Проект по литературе Электронный альбом Бежин луг( 6 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шуваеская основная общеобразовательная школа
Научно-исследовательская работа
Секция: гуманитарные науки
Предмет: литература
Тема: «Словесные и живописные портреты русских крестьян в рассказе
И.С. Тургенева «Бежин луг» и творчестве советских художников»
Авторы: учащиеся 6 класса
МОУ Шуваевской ООШ
Городничев Денис,
Дубошей Юрий,
Иванова Елизавета.
Руководитель: Тропынёва Е.М. учитель
русского языка и литературы
МОУ Шуваевской ООШ
Шуваево
2017
Прочитав на уроке литературы рассказ «Бежин луг», мы заинтересовались словесными и живописными портретами крестьянских ребятишек и решили разработать проект «Словесные и живописные портреты русских крестьян в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» и творчестве советских художников».
Для этого нам предстояло изучить портреты крестьянских детей, изображённых в рассказе И.С. Тургенева, а также работы советских художников по темам «Ночное» и «Крестьянские дети».
Перед собой мы поставили цель:
найти сходства и отличия рассказа «Бежин луг» И.С. Тургенева и картины Маковского «Ночное»; изучить историю создания иллюстраций Пахомова к рассказу «Бежин луг».
Задачи, которые нам предстояло решить, мы сформулировали так:
Во-первых, изучить литературу по данной теме, отобрать материал в сети Интернет для создания презентации;
во-вторых, основываясь на рассказе «Бежин луг», выявить создаваемые автором образы крестьянских ребятишек;
в-третьих, на основе сопоставления картины В.Е. Маковского «Ночное» и рассказа «Бежин луг», найти сходства и отличия в данных произведениях искусства;
в-четвёртых, сопоставив пейзажные мотивы и образы крестьянских детей в рассказе и живописи А.Ф. Пахомова, осуществить их интерпретацию.
Тургенев – один из тех писателей, которому удавалось писать картины с помощью замечательной, могучей, прекрасной русской речи, передавать оттенки красок, завораживать читательское воображение мощью цветовой гаммы.
Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют.
Бежин луг находится в 13 км. от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.
Автор использует сказочный приём: охотник заблудился и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, полный тайн, фантастики, поверий, сказок, мир искренний и добрый.
Герои рассказа – крестьянские ребятишки. Каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…
Вот какими мы видим их в рассказе И.С.Тургенева:
Феде было лет 14. Он принадлежал к богатой семье. С ребятами в ночное выехал для забавы. Он вёл разговор на правах старшего. Сам же говорил мало, как бы боясь уронить своё достоинство.
Павлуша. Малый был неказистый. Глядел он очень умно и прямо, да и в голосе звучала сила. Он не боялся опасностей. Без хворостинки в руке, ночью, он поскакал один на волка. Он доверяется судьбе: «Своей судьбы не минуешь». Очень жаль, что Павлуша погиб.
Лицо Ильюши было незначительно. Он постоянно надвигал шапочку на свои непослушные волосы. Рассказ его эмоционален, говорит с жаром. Ильюша рассказывает об «удивительном, лукавом человеке» Тришке.
Костя, мальчик лет десяти, с задумчивым печальным взором. Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки;…странное впечатление производили его глаза…
Ване было всего лет семь. Он лежал на земле, накрывшись рогожей. Он так восхищён звёздной ночью, рассказами друзей. Часто его свежее личико, большие тихие глаза поднимаются к небу.
Тема «Крестьянские дети в ночном» была отражена в картинах русского художника Маковского Владимира Егоровича.
Тема картины возникла под впечатлением рассказа Тургенева "Бежин луг". Тургенев был одним из любимых писателей Маковского. Крестьянские дети с их непосредственностью, их близостью к природе привлекали, волновали художника. Не случайно поэтические образы крестьянских детей пройдут сквозь все его творчество. Не раз возвращался он и к теме "Ночное", находя все новые краски, новые нюансы в захватившем его мотиве. Наиболее удачная из этих картин – поздний вариант его конкурсной работы "Ночное" (1879), находящийся в коллекции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.     Картина В.Е. Маковского "Ночное" совпадает по теме с рассказом Тургенева "Бежин луг", но не является прямой иллюстрацией, так как в деталях расходится с ним: у Тургенева пять мальчиков, на картине – семь мальчиков и девочка; на картине нет костра, отсутствует фигура охотника. Но фигура мальчика, что-то рассказывающего, слушатели-подростки, захваченные интересным рассказом, фон картины – раннее летнее утро до восхода солнца, фигуры пасущихся вдали лошадей – все это тургеневские черты; они вызывают в памяти зрителей пейзажи и характеристики мальчиков из "Бежина луга". Мы пытаемся отыскать на картине героев тургеневского рассказа, мальчиков Федю, Павлушу, Илюшу, Костю и Ваню.
"...утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке...". Пейзаж Тургенева дает по времени более раннюю картину рассвета: у Маковского восток уже окрашен, к бледно-серому уже приближается золотисто-алый тон разгорающейся зари. Более созвучен картине второй, заключительный в рассказе пейзаж. Этот пейзаж как бы продолжает видимое на картине: здесь и "редеющий туман", закрывающий горизонт, и "алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света", озаряющие лица и фигуры детей.      Какое изображение природы полнее и разностороннее: на картине или словесное?
На картине невозможно изобразить мигание звезд, изменчивость цвета неба, появляющуюся сырость (росу), раздавшиеся звуки, порхание ветерка... На полотне художник запечатлел один момент пейзажа, – в словах писателя дана в движении картина рассвета и восхода солнца. (Из книги: Смирнов С.А. Преподавание литературы в 5-8 классах. – М.: Учпедгиз, 1962)      "Бежин луг" – произведение о сложных связях человека и природы, у которой, по мысли Тургенева, есть не только "приветно-лучезарное", но и грозно-равнодушное лицо. В письме Беттине Арним в 1841 году Тургенев писал: "Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким же должен быть каждый человек – таков он и есть... Чем была бы природа без нас, – чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!.. как бесконечно сладостна – и горька – и радостна и в то же время тяжела жизнь! <...> Стоит только выйти в открытое поле, в лес – и если, несмотря на все радостное состояние души, чувствуешь все же в сокровенной ее глубине какую-то сдавленность, внутреннюю скованность, которая появляется как раз в тот миг, когда природа овладевает человеком". (Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Письма. – М.; Л., 1961. – Т. 1. – С. 436.)       Картины природы тесно связаны с содержанием рассказа "Бежин луг". Роль их различна.       Описание блужданий охотника, рассказ о чувстве страха, которое охватило его, когда он попал в лощину, помогает лучше понять, какое действие должны были произвести картины ночной природы на неграмотных деревенских ребятишек. Таинственность, тревожность обстановки подсказывает мальчикам темы их страшных историй.       Картина прекрасного июльского дня с его мягкими красками созвучна характерам мальчиков. Она позволяет лучше понять неброскую внутреннюю красоту детей, любовное отношение к ним автора.        Описание раннего утра завершает рассказ оптимистически. Чувство радости, уверенности наполняет душу писателя. Многие современники увидели в словах "утро зачиналось" огромную веру в судьбу России, ее будущее. Эти строки перекликаются со стихотворением в прозе "Русский язык": "Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!". Ю.В. Лебедев пишет: "Восходом могучего светила и открывается и закрывается "Бежин луг" – один из лучших рассказов  о русской природе и детях ее. В "Записках охотника" Тургенев создавал единый образ живой поэтической России, увенчивала который жизнеутверждающая солнечная природа. В крестьянских детях, живущих в союзе с нею, он прозревал "зародыш будущих великих дел, великого народного развития". (Лебедев Юрий. Тургенев. – М.: Молодая гвардия, 1990. ЖЗЛ) В отличие от Маковского, Алексей Фёдорович Пахомов иллюстрировал именно рассказ «Бежин луг».
Народный художник СССР (1971). Действительный член АХ СССР (1964). Лауреат Государственной премии СССР (1973 – посмертно) и Сталинской премии второй степени (1943).
    Вот как он сам описывает свои чувства во время работы над иллюстрированием рассказа «Бежин луг».
 В детстве в ночном мне доводилось бывать не раз. Обаяние летней ночи у костра, интерес и ужас рассказов про разную чертовщину и благодаря этому ужасу чувство еще большей близости и дружбы к товарищам мне хорошо знакомы и дороги, как большинство воспоминаний о детстве. Эту поэзию детских лет, облик своих друзей-товарищей, похожих на тургеневских мальчиков, похожих той схожестью, что есть в людях, постоянно живущих в деревне, мне и хотелось изобразить в рисунках к "Бежину лугу". В рассказе Тургенева дано очень подробное описание внешнего вида мальчиков, их лиц, глаз, губ; подробно обсказана их одежда и даже позы, в которых ребята расположились у костра. Но можно нарисовать глаза, нос, овал лица, волосы, как будто совсем такие, как указано в тексте, и, однако, не получится живого человека. Чтобы перечисленные черты человека ожили, надо представить его в действии. А действия в "Бежине луге" мало, одни разговоры и страшные истории.     Я решил, прежде всего, уточнить для себя, какой рассказ и какая фраза принадлежит тому или иному мальчику. Против имени каждого из них я вписал все, что им сказано или сделано, и вот тогда стали возникать в сознании образы героев и оживать черты их лиц, так подробно описанные Тургеневым.
      Составив представление об облике каждого мальчика, я постарался сделать их портреты живыми, убедительными. Стремился к тому, чтобы в этих портретах передать ощущение далекого девятнадцатого века, ощущение темной ночи, костра, близость пасущихся кругом лошадей, и стремился еще к тому, чтобы карандаш этих рисунков ложился на бумагу естественно и красиво.
Проведя анализ данных источников, мы сделали следующие выводы:
действительно имеются сходства и отличия в рассказе «Бежин луг» И.С. Тургенева и картине Маковского «Ночное» при описании крестьянских детей и пейзажа. Художник А.Ф. Пахомов, иллюстрируя рассказ «Бежин луг», использовал свои собственные детские впечатления о ночном и тщательно изучал портреты детей, описанные в рассказе И.С. Тургенева.
Также мы выяснили, что тема ночного не оставалась без внимания и советских поэтов. В качестве примера мы решили привести стихотворение ленинградского поэта Ивана Демьянова:
Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба над притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру – огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!
Наша работа может быть использована на уроках литературы в 6 классе при изучении творчества И.С. Тургенева.