Методический материал для мастер-класс Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки


Методический материал для мастер-класса
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников средствами музыки»
Математика (греч. - знание, наука). Математика - царица всех наук, символ мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев науки и искусства.
Слово "музыка" (греч. - искусство муз), значит искусство, отражающее действительность в звуковых, художественных образах.
Музыка основана на соотношении числа и времени и не существует без них. Время, в свою очередь, объединяет длящееся и не длящееся.
Элементарные математические представления складываются у детей очень рано. "Кто это у нас в углу сидит?" - спрашивает мама годовалого малыша и даже не задумывается о том, что это первоначальное знакомство с темой "Углы". Или заплаканному ребенку говорят: "Не плачь, куплю калач. Не реви , куплю целых три" - и малыш не только успокаивается, но и узнает названия чисел и цифр. Далее следуют колыбельные песенки с пересчетом элементов разных множеств, сказки, где есть ситуации с математическим смыслом. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка, считалка - это счет,
1,2,3,4,5 начинаем мы играть!
1,2,3,4,5 запрещаем унывать!
1,2,3,4,5 начинаем побеждать!
Вольно или невольно дошкольник получает математические знания. Математическими понятиями изобилует наша речь: круг, шар, квадрат, площадь, точка, длина, ширина, угол, прямая, кривая и т.д. Эти термины очень рано входят в детский обиход, и к четырем годам у дошкольников уже есть некоторый "багаж" элементарных математических представлений, который необходимо обобщить, систематизировать.
Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах.
Во-первых , она делает занятие необычным, более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка.
Во-вторых , музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов.
В-третьих, музыка во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
В-четвертых, музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, заставляют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию.
В-пятых, избранная основа проведения математических занятий дает возможность проведения музыкальных "физкультминуток", которые не только являются гармоничной частью учебного процесса, но и способствуют реализации целей физического воспитания.
Пример физкультминутка: Мы пойдем с начало вправо, 1-2-3
А потом пойдем налево, 1-2-3
А потом все соберемся, 1-2-3
А потом все разойдемся, 1-2-3
А потом мы все присядем, 1-2-3
А потом мы дружно встанем, 1-2-3.
В-шестых, музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание. (двух частная форма и трехчастная)
Все это поможет ребенку, обучаясь по любой программе, познать красоту математической науки и тем самым приблизиться к истине, ведь именно красота способна привлечь, удержать и побудить к творчеству всякого, кто способен ее разглядеть и оценить.
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствуют развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими("3вучащий клубок", "Игры с пуговицами", "Птички и птенчики", "Три медведя", "Музыкальные птенчики" и т.п). Подвижная музыкальная игра "Найди свой листик", «Найди пару» способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве.
Игра "Веселый круг": Вправо прыг, вправо скок,
Это боковой галоп,
Вправо прыг, вправо скок,
А теперь все вместе стоп.
Влево прыг, влево скок,
Это боковой галоп,
Влево прыг, влево скок,
А теперь все вместе стоп.
Игра-танец "Мы вместе" и т.п. используются так же игры на закрепление порядкового счета и количества ("Веселый счет").. Начиная со средней группы с детьми можно разучивать математические песни - считалки
Народная считалка «БУКА»: 1,2,3,4,5 Букой вздумали пугать.
3,4,5,6 вы не верьте, что он есть!
5,6 а дальше - 7,
Буки, братцы, нет совсем!
... которые закрепляют навык счета. Математические песни о геометрических фигурах, песенки о временных отношениях, об измерениях, о количестве и т.п. ( песни: «Дважды - два четыре», «Вместе весело шагать»).Так же, счет часто присутствует в тексте пальчиковых игр. Пальчиковая игра: 1,2,3,4,5 - будем листья собирать
Листья березы, листья рябины, Листики дуба, листья осины Листики тополя мы соберем
Маме осенний букет отнесем!
Математические знания для дошкольников представляют собой элементарные основы знаний соответствующей науки, доступные для понимания детей соответствующего возраста. А художественное воспитание, лежащее в основе процесса развития мышления детей этого возраста, позволяет не только получить знания, овладеть умениями и навыками, но и познать красоту математической науки.