РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Евстифеева Валентина Васильевна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Калуги,
Калужская область.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ



Требования к качеству образования в настоящее время представлены в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), причем существенную роль в образовании каждого ребенка носит преемственность в процессе организации образовательного процесса. Именно поэтому в основе ФГОС начального общего и основного общего образования (ФГОС НОО и ФГОС ООО) лежит системно-деятельностный подход. Главной движущей силой качественного обучения при таком подходе становится самостоятельная деятельность и активность учащегося на уроке и внеурочной деятельности. Учащиеся при таком подходе являются не объектом, а субъектом обучения и воспитания.
Особую роль в данном подходе приобретает проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая действительно планируется с учетом преемственности и индивидуально-возрастных особенностях школьников.
Результатом целенаправленной учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта у учащихся начальных классов будут являться:
 потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
 основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
 основы ценностных суждений и оценок;
 навыки исследовательской деятельности.
Исследование в школе является такой формой организации деятельности ученика, которая в существенной степени способствует их формированию и развитию.
Анализ многочисленных исследований по данному направлению (Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.) позволяет сделать вывод, что будущего ученого можно заметить при его обучении в общеобразовательной школе. Именно его способность к «видению проблемы», самостоятельность мышления, способность к доведению мыслительных операций до конца и умение грамотно и бесконфликтно решать проблемы в коллективе позволяют сделать выводы об уровне интеллектуального развития ребенка, его креативном мышлении.
При этом самым важным условием, а можно сказать и основным условием развития ребенка является организация образовательного процесса. В плане организации учебного процесса, выполняющие именно функции развития и диагностики интеллектуальных способностей детей, имеют разнообразные способы организации совместной учебной деятельности.
Так, одним из способов организации совместной деятельности является метод коллективной работы (КСО). Именно данный метод работает по принципу индивидуальных вкладов, который заключается во взаимодополнении каждого участника группы в разработку общей идее. Но, именно в работе данной группы можно увидеть не только проявление самостоятельности и креативности каждого участника, но и его умения работать в коллективе, умения решать бесконфликтно деловые вопросы, приходить к общему решению с учетом мнения других участников группы.
Данная форма работы позволяет не только отследить развитие познавательных компетентностей, но и способствует развитию личностных качеств человека, а значит в будущем его успешной социализации.
Работая в группе и создавая мини-проект на уроке, учащиеся не только основательно прорабатывают материал, но и имеют возможность активно сотрудничать с одноклассниками, без стеснения задавать друг другу вопросы, тем самым не только учиться работать сообща, но и коллективно решать проблемные ситуации, учиться дружить. В процессе коллективной деятельности формируется коллектив класса, в котором на протяжении многих лет должно быть комфортно каждому ученику. А начало должно быть положено в начальной школе.
Работая в группе по созданию проекта, учащиеся выполняют следующие действия:
- учащиеся должны выявить учебную проблему, вызванную проблемной ситуацией;
- выдвинуть гипотезы (гипотезу) и предложить варианты по ее разрешению;
- обосновать выдвинутую гипотезу и предложить варианты ее доказательства;
- сделать необходимые выводы, провести рефлексию, самооценку и самоконтроль деятельности.
А самое главное в работе групп, что при использовании проектно-исследовательской деятельности учащиеся должны получить и представить продукт данной деятельности. Таким образом, учащихся начиная с начальной школы необходимо приучать к результативной работе, при которой они должны видеть продукт деятельности, оценить его качество и эффективность собственной деятельности.
Очень часто, проектно-исследовательскую деятельность ассоциируют в основном с развитием коммуникативных УУД. Коммуникативная компетенция носит комплексный характер. Она представляет собой совокупность составляющих ее отдельных компетенций: речевая, языковая, или лингвистическая, коммуникативное общение и др. Кроме того, работая в группе с различным предметным материалом, конечно развиваются познавательные процессы, формируется эмоционально-волевая сфера. Таким образом, данная совокупность представляет комплекс компетентностей развивающихся у ребенка в процессе проектной деятельности.
Например, выполняя проектную работу в группах по созданию виртуальной экскурсии по родному городу Калуга «Любимые места родного города» учащиеся развивали метапредметные УУД, но и широко использовали межпредметные связи и взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности (русский язык, математика, информатика, иностранный язык, окружающий мир).
Тематика и направленность проектных работ может быть самой разнообразной. В зависимости от развивающей целевой установки учащиеся выполняют проектную работу, получая разнообразные продукты деятельности: альбом фотографий, презентации, картины, рассказ, модели и др.
Роль коллективной работы, особенно в начальной школе неоспорима, данная деятельность позволяет не только активизировать познавательные процессы каждого учащегося, но и способствует активизации межличностного общения, которое не только создает позитивный настрой в классе, но и является комфортной средой для развития личности каждого ученика в коллективе.
Литература
1. Дьяченко В.Г. Сотрудничество в обучении. – М., 1991.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
3.Сериков А.П. Личностный подход в образовании:концепция и технологии.- Волгоград, 1994.
4. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа / под редакцией Фельдштейна Д.И. – М.: Баласс, 2011.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. –М., «Просвещение», 2010.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт /под редакцией Кезина Л.П., Кондакова А.М. – М., 2010.