, - это одно из самых прекрасных чувств на Земле. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.Обратимся к повести Евгения Замятина "Пещера". В повести рассказывается о мужчине и женщине, о двух людях, у которых ничего не осталось кроме любви. Они переживают сложное время. На тот момент Петроград уже не являлся столицей российской империи, а был пещерным городом, где живут пещерные люди. "Ночные, черные, чем-то похожие дома на скалы; в скалах пещеры." А Бог уходит от них все дальше и дальше. Теперь у них другой Бог - "коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, пещерный Бог: чугунная печка". Печка является единственным спасением для этих людей, а для этого нужно было идти на какие-то жертвы. Герой Мартин Мартиныч крадет дрова у Обёртышева для того, чтобы Бог был сыт. Для него главная была цель - это добыть дрова. Март просит ресурсы у соседа , а тот отказывает несмотря на то, что у Обёртышева были поленья. Такая ситуация нам ясна: ведь у него жена и дети, а у Марта его Маша. Обёртышев подает в суд. Сверхпоступком считалось то, что один единственный флакончик с ядом он отдает своей жене, чтобы избавить ее от мук. Так, он проявляет свою любовь к любимой. Как говорил Максим Горький :"Жизнь без любви — не жизнь, а существование. Без любви жить невозможно, для того и дана душа человеку, чтобы любить", так и в романе Михаила Афанасьевича Булгакова, Маргарита жертвует счастьем, ради счастья любимого, заключает сделку с дьяволом. Идя на такой поступок, она доказывает, что все испытания, через которые прошла героиня, были осуществлены ради любви к Мастеру. Лишь со смертью герои получили заслуженный покой.Приведенных аргументов, как мне кажется, достаточно для того, чтобы утверждать: человек, который истинно любит, способен на самопожертвования, в том числе и на смерть ради спасения того, кто ему по-настоящему дорог. 308
Нам дана возможность выбора, но не дано возможности избежать выбора.       Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемой выбора. Как поступать? Существует как минимум два выхода и два выбора из ситуаций, его обязательно нужно сделать. Но какой будет правильным? Выбора нельзя избежать, можно лишь отсрочить его на некоторое время. Ведь, всё равно, рано или поздно нам придётся выбирать. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.        Обратимся к произведению Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" Так, прокуратор Иудеи стоял перед выбором: казнить Га-Ноцри или оставить в живых. Понтий Пилат понимал, что нет ничего, за что можно было его наказать. Кроме того, Га-Ноцри помогает ему, излечивает его нестерпимую головную боль, открывает путь истины. Но прокуратор не послушался своего "внутреннего голоса", голоса совести. Он, большей частью, боится потерять власть, привычный его образ жизни, в общем, все то, что превратилось в смысл его дальнейшего существования. Сам Пилат понимает, что Иешуа во многом был прав. У прокуратора достаточно власти, чтобы вынести более мягкий приговор, но он делает выбор в пользу трусости. Из-за такого своего поступка он губит судьбу невинного человека, который был честен перед всеми и, прежде всего, перед собой.      Как писал Эльчин Сафарли в своем романе "Мне тебя обещали" - " Правильного выбора в реальности не существует — есть только сделанный выбор и его последствия." О чем жалел наш герой впоследствии. Его наказание - это угрызения совести и вечное бессмертие. Другим аргументом можно считать Воланда, он же считал, что судьба каждого человоека предопределена и их по сути выбор не имеет значения.   Итак, в жизни каждого из нас происходит сотня выборов, но не бывает хороших или плохих. Каждый сделанный нами выбор создает свои последствия, другой неповторимый мир. Каждая жизнь залуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа - чтобы быть пройденной. Человеку важно найти свой путь, по которому он будет идти дальше несмотря ни на что, найти свое предназначение и место в жизни. 300 
Дом - это место, где хорошо и уютно.
Человек чувствует себя комфортно при привычной ему обстановке. По моему мнению, трудно переносить переезд с родного жилища, с которым связано множество самых важных воспоминаний.       Тема дома является одной из самых главных в повести В. Распутина "Прощание с Матёрой". В этом произведении рассказывается о моральных ценностях людей, которые не хотели переезжать с любимой деревни. Никакие уговоры, объяснения и призывы не могут заставить людей с лёгкостью покинуть обжитое место. Все, что нужно было здесь: вилы, лопаты, грабли и пилы - в городе не понадобятся. Лёгкий воздух, шум реки, чаепития из самоваров, неторопливые беседы за длинным столом - замены этому нет и никогда не будет. Те, кто меньше других торопился покинуть Матёру, были одинокие, пожилые женщины.    Героиня Дарья беспокоится за свой дом, белит его, убирает будто в него заселятся новые хозяева, боевито отстаивает свои права и пытается выступать против. Многие бы смирились с таким положением, но только не она. Так, для этой женщины счастье -находиться у себя дома, в родном селе.    Вспомним следующий рассказ В. Распутина "Изба". Пятидесяти летняя Агафья была вынуждена переехать из Криволуцка в новую деревню в связи с затоплением. Ей приходится начинать заново строить дом. Старушке очень грустно покидать родные стены, она бегала ночевать обратно в свое село. Ангара и ее родной дом придают ей уверенность, чтобы преодолеть страх. Эта энергия, которой она набиралась в доме давала ей силу строить избу заново. Как, например, древнеримский философ М.Цицерон считал: «Нет места милее родного дома», так и для вышесказанных мною героинь двух повестей нет покоя и смирения в новом помещении. Для них новое жилище, как новая жизнь, которую принять они не могут и не хотят.   Итак, для каждого человека дом- это то, с чем связаны его мысли и душа, поэтму нам так сложно расставаться со своей старой жизнью. 302