Работа с родителями в условиях реализации ФГОС НОО (из опыта работы)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №12
Работа с родителями в условиях реализации ФГОС НОО
(из опыта работы)
Подготовила:
учитель начальных классов
Милых Ирина Ивановна
г. Сургут
2017г
«Только вместе с родителями,
общими усилиями, учителя
могут дать детям большое
человеческое счастье»
В.А.СухомлинскийРабота с родителями в условиях реализации ФГОС НОО
Основа учебно-воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. С введением ФГОС общего образования ведущей идеей системы работы педагогического коллектива школы с родителями стало установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Успешность обучения, формирование ключевых компетенций зависит от сплоченности детского коллектива, от того, насколько комфортно чувствует себя каждый ученик в своем классном коллективе, с каким настроением он идет в школу. И поэтому всеми доступными средствами учителю необходимо достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности для достижения хороших результатов работы сотрудничества с родителями. Школьная жизнь начинается со Дня Знаний и заканчивается выпускным балом. В этот отрезок времени дети учатся постигать не только премудрости школьных наук, но и через организацию воспитательной работы формируются как личности. Жизнь ребенка в этот период состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые постоянно претерпевают значительные изменения в связи с требованиями современной реальности. Требования современной реальности заставляют педагогов овладевать новейшими технологиями педагогической науки и образования для использования их в своей работе, искать новые формы сотрудничества с родителями. Моя педагогическая практика показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой, между классным руководителем и родителями возникает взаимопонимание, взаимодействие. Но главным взаимодействием семьи и школы является – совместная деятельность. Необходимо использовать такую практику взаимоотношений, при которой все участники выступают как партнеры, друзья, единомышленники. И это взаимодействие должно носить развивающий характер. В течение учебного года внутри класса проводятся различные мероприятия. Родители помогают в организации и проведении конкурсов, экскурсий, походов, праздников, поездок в театры, классных часов. При проведение таких мероприятий родители ещё лучше сближаются между собой, со своими детьми – удивляются талантам, которые раскрывают дети при проведении праздников. Налаживается контакт между учителем и родителями. Огромную помощь родители оказывают своим детям в подготовке и проведении исследовательской работы в научно-практических конференциях и проектах. Именно в тесном сотрудничестве, вместе с родителями рождается исследовательская работа и когда добиваешься результатов, понимаешь, что совместный труд был не напрасен. В последнее время учащиеся начальной школы принимают участие во многих предметных конкурсах от школьного до международного уровня. К таким конкурсам нужна постоянная практическая подготовка. За свои научно-исследовательские работы учащиеся получают призовые места в российских и международных конкурсах и олимпиадах в различных областях знаний. Высокие результаты участия детей в различных конкурсах показывают на необходимость такой формы взаимодействия учителя, учащихся и родителей. Сегодня стало возможным использование информационно- компьютерных технологий при проведении внеклассных мероприятий для детей и родителей. Презентации, видеозаписи, музыка реально вошли в жизнь класса. Этого требует время. Дети и взрослые легче идут на контакт, если видят в классном руководителе грамотного современного человека. Так в работу по подготовке и проведению родительских собраний вошли новые активные формы. Эти формы работы сплачивают не только детский, но и родительский коллективы. Считаю, хорошей традицией в работе классного руководителя с ученическим коллективом является проведение встреч поколений в честь праздника Победы, Международного Женского Дня, Нового года, Дня Семьи, Дня Матери. Такие встречи позволяют многое изменить в общении детей, в отношении к родителям, бабушкам и дедушкам. Такие встречи требуют и серьезной подготовки, огромного вклада душевных сил самого педагога. Праздник мам и бабушек объединяет всех весенним настроением, приятными переживаниями за участников конкурсов, помогает увидеть, что взрослые и дети — это дружный коллектив, в котором проявляется уважение друг к другу, чувствуется поддержка и взаимопонимание. Вместе проведенное время позволяет создать здоровую нравственную атмосферу, развивает убеждение в том, что тесно сотрудничая, мы можем сделать очень много как для детей, так и для себя. Привить бережное отношение к окружающему, уметь ценить труд людей и самому участвовать в сохранности созданного — неотъемлемая часть воспитания патриота Родины. Только практическая работа и личный пример окружающих помогут детям стать настоящими гражданами страны. Во время совместных с родителями уроков, путешествий, экскурсий, бесед формируется нравственная культура ученика. Расширение поля позитивного общения с семьей, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей — одна из главных задач педагогов. Используя различные формы работы с родителями, решаются главные задачи школы и семьи — воспитание активного, самостоятельного, уверенного в себе, успешного в любой деятельности, благополучного в дальнейшей жизни гражданина страны. Хочу познакомить вас с результатом моей работы в этом направлении. Наш родительский коллектив участвовал в конкурсе «Компетентный родитель», на котором мы заняли 1 место в школе, а затем и в городе. (Приложение №1) Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый совет. И если мы найдём ключик к каждой семье и детской душе – то несомненно подарим частичку своего сердца и воспитательный процесс обязательно будет иметь положительный результат!
Список литературы:
1.Тагаева В. Н. Активные формы работы с родителями в начальной школе (из педагогического опыта) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 230-232.
2.Брусянина Е. Ю. Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьей. Из опыта работы // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 453-455.3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223. - (Стандарты второго поколения).
4. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).
5. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
6. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. – 255 с.
7. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности/ Д.И.Фельдштейн. – Избр. тр. в 2 т. – М.; Воронеж: МПСИ НПО 2005. – 566 с.