Конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС на тему: «Односоставные предложения» (8 класс)
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Конспект урока русского языка с учетом требований ФГОС на тему:
«Односоставные предложения»
Выполнил учитель
русского языка
Гиленко Н. Ю.
Содержание
Характеристика урокас.2
Технологическая карта урокас.4
План-конспект урока.с. 6
Учебно-методические средства обучения....с.9
Мультимедийная презентация урока.
Характеристика урока
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе по теме «Односоставные предложения».
Цель урока: обобщение знаний об односоставных предложениях.
Результаты освоения учебного материала урока.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
распознавание односоставных предложений в тексте;
классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;
построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.
Личностные УУД:
испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .
Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.
Регулятивные УУД:
самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД;
находить ответы на вопросы ;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников,их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, группе;
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.
Тип урока - урок совершенствования знаний, умений и навыков. На изучение темы «Односоставные предложения» в рабочей программе по русскому языку в 8 классе выделено 12 часов (По программе под редакцией М.М.Разумовской). Это 10 урок по изучению видов односоставных предложений, ему предшествовали уроки по изучению следующих тем: виды односоставных предложений (1 час), определённо-личные предложения (2 часа), неопределённо-личные предложения (2 часа), обобщённо-личные предложения (1 час), безличные предложения (2 часа), назывные предложения (1 час). Урок предшествует контрольному уроку, уроку целевого применения усвоенного.
Вид урока – комбинированный урок.
Выбранная структура урока наиболее рациональна для достижения поставленной цели. Использование фольклорного материала – это превосходный, незаменимый материал для различного вида деятельности на уроке. Это обусловлено, во-первых , житейской мудростью и высоким идейно-эстетическим качеством народных изречений и, во-вторых, их лингвостилистическими достоинствами. Кроме того пословицы помогли соблюсти логическую связь между различными этапами урока.
Использование игрового материала помогает в интересной форме повторить пройденное и развивает интерес к языку.
Введение в урок тестового материала позволяет быстро проверить знания, умения и навыки и постепенно подготовить учащихся к итоговой аттестации.
Работа с текстами разных стилей необходима на каждом уроке, так как это позволяет развивать устную и письменную речь учащихся, расширять их лингвистический кругозор. К тому же, тексты разных стилей были подобраны учащимися самостоятельно, в качестве домашнего задания.
На уроке был использован материал (сообщение о Шахматове), который учащийся подготовил самостоятельно. Такой вид работы воспитывает самостоятельность учащихся и учит самостоятельно добывать информацию, выбирать и преподносить главное.
Введение в урок заданий творческого характера позволяет учащимся проявить свои творческие способности, данный вид работы реализует дифференцированный подход.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроке значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.
Активизация мыслительной деятельности учащихся достигалась благодаря быстрой смене форм работы на уроке.
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
Планируемые результаты
Время
Предметные
УУД
Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Сообщение темы; цели; задач; мотивация их принятия; планируемые результаты.
Демонстрация слайда № 2,3,4,5,6
Создание ситуации успеха и эмоционального настроения.
Приветствие
Настрой на рабочий лад
Запись даты и темы в рабочую тетрадь
Коммуникативные
2 мин.
Проверка усвоения теоретических знаний по теме
Проверка ЗУН:
Организация индивидуальной работы на компьютере.
Проведение игры «Путаница»
Демонстрация слайда № 7,8
Демонстрация слайда № 9
Демонстрация слайда № 10
Индивидуальная работа на компьютере (выполнение упр.3из электронного приложения к учебнику)
Работа в парах заполнение таблицы (в тетрадях)
Самопроверка
Вспомнить виды односоставных предложений и их признаки, восстановить соответствие между видом предложения, его признаками и примером
Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям; Знание особенностей строения односоставных предложений и их классификации
регулятивные
познавательные
коммуникативные
5 мин.
Обобщение и систематизация знаний.
Постановка вопроса
Демонстрация слайда № 11
Демонстрация слайда № 12
Индивидуальное сообщение учащегося о лингвисте.
Восприятие устной речи
Умение воспринимать лингвистический текст
Личностные
коммуникативные
3 мин.
Организация индивидуальной работы на компьютере.
Организация работы по учебнику
Индивидуальная работа на компьютере по Обучающей программе-тренажеру по русскому языку «Фраза»
Индивидуальное выполнение упр. 166 (в тетрадях)
Найти в тексте односоставные предложения, определить их вид.
Работа по орфографии.
Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям
регулятивные
познавательные
коммуникативные
10 мин
ФИЗМИНУТКА Слайд № 13
2 мин.
Обобщение и систематизация знаний.
Организация работы с текстами.
Демонстрация слайда № 14
Демонстрация слайда № 15, 16
Работа в малых группах с текстами разных стилей (подготовленные карточки)
Защита результатов исследования
Выяснить в текстах каких стилей и с какой целью употребляются разные виды односоставных предложений.
Знание разновидностей стилей речи, распознавание односоставных предложений в тексте
регулятивные
познавательные
коммуникативные
10 мин.
Организация творческой работы
Демонстрация слайда № 17, 18,19, 20 , 21
Творческая работа в группах
Составить текст-описание картины с использованием односоставных предложений.
Умение употреблять односоставные предложенийя в речи
Личностные познавательные
коммуникативные
5 мин.
Контроль
Организация работы с тестами
Демонстрация слайда № 23-27
Демонстрация слайда № 28
Индивидуальная работа по тестам (перфокарты)
Взаимопроверка
Решить тестовые задания по теме
Классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям
Познавательные
5 мин
Рефлексия
Задание на дом