Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС. Составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л.


Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современого общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 5 - 7 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и ИКТ в V-VII классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
усиление культурологической составляющей школьного образования;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
В основу курса информатики и ИКТ для V-VII классов положены следующие идеи и задачи:
целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается/продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007;
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
текстового процессора Word;
графических редакторов: Paint;
пакета презентационной графики PowerPoint;
Программа рассчитана на 35 часов (VI класс - 1 час в неделю, 35 часов в год). Программой предусмотрено проведение:
контрольных практических работ – 4
проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам
работ практикума – 17
Программой предусмотрено проведение непродолжительных проверочных работ (10-15 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, работа с терминологическим словарем в конце учебника способствуют этому. Для шестых классов важным можно считать и развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках по теме «Человек и информация» учащиеся овладевают такими определениями как «понятие», «суждение», «умозаключение», которые являются основополагающими для любой предметной области. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.На каждом уроке сделан акцент на организацию рабочего места ученика, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. На уроках проводятся гимнастика для глаз, рук, динамические минуты.
Методы и формы решения поставленных задачФормирование навыков самостоятельной работы, начатое в 5 классе, должно быть продолжено в 6 классе. Направленность на формирование навыков самостоятельной работы особенно отчетливо проявляется при организации компьютерного практикума, который в 6-м классе все более характеризуется как индивидуально направленный. Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности: школьник, в зависимости от предшествующего уровня подготовки и способностей, выполняет задания репродуктивного, продуктивного или творческого уровня. Первый уровень сложности, обеспечивающий репродуктивный уровень подготовки, содержит небольшие подготовительные задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. Учитывая, что многие школьники успели познакомиться с информационными технологиями уже в начальной школе, учитель может не предлагать эти задания наиболее подготовленным в области ИКТ ученикам, и наоборот, порекомендовать их дополнительную проработку во внеурочное время менее подготовленным ребятам. В заданиях второго уровня сложности, обеспечивающего продуктивный уровень подготовки, учащиеся решают задачи, аналогичные тем, что рассматривались на предыдущем уровне, но для получения требуемого результата они самостоятельно выстраивают полную технологическую цепочку. Заданий продуктивного уровня, как правило, несколько. Предполагается, что на данном этапе учащиеся будут самостоятельно искать необходимую для работы информацию, как в предыдущих заданиях, так и в справочниках, имеющихся в конце учебников. По возможности, цепочки этих заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя, тем самым, привычку извлекать уроки из собственного опыта, что и составляет основу актуального во все времена умения учиться. Задания третьего уровня сложности носят творческий характер и ориентированы на наиболее продвинутых учащихся. Такие задания всегда формулируются в более обобщенном виде, многие из них представляют собой информационные мини-задачи. Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при уточнении его условий, по поиску необходимой информации, по выбору технологических средств и приемов его выполнения. Такие задания целесообразно предлагать школьникам для самостоятельного выполнения дома, поощряя их выполнение дополнительной оценкой.
Формы контроля и возможные варианты его проведенияТематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.
В 6-м классе используется несколько различных форм контроля: тестирование; контрольная работа на опросном листе; разноуровневая контрольная работа.
Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их выполнения. В зависимости от временных ресурсов и подготовленности учеников учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой.
Тематические и итоговые контрольные работы:№ Тематика Вид Форма
1 Создание текстовых документов Тематический контроль Разноуровневая практическая контрольная работа
2 Компьютер и информация Тематический контроль Контрольная работа на опросном листе
3 Структурирование и визуализация информации Тематический контроль Разноуровневая практическая контрольная работа
4 Человек и информация Тематический контроль Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу
5 Создание графических изображений Тематический контроль Разноуровневая практическая контрольная работа
6 Алгоритмы и исполнители Тематический контроль Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу
7 Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация Итоговый мини-проект Творческая работа
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатикиЛичностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание курса VI класса (35 часов)
№ Название раздела Количество часов
1 Объекты и системы
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.
Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система. 10 ч
2 Человек и информация (3 часа)
Способы познания окружающего мира. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления. 3 ч
3 Информационные модели
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. 9 ч
4 Элементы алгоритмизации (10 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др. 10 ч
5 Повторение 3 ч
Тематическое планирование
№ Содержание тем Характеристика деятельности учащихся
1. Объекты и системы (10 часов)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда.
Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система. анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
2. Человек и информация (3 часа)
Способы познания окружающего мира. Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Определение понятия. Классификация. Суждение как форма мышления. Умозаключение как форма мышления.
классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
3. Информационные модели (9 часов)
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья. различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
создавать словесные модели (описания);
создавать многоуровневые списки;
создавать табличные модели;
создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
создавать диаграммы и графики;
создавать схемы, графы, деревья;
создавать графические модели.
4. Элементы алгоритмизации (10 часов)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др. приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.
5. Повторение (3 часа) выполнение учащимися мини-проекта
Требования к подготовке школьников
VI класс
Учащиеся должны:
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Календарно-тематическое планирование
VI класс
№ п/п Дата по плану Дата фактически Тема урока Тип урока Формы обучения Требования к уровню подготовки обучающихсяОсновные понятия Практикум Контроль знаний Примечание
Объекты и системы - 10 часов
1 4.09 Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Знать и соблюдать требования безопасности в работе со средствами ИКТ.
Уметь различать различные объекты, признаки объектов объект;
множество;
общее имя;
единичное имя;
собственное имя;
свойства объекта;
действия объекта;
поведение объекта;
состояние объекта;
техника безопасности. 2 11.09 Объекты операционной системы.
Комбинированный урок программированное формирование представлений о размере файла и единицах, в которых он
выражается;
актуализация умений работы с объектами операционной системы; файловая система;
бит;
байт;
килобайт;
мегабайт;
гигабайт.
окно Мой компьютер. Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы» тест, фронтальный опрос 3 18.09 Файлы и папки. Размер файла.
ознакомления с новым материалом программированоеобобщение и систематизация представлений учащихся о компьютерных
объектах – файлах и папках; файл;
имя файла;
тип файла;
папка;
файловая система;
операции с файлами (модификация,копирование,
удаление,
перемещение) Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы» пошаговый контроль 4 25.09 Разнообразие отношений объектов и их множеств.
Отношения между множествами.
ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Знать понятие объект, отношение, множество. Уметь решать задачи с помощью кругов Эйлера объект;
отношение;
имя отношения;
множество;
круги Эйлера. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) фронтальный опрос 5 2.10 Отношение «входит в состав».
Комбинированный урок проблемное рассмотреть отношение «входит в состав»;
познакомить с использованием схемы состава для решения задач;
закрепить умения работы в простом графическом редакторе – инструменте
создания графических объектов объект;
отношение;
отношение «входит в состав»;
схема состава. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) тест, опрос 6 9.10 Разновидности объекта и их классификация. Комбинированный урок Объяснительно-иллюстративное закрепить представления об отношениях между объектами;
рассмотреть отношение «является разновидностью»; ввести понятия классификации, естественной и искусственной
классификации;
познакомить с инструментом для создания схем отношений. объект;
отношение;
отношение «является разновидностью»;
схема разновидностей;
класс; 7 16.10 Классификация компьютерных объектов.
Комбинированный урок Программированное закрепить представления об отношении «является разновидностью»; закрепить умение классификации;
повторить основные приемы создания текстовых объектов объект;
отношение;
отношение «является разновидностью»;
классификация: Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» фронтальный опрос, 8 23.10 Системы объектов. Состав и структура системы
Комбинированный урок Объяснительно-иллюстративное расширить и обобщить представления школьников о системах объектов;
освоить новые приемы создания текстовых объектов. объект;
система;
структура;
состав;
системный подход;
системный эффект. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) пошаговый контроль 9 30.10 Система и окружающая среда. Система как черный ящик.
Урок – ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное расширить и обобщить представления школьников о системах объектов;
освоить новые приемы создания графических объектов. объект;
система;
входы системы;
выходы системы;
системный подход;
системный эффект;
черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) опрос 10 Персональный компьютер как система.
Урок-ознакомления с новым материалом Программированное расширить и обобщить представления школьников о системах объектов;
дать представление о персональном компьютере как о системе;
освоить новые приемы создания графических объектов. объект;
система;
системный подход;
системный эффект;
аппаратное обеспечение;
программное обеспечение;
информационные ресурсы;
интерфейс. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) тесты Человек и информация – 3часа
11 13.11 Способы познания окружающего мира.
Урок – ознакомления с новым материалом Объяснительно-иллюстративное Знать способы познания человеком мира через органы чувств.
Уметь создавать таблицы в текстовом процессоре, удалять, добавлять ячейки, строки, столбцы информация;
информативность;
знание;
чувственное познание:
мышление:
. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» тестирование 12 20.11 Понятие как форма мышления Как образуются понятия Комбинированный урок проблемное Иметь представление об объектах, их существенных признаках, которые находят свое выражение в понятии.
Уметь получать информацию из таблиц, схем, диаграмм; менять местоположение и размещение в тексте графических объектов Иметь представление о механизмах образования понятий.
Знать логические приемы оперирования с понятием.
Уметь создавать диаграммы разных типов Логика, объект, признак, понятие Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) фронтальный опрос 13 27.11 Определение понятия. Комбинированный урок Программированное Знать виды определений, требования к построению родовидового определения.
Уметь создавать рисунок, используя графический редактор, преобразовывать рисунок Понятие, определение понятия Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) пошаговый контроль Информационные модели – 9 часов
14 4.12 Информационное моделирование как метод познания.
Комбинированный урок Программированное сформировать представление о моделях и их назначении, о моделировании;
научить школьников различать натурные и информационные модели, виды
информационных моделей; объект-оригинал;
модель;
моделирование;
натурная модель;
информационная модель. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» 15 11.12 Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.
Комбинированный урок Объяснительно-иллюстративное сформировать представление о словесных описаниях как информационных
моделях;
выявить различия в научных и художественных описаниях;
научить школьников составлять словесные описания объект-оригинал;
модель;
моделирование;
информационная модель;
знаковая информационная модель;
словесное описание: Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» 16 18.12 Математические модели.
Многоуровневые списки.
Комбинированный урок Программированное сформировать представление о математических моделях как разновидности
информационных моделей;
показать, что с помощью одной модели могут решаться внешне разные
задачи;
познакомить с технологией создания многоуровневого списка как модели
сложной системы. объект-оригинал;
модель;
моделирование;
информационная модель;
знаковая информационная модель:
словесное описание;
многоуровневый список;
математическая модель. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» 17 25.12 Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.
Комбинированный урок Программированное сформировать / систематизировать представление о табличных моделях как
разновидности информационных моделей;
сформировать /актуализировать умения создания и модификации таблиц объект-оригинал;
модель;
моделирование;
информационная модель;
табличная информационная модель;
таблица типа «объекты–свойства»;
таблица типа «объекты–объекты–один» Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» 18 15.01 Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы. Комбинированный урок Проблемное расширить представление о табличных моделях как разновидности
информационных моделей;
актуализировать и расширить представление о табличном способе решения
логических задач;
сформировать умения создания вычислительных таблиц модель;
информационная модель;
табличная информационная модель;
вычислительная таблица;
класс;
объект;
взаимно однозначное соответствие Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре» 19 22.01 Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.
Комбинированный урок Программированное дать представление о графиках и диаграммах как разновидностях
информационных моделей;
сформировать представления о назначении графиков и диаграмм;
сформировать умения «читать» и строить простые графики и диаграммы модель;
информационная модель;
график;
диаграмма. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) 20 29.01 Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас» Комбинированный урок Программированное дать представление о графиках и диаграммах как разновидностях
информационных моделей;
сформировать представления о назначении графиков и диаграмм;
сформировать умения «читать» и строить простые графики и диаграммы модель;
информационная модель;
график;
диаграмма. Составление презентации 21 5.02 Многообразие схем и сферы их применения.
Комбинированный урок Программированное дать представление о схемах как разновидностях информационных моделей;
расширить представления о сферах применения схем;
сформировать умение строить схемы. модель;
информационная модель;
схема. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) 22 12.02 Информационные модели на графах.
Использование графов при решении задач.
Комбинированный урок Программированное дать представление о графах и их разнообразии;
обобщить представления об иерархических системах;
дать представление о дереве – графе иерархической системы;
сформировать представления о сферах применения графов, о способах
решения задач с помощью графов;
закрепить умение строить графы (деревья). модель;
информационная модель;
схема;
вершина;
дуга;
ребро;
граф: Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) Элементы алгоритмизации – 10 часов
23 19.02 Что такое алгоритм Урок проверки знаний и умений Объяснительно-иллюстративное Знать определение алгоритма, его свойства.
Уметь приводить примеры алгоритмов Постановка задачи, исходные данные, результат, алгоритм Работа в среде «Переправы» контроль знаний и умений 24 26.02 Исполнители вокруг нас. Комбинированный урок Программированное Иметь представление об исполнителях и сочинителях, системе команд исполнителя, о формальном исполнении алгоритма.
Уметь пошагово исполнять алгоритм Исполнитель, система команд исполнителя Работа в среде исполнителя Кузнечик тестирование 25 4.03 Формы записи алгоритмов. Комбинированный урок Программированное Знать способы описания алгоритмов, понятие блок-схемы, обозначение блоков.
Уметь записывать алгоритм известным способом Список и таблица как формы записи алгоритма, блок-схема Работа в среде исполнителя Водолей пошаговый контроль 26 11.03 Линейные алгоритмы Урок закрепления изученного проблемное Знать правила записи линейного алгоритма, обозначение блоков
Уметь составлять линейные алгоритмы Тип алгоритма, линейный алгоритм Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию» проверочная пр. работа 27 18.03 Алгоритмы с ветвлениями Комбинированный урок Программированное Иметь представление о разветвленном алгоритме, знать правила записи алгоритма, обозначение блоков.
Уметь составлять алгоритмы ветвления, записывать их различными способами.
Уметь составлять презентации, используя алгоритм ветвления. Тип алгоритма, условие, ветвление, гиперссылка Практическая работа № 16 «Создаем презентацию с гиперссылками» тестирование 28 8.04 Циклические алгоритмы комбинированный урок проектное Знать понятие цикла, его разновидности.
Уметь составлять циклические алгоритмы, выполнять их. Тип алгоритма, циклический алгоритм Практическая работа № 16 «Создаем циклическую презентацию» пошаговый контроль 29 15.04 Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.
комбинированный урок Программированное познакомить с исполнителем Чертѐжник (среда, круг решаемых задач, СКИ,режимы работы, отказы) среда исполнителя;
система команд исполнителя;
система отказов исполнителя;
режимы работы исполнителя (непосредственный, программный);
управление;
относительное смещение;
абсолютное смещение. Работа в среде исполнителя Чертёжник 30 22.04 Использование вспомогательных алгоритмов. Работа в среде исполнителя Чертежник. ввести понятие вспомогательного алгоритма, составление алгоритмов алгоритм;
исполнитель;
управление;
основной алгоритм;
вспомогательный алгоритм.
31 29.04 Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.
комбинированный урок Программированное познакомить с формой записи циклических алгоритмов для исполнителя
Чертѐжник;
закрепить навыки управления исполнителем Чертѐжник алгоритм;
исполнитель;
управление;
основной алгоритм;
вспомогательный алгоритм;
циклический алгоритм. Работа в среде исполнителя Чертёжник 32 6.05 Обобщение и систематизации изученного по теме «Основы алгоритмизации» Повторение Проблемное закрепить навыки управления исполнителем Чертѐжник алгоритм;
исполнитель;
управление;
основной алгоритм;
вспомогательный алгоритм;
циклический алгоритм. Работа в среде исполнителя Чертёжник проверочная пр. работа Повторение – 3 часа
33
34
35 13.05
20.05
27.05 Выполнение и защита итогового проекта Контроль знаний и умений Проектное Уметь составлять презентацию, уметь выступать перед аудиторией. Защита проекта Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 5–6 классовБосова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 20013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс»
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Контрольно-измерительные материалы для 6 класса
Тест по теме «Объекты и системы»
Вариант 1.
1. Закончите предложение: «Любая часть окружающей действительности, воспринимаемая человеком как единое целое, называется …»
понятием
объектом
предметом
системой
2. Отметьте единичные имена объектов:
машина
береза
Москва
Байкал
Пушкин А.С.
операционная система
клавиатурный тренажер
Windows XP
3. Отметьте объекты операционной системы:
рабочий стол
окно
папка
файл
компьютер
4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:
свойства
размеры
поведение
состояние
действия
5. Укажите отношение для пары «процессор и системный блок»:
является элементом множества
входит в состав
является разновидностью
является причиной
6. Отметьте природные системы:
Солнечная система
футбольная команда
растение
компьютер
автомобиль
математический язык
Тест по теме «Объекты и системы»
Вариант 2.
Закончите предложение: «Целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой, называется …»
понятием
объектом
предметом
системой
2. Отметьте общие имена объектов:
машина
береза
Москва
Байкал
Пушкин А.С.
операционная система
клавиатурный тренажер
Windows XP
3. Отметьте объекты классной комнаты:
рабочий стол
окно
папка
файл
компьютер
4. Отметьте признаки, которые могут быть указаны в сообщении об объекте:
свойства
поведение
состояние
возможности
действия
5. Укажите отношение для пары «графический редактор и MSPaint»:
является элементом множества
входит в состав
является разновидностью
является причиной
6. Отметьте природные системы:
Солнечная система
футбольная команда
растение
компьютер
автомобиль
математический язык
Тест по теме «Человек и информация»
Вариант 1.
1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А. С. Пушкин)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Отметьте все понятия среди следующих словосочетаний:
Система счисления
В вычислительной технике применяется двоичная система счисления
Графический файл
Текстовый документ
Файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем
Двоичные коды
Всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.
3. Укажите недостающее понятие:
1) Человек — мозг = компьютер — …
клавиатура
системный блок
память
процессор
2) Человек — записная книжка = компьютер — …
оперативная память
жесткий диск
системный блок
память
4. Отметьте формы мышления:
понятие
восприятие
анализ
синтез
суждение
умозаключение
обобщение
Тест по теме «Человек и информация»
Вариант 2.
1. Выпишите все понятия, содержащиеся в предложении.
Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят. (А. С. Пушкин)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Отметьте все суждения среди следующих словосочетаний:
система счисления
с вычислительной технике применяется двоичная система счисления
графический файл
текстовый документ
файл – это информация, хранящаяся во внешней памяти как единое целое и обозначенная именем
двоичные коды
всего существует 256 различных цепочек из 8 нулей и единиц.
3. Укажите недостающее понятие:
1) Художник — холст = компьютер — …
сканер
клавиатура
экран
процессор
2) Компьютер — память = фабрика — …
цех
контора
ворота для ввоза сырья
склад
4. Отметьте логические приемы формирования понятий:
понятие
восприятие
анализ
синтез
суждение
умозаключение
обобщение
Тест по теме «Информационное моделирование»
Вариант 1.
1. Закончите предложение: «Объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта с определенной целью, называется …»
моделью
копией
предметом
оригиналом
2. Закончите предложение: «Модель, по сравнению с объектом-оригиналом, содержит …»
меньше информации
столько же информации
больше информации
3. Укажите примеры натурных моделей:
физическая карта
глобус
график зависимости расстояния от времени
макет здания
выкройка фартука
муляж яблока
манекен
схема метро
4. Укажите примеры образных информационных моделей:
рисунок
фотография
словесное описание
формула
5. Отметьте пропущенное слово: «Словесное описание горного ландшафта является примером … модели»
образной
знаковой
смешанной
натурной
6. Отметьте пропущенное слово: «Географическая карта является примером … модели»
образной
знаковой
смешанной
натурной
7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:
компьютер – процессор
Новосибирск – город
слякоть – насморк
автомобиль – техническое описание автомобиля
город – путеводитель по городу
Тест по теме «Информационное моделирование»
Вариант 2.
1. Закончите предложение: «Моделью называют объект, имеющий…»
внешнее сходство с объектом
все признаки объекта-оригинала
существенные признаки объекта-оригинала
особенности поведения объекта-оригинала
2. Закончите предложение: «Можно создавать и использовать …»
разные модели объекта
единственную модель объекта
только натурные модели объекта
3. Укажите примеры информационных моделей:
физическая карта
глобус
график зависимости расстояния от времени
макет здания
выкройка фартука
муляж яблока
манекен
схема метро
4. Укажите примеры знаковых информационных моделей:
рисунок
фотография
словесное описание
формула
5. Отметьте пропущенное слово: «Формула для вычисления площади прямоугольника является примером … модели»
образной
знаковой
смешанной
натурной
6. Отметьте пропущенное слово: «Атлас автомобильных дорог является примером … модели»
образной
знаковой
смешанной
натурной
7. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект – модель»:
клавиатура – микрофон
река – Днепр
болт – чертеж болта
мелодия – нотная запись мелодии
весна – лето