Рабочая программа Сенсорное и сенсомоторное развитие у дошкольников со стойким снижением познавательной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Сенсорное и сенсомоторное развитие у дошкольников со стойким снижением познавательной деятельности
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель
Учитель-дефектолог Шишкина О.В.
Москва 2015 г.Основной задачей специального дошкольного обучения и воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня физического, умственного и нравственного развития, подготовка к обучению в специальной школе. Эта работа должна проводиться с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Перцептивные действия у умственно отсталых детей начинают формироваться в дошкольном возрасте. На основе появившегося у ребенка интереса к предметам, игрушкам возникают и простейшие представления об их свойствах и отношениях. В этом плане переломным годом для умственно отсталого ребенка является пятый год - дети уже могут делать выбор по образцу (по цвету, форме, величине); у отдельных детей имеется также продвижение в развитии целостного восприятия. Однако все это проявляется скорее только как тенденция развития. К концу дошкольного возраста лишь немногим более половины умственно отсталых детей достигают уровня развития восприятия, характерного для начала дошкольного возраста нормально развивающихся детей.
Основные методы и приемы работы по сенсорному воспитанию с дошкольниками со стойким снижением познавательной активностью
Сенсорное воспитание– развитие у ребенка ощущений, восприятия, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира – составляет существенное звено в развитии познавательной деятельности человека. Но сенсорные способности не даются человеку в готовом виде, ребенок рождается на свет с органами чувств. Но это лишь предпосылка для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатства окружающего мира. Задача сенсорного воспитания заключается в развитии поисково-ориентировочных действий (метод проб, примеривание, зрительная ориентировка); обеспечении усвоения детьми систем сенсорных эталонов; во включении в деятельность детей те образы восприятия, которые у них уже сформировались.
В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые образы. При этом важно своевременно и правильно соединить сенсорный опыт ребенка со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлениях образы предметов, их свойства и отношения, что делает эти образы более четкими, стойкими, обобщенными.
Воспринятые образы восприятия, закрепленные в слове, можно вызывать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло много времени, предмета уже нет перед ним, для этого нужно лишь его назвать.
Для того чтобы сенсорное воспитание умственно отсталых детей шло успешно, в их обучении нужно применять специальную методику. Прежде всего необходимо правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения. В начале обучения нельзя применять изолированную устную инструкцию, потому что дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают действия, качества, свойства и отношения предметов, часто не понимают конструкции фразы или просто забывают инструкцию, «теряют» ее в процессе выполнения задания. Поэтому словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами. Вместе с тем сами эти методы должны быть правильно отобраны.
В работе с умственно отсталыми дошкольниками применяются действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовая инструкция», совместные действия взрослого и ребенка. Рассмотрим каждый из этих методов. При выборе по образцу ребенок из нескольких объектов выбирает такой, как тот, который предъявляет ему взрослый. Например, перед ребенком лежат две цветные карточки – красная и желтая. Педагог, поднимая одну красную карточку, просит ребенка: «Дай такую же». При действиях по образцу ребенок воспроизводит предложенный ему взрослым образец, например, глядя на аппликацию, выполненную воспитателем, наклеивает на полоску бумаги чередующиеся круги и квадраты. Как воспитатель делал образец, ребенок при этом не видел. При действиях по подражанию ребенок, напротив, обязательно видит все действия взрослого и непосредственно повторяет их. Так, если ребенок строит дом по подражанию, он видит, как взрослый берет куб и ставит его на стол. Ребенок тоже берет куб и ставит его на стол. Потом взрослый берет треугольную призму и ставит ее на куб – получается дом. Ребенок тут же повторяет действия взрослого и тоже строит дом. Совсем другое дело, если ребенок строит дом по образцу: взрослый строит дом за экраном, а потом убирает экран, и перед ребенком предстает готовый дом. Чтобы построить такой же, ребенку нужно проанализировать образец, увидеть, что постройка состоит из двух частей, одна из них – куб, другая – треугольная призма. Он должен также выделить пространственные отношения элементов: куб внизу, призма наверху – и суметь их воспроизвести. А слабость мыслительных операций, анализа в частности, – характерная черта умственно отсталых дошкольников. Поэтому действия по образцу вначале недоступны малышам. Многим детям трудно также действовать по подражанию. В этих случаях взрослые должны производить свои действия медленно, поэтапно, чтобы ребенок успел увидеть все этапы действия. Но и при выделенном показе действовать по подражанию могут далеко не все дети. При затруднениях надо пользоваться указательным жестом, чтобы выделить нужный предмет, показать, куда его нужно передвинуть. Например, при постройке дома ребенок не действует по подражанию. Педагог указывает пальцем на «крышу» и говорит: «Возьми», потом показывает на стоящий перед ребенком куб и говорит: «Поставь сюда». Этот прием условно называется жестовой инструкцией. Если ребенок не действует и с помощью жестовой инструкции, следует воспользоваться методом совместных действий: взять руки ребенка в свои и вместе с ним выполнить требуемое действие.
Напомним, что наглядные и практические методы обязательно должны сочетаться с речью – словесной инструкцией, устным объяснением задания, но речь должна включаться постепенно.
Все занятия по сенсорному воспитанию на первых годах обучения должны проводиться не просто в игровой форме, а игровым методом. Что это значит? Предположим, педагог проводит занятие, цель которого – научить детей сличать парные предметы в пределах двух. Перед детьми нельзя поставить задачу научиться сличать парные предметы – это задача познавательная, учебная, а у детей еще не сформированы ни познавательные интересы, ни учебная деятельность. Эта задача должна существовать только для педагога. Перед детьми же должна быть поставлена совсем другая задача – игровая. При этом деятельность детей должна быть так организована, чтобы в ходе ее выполнения ребенок обязательно должен был научиться сличать парные предметы. Для этой цели можно, например, провести игру «Найди свое место», детям раздать игрушки и точно такие же, парные, положить на стульчики. Дети «гуляют» со своими игрушками по комнате, маршируют под бубен. Педагог говорит: «Сядьте на свой стульчик, на котором лежит ваша игрушка». Каждый ребенок берет парную игрушку и находит по ней свой стульчик. Таким образом, для ребенка задача – найти свое место, а парная игрушка служит средством для достижения цели. Итак, у педагога цель одна – научить сличать парные игрушки, а у детей – другая. Детям должна быть предложена такая игровая задача, в которой достижение игрового результата ведет к усвоению программного материала.
Отметим специфику организации работы по сенсорному воспитанию.
Сенсорное воспитание осуществляется педагогом и воспитателями на всех занятиях, в процессе выполнения режимных моментов, в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
Занятия по сенсорному воспитанию составляют часть фронтальных занятий педагога-дефектолога. Они могут проходить в виде игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, кубами-вкладками и др.), дидактической игры, подвижной игры, игры с правилами, которая обеспечивает выделение свойств и отношений предметов. Занятие может также проходить в форме конструирования, лепки, рисования, требующих восприятия и воспроизведения свойств изображаемых предметов. В занятиях могут быть использованы приемы, характерные для кукольного театра. Наряду с этим могут проводиться занятия с раздаточным материалом типа настольных игр, например лото. Таким образом, формы работы весьма многообразны и позволяют педагогу, опираясь на непроизвольное внимание детей, создавать у них положительное эмоциональное отношение к самим занятиям и к предметам, с которыми они действуют. При этом предметы должны быть крупными, яркими, красочными. Постепенно в ходе занятий у детей формируется интерес к самим предметам и к деятельности с ними, а также элементы познавательных интересов.
Для правильной постановки сенсорного воспитания очень большое значение имеет вопрос о том, как педагоги и воспитатели оказывают ребенку помощь в процессе выполнения заданий, и об оценке действий детей. В этих вопросах нужно проявлять большую гибкость, осуществлять индивидуальный подход. Если ребенок может действовать по образцу, то его не следует задерживать на действиях по подражанию, если он может подражать и пользоваться жестовой инструкцией, то его надо учить выполнять задание по образцу. Но в случае, если ребенок выполняет задание по образцу неверно, то сразу же надо переходить к подражанию, а дальше – к жестовой инструкции или совместным действиям, чтобы потом снова вернуться к подражанию и работе по образцу. Помощь, которую оказывают педагоги и воспитатели, не должна носить характер прямой подсказки, а должна быть основана на анализе условий выполнения заданий. Всюду, где успешность действий ребенка может быть проверена в деятельности, эту возможность следует использовать. Так, если ребенок при постройке гаража ставит кирпичик не на ту грань и гараж получается низкий, нужно, не делая ребенку замечаний до конца постройки, предложить ему поставить в гараж машину, для которой он его строил. Машина в гараж не войдет, и он вынужден будет его перестроить. Такая практическая проверка принесет ребенку гораздо больше пользы, чем оценка со стороны взрослого.
Целенаправленная системная работа по сенсорному воспитанию позволяет сдвинуть сроки и увеличить темп сенсорного развития ребенка, преодолев многие отклонения в развитии восприятия умственно отсталых детей дошкольного возраста, значительно приблизив его к нормативному уровню. Кроме этого работа по сенсорному воспитанию оказывает существенное воздействие на весь ход психического развития ребенка, стимулируя развитие деятельности, мышления и речи.
Таким образом, развитие сенсорного восприятия и актуализация разнообразных представлений об окружающем мире лежат в основе формирования возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности и поведения. Это тот базис, который постоянно должен развиваться и совершенствоваться на всех годах обучения и воспитания ребенка в дошкольном учреждении, в практических и продуктивных видах детской деятельности.
Планирование занятий
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Отрабатываемые понятия и практические умения
Коррекционно-воспитательная работа
1
Величина
6ч.
Умение:
-формировать ориентировку на величину;
-учить по слову и тактильно выделять один – два предмета по величине: большой – маленький, затем средний и самый маленький и т.д.
Формирование сенсорных эталонов. Воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия. Развитие зрительных ориентировочных реакций, зрительно-моторной координации, ориентировки в форме, величине, цвете. Восприятие, различение, соотнесение и запоминание цвета параллельно с усвоением изобразительных навыков. Развитие слуховых ориентировочных реакций. Формирование ориентировки на свойство и качества предметов через тактильное восприятие.
2
Форма
6ч.
Умение:
– выделять шарик, кубик, кирпичик, крышу (один – два предмета из двух – трех) и называть их по слову, отвечать на вопросы;
-пользоваться методом проб при решении сенсорных задач:
-опускать различные формы в прорези;
-выделять различные формы среди других: «собери все кирпичики для дорожки»; «давай построим башни», «выбери все крыши»;
-доставать из мешочка по слову разные формы (шарики, кубики, кирпичики, крыши);
3
Цвет.
6ч.
Умение:
-выделять основные цвета (желтый, красный, зеленый, синий);
-называть цвет в соотнесении с разными предметами: солнышко – желтое, цыпленок – желтый и т.д.;
.
4
Целостное восприятие
6ч.
Умение:
–собирать сборно – разборные игрушки из двух – четырех – шести частей (машинку, пирамидку, матрешку)
5
Слуховое восприятие
6ч.
Умение:
-ориентироваться на звук в знакомо пространстве: что звучит? (колокольчик, барабан и др.);
-различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»
-различать животных и птиц по звукоподражанию: « Кто кричит?» (овечка, свинья, кукушка, ворона, воробей), подобрать соответствующую игрушку, картинку
6
Тактильно-двигательное восприятие
Умение:
–различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты);
–ориентироваться и распознавать вес, фактуру, температуру предметов (твердый - мягкий, холодный - теплый, колючий - гладкий, легкий - тяжелый).
Литература
Соколова Н., Гаврилушкина О., Баряева Л. Программа воспитаия и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, СПб., Каро, 2009.
Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Психолого-педагогическая диагностика нарушений, развития детей раннего и дошкольного возраста, Москва, Владос, 2008;
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика, М., Просвещения, Владос, 1995;
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика, Программа, Москва, Просвещение, 2007;
Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Игры и занятия с детьми с психофизическими нарушениями, Москва, экзамен, 2006;
Громова О.Е., Методика формирования начального детского лексикона, Москва, сфера, 2003;
Закрепина А.В., Трудный ребенок, Москва, Дрофа, 2008;
Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М: АСТ: Астрель; 2008;
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М: АСТ: Астрель; 2005;
Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с ЗПР. – М. Речь, 2004;
Борякова Н.Ю., Касицина М.А., Коррекционно – педагогиче5ская работа с детьми с ЗПР, М., Сфера, 2007.
Приложение 1.
Автор: Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. М. «Просвещение», 2003 г.
Методика педагогического обследования ребенка(четвертого года жизни)
Сенсорное развитие. Задания направлены на проверку уровня сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а также умение называть основные качества и свойства предметов. Задание 1 «Найди свои домики для фигурок» направлено на выявление у ребенка уровня сформированности ориентировки на форму. Оборудование: деревянная (или пластмассовая) доска с тремя прорезями круглой, треугольной, квадратной или с шестью прорезями круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной, с шестью плоскими геометрическими фигурами, основания каждой из которых соответствуют форме одной из прорезей. Проведение обследования: педагог показывает ребенку доску, обращает его внимание на фигурки и по очереди вынимает их. Затем предлагает ребенку вставить эти фигурки в прорези: «Вставь фигурки в свои прорези (домики)». Обучение: проводится в том случае, если ребенок не понимает, что нужно делать, пытается вставить фигуру при помощи силы, т. е. не учитывает форму прорези. Педагог показывает медленно, как надо вставлять фигурки в прорези, используя метод проб: «Вот фигурка. Мы попробуем вставить ее в эту прорезь. Сюда она не подходит, попробуем в другую, вот сюда подходит». После объяснения ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно. Если у него не получается, надо действовать вместе с ним. Потом ему снова дается возможность выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат. Задание 2 «Спрячь матрешек» направлено на выявление уровня развития у ребенка практической ориентировки на величину, наличие соотносящих действий, определение ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности в действиях. Оборудование: двухместная матрешка, кубики-вкладки (большой и маленький). Проведение обследования: педагог показывает матрешку и предлагает ребенку ее раскрыть, помогает соединить части большой матрешки. Затем расставляет перед ребенком кубики-вкладки и говорит: «Это домики для матрешек, спрячь каждую матрешку в свой домик». Обучение: при затруднениях педагог показывает, как надо прятать: большую матрешку в большой «домик», а маленькую в маленький; затем достает матрешек, переставляет местами кубики и снова предлагает ребенку их спрятать в «домики». Оценка действий ребенка: принимает задание, выполняет задание самостоятельно, действует целенаправленно, выполняет задание после обучения; способ выполнения задания: метод проб, хаотичные действия, совместные действия со взрослым; обучаемость во время обследования; результат. Задание 3 «Цветные бабочки» направлено на выделение цвета как ведущего признака, на различение и называние основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый). Оборудование: цветные карточки красного, желтого, зеленого и синего цвета, 4 бабочки соответствующих цветов. Проведение обследования: перед ребенком расставляют четыре цветные карточки и говорят: «Это домики для бабочек». Показывают цветных бабочек и предлагают найти каждой бабочке свой домик. Затем просят ребенка показать по очереди желтый, красный, синий и зеленый домик. Если ребенок правильно показал, то можно предложить назвать домики по цвету. Обучение: если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его. В тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет их по названию, его учат выделять по названию два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза. После обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания. Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения: сличает ли ребенок цвета, узнает ли их по названию, знает ли названия цветов; педагогом фиксируется речевое сопровождение действий; отношение ребенка к своим действиям; результат. Задание 4 «Сложи разрезную картинку» (ведерко, домик) направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения. Оборудование: предметные картинки (2 одинаковые), одна из которых разрезана на две (три) части. Проведение обследования: педагог показывает ребенку две (три) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: «Сделай целую картинку». Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, взрослый сам накладывает одну часть разрезной картинки на целую и просит ребенка добавить другую часть. Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения самостоятельно, после обучения; отношение к результату, результат. Задание 5 «Покатай матрешку» (скользящая тесемка) направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку). Оборудование: матрешка находится в машинке с кольцом, через кольцо продета тесемка, рядом со скользящей тесемкой ложная. Проведение обследования: перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать машинку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, машинка остается на месте, тесемка выскальзывает. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался подтянуть машинку за оба конца тесемки (соединил оба конца либо тянул за оба конца тесемки обеими руками), и машинка поехала. Обучение: обучение не проводится. Оценка действий ребенка: если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать машинку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания; фиксируется также отношение ребенка к результату, оценивается сам результат. Задание 6 «Возьми игрушки» направлено на выявление уровня сформированности представлений о предметном мире. Оборудование: перед ребенком находятся несколько игрушек и предметов: мяч, юла, кукла, коляска для куклы, грузовая машинка; платок, ложка, тарелка; одежная щетка, расческа. Проведение обследования: ребенку предлагают взять какую-нибудь игрушку и поиграть. Обучение: если ребенок не может выполнить задание по речевой инструкции, его просят выполнить задание по показу: «Смотри и делай, как я». После обучения ребенку снова предлагают взять игрушки и поиграть. Оценка действий ребенка: принятие задания, способ выполнения: выделяет игрушки среди разных предметов самостоятельно, по показу; оценивается обучаемость, отношение к результату и результат. Задание 7 «Покажи картинку» направлено на выявление уровня сформированности представлений о явлениях живой природы (животные, птицы). Оборудование: картинки с изображением нескольких домашних животных (кошка, собака, лиса, заяц 4 пары) и птиц (петух, утка, ворона, воробей 4 пары). Проведение обследования: перед ребенком вначале раскладывают картинки с изображением животных (не более четырех) и просят показать: «Покажи, где собака. Как она лает?» и т. д. Затем раскладывают картинки с изображением птиц и также предлагают ему показать: «Покажи, где петух. Как он кричит?» и т. д. Обучение: если ребенок не может показать по словесной инструкции ни одну из предложенных картинок, педагог берет одну из картинок и предлагает выделить такую же, как у него в руке. Если ребенок не выделяет зрительно, педагог указательным жестом соотносит: «У тебя такая, и у меня такая же». Оценка действий ребенка: принятие задания, понимает ли ребенок речевую инструкцию, делает ли выбор картинки по называнию животного или птицы, соотносит ли название животного с его изображением, результат. Задание 8 «Покажи много, покажи один» направлено на выявление уровня сформированности ориентировки на количественный признак. Оборудование: грибочки одного размера и одного цвета (12 штук). Проведение обследования: перед ребенком на подносе раскладывают грибы и просят его взять один гриб: «Возьми один гриб». Если ребенок выполнил правильно, его спрашивают: «Сколько взял?» После правильного ответа его просят взять «много» грибов. Обучение: при неправильном выполнении задания педагог обучает: «Смотри и делай, как я». Берет один гриб, кладет на свою ладошку и спрашивает: «Сколько здесь?» Затем просит ребенка взять один гриб и спрашивает: «Сколько взял?» Если ребенок выполнил задание правильно, то педагог берет много грибов и спрашивает: «Сколько у меня?» Затем предлагает ребенку взять тоже много: «Возьми много грибов, как у меня», а затем спрашивает: «Сколько взял грибов?» Оценка действий ребенка: принимает ли ребенок задание, способы выполнения: по показу, по подражанию; обучаемость, результат. Обследование развития речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются также специальные задания. В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребенок знает, т. е. словарный запас, умение выполнять словесные указания различной сложности. Задание 9 «Покажи картинку» направлено на выявление уровня развития понимания обращенной речи, изучение словарного запаса ребенка (существительные, глаголы). Оборудование: два набора картинок: один набор с изображением картинок (6), знакомых ребенку из каждодневного опыта (чайник, чашка, автобус, ложка; яблоко, огурец); второй с изображением простых действий (4 картинки): девочка одевается, мальчик умывается; мальчик катается на коньках, девочка рисует. Проведение обследования: перед ребенком раскладывают 4 картинки и предлагают показать одну из них. Например: «Покажи, где яблоко». Если ребенок правильно выбирает картинку, педагог просит сказать, что на ней изображено. Если ребенок не может правильно выбрать картинку, взрослый делает это сам, называет предмет и просит его повторить и т. д. Затем уточняется назначение предметов: «Чем мы едим суп?», «Из чего мы пьем?». Другой пример. Педагог просит ребенка: «Покажи, где девочка рисует. Что девочка делает?» Если ребенок не отвечает, педагог сам говорит: «Девочка рисует» и просит ребенка повторить фразу. При этом педагог фиксирует умение ребенка называть предметы (действия) звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом; отмечается наличие фразовой речи (понятной или малопонятной для окружающих). Задание 10 «Спрячь игрушку» направлено на выявление умений у ребенка выполнять словесные инструкции различной сложности, а также понимание простых предлогов (на, в, под), уровень сформированности фразовой речи. Оборудование: игрушки игрушечный домик, собачка, машинка, зайка. Проведение обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: поставить домик в машину; спрятать собачку под стол; посадить зайку на стул. После каждого выполненного действия педагог просит ребенка сказать, что он сделал: «Скажи, куда поставил домик», «Скажи, куда спрятал зайку» и т. д. Если ребенок не выполняет речевую инструкцию, взрослому следует повторить ее. Повторять задания не следует больше трех раз. Оценка: фиксируются выполнение действий в соответствии со словесным указанием, речевые высказывания детей. В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложения, состоящие из трех слов, употребляет ли прилагательные и местоимения, употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-би), произносит ли правильно некоторые слова (например, машина), называет ли предметы и действия на эмоциональном подъеме (в момент, когда ребенка что-то сильно заинтересовало или удивило); пользуется ли облегченными словами в момент его двигательной активности, удивления, радости. Оценка речевого развития ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения: самостоятельная речь, умеет ли повторить за взрослым фразу, слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи.
15