Эссе Мои педагогические технологии
Педагогическое эссе
«Мои педагогические технологии»
Достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит сколько от личности преподавателя, столько же и от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многим педагогическим требованиям, как бы не казались они ему основательными и разумными.
В.Я. Стоюнин
Заходя в аудиторию, мы часто задаемся вопросами: как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, запоминающимся, как активизировать деятельность учащихся на уроке?
Сегодня, в условиях реформирования экономики и образования, исходя из задач, поставленных законом «Об образовании в РФ», цель образования и воспитания студентов трактуется по-новому: формирование у них общечеловеческих ценностей. От современного преподавателя требуется не только дать студентам образование в виде системы знаний-умений-навыков, он должен всемерно развивать познавательные и творческие возможности учащихся, воспитывать личность.
Целью моей работы стало: развитие личности студента, его творческих способностей, формирование у студента качеств гуманности, гражданственности, патриотизма, личных и профессиональных качеств, опыта осуществления разнообразных видов деятельности. Специфика этих задач заключается в вовлечении каждого студента в практическую полезную деятельность. Чтобы эта цель реализовалась в действительности, необходимо использовать различные педагогические технологии.
Какие технологии целесообразнее использовать при таком подходе к обучению? До недавнего времени мною использовалась лекционно-семинарская система обучения. Но, как и все традиционные методы обучения, данная технология ориентирована на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дает достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику технологии, которые способствуют формированию у студентов ключевых компетенций, способствующих их успешности в современном обществе.
От чего зависит выбор технологии обучения? Этот выбор обусловлен различными факторами. Во-первых, необходимо руководствоваться принципом доступности: учитывать образовательный уровень студентов, их возрастной состав, руководствоваться их потребностями, интересами, познавательными возможностями. Во-вторых, определенный отпечаток на процесс обучения накладывает и тот фактор, что студенты, обучающиеся в нашем учебном заведении, являются осужденными к лишению свободы. Как правило, возрастной состав группы неоднороден, варьируется от 20 до 55 лет. Образовательный уровень обычно не превышает 9-10 классов средней школы.
Поэтому, проанализировав многообразные современные образовательные технологии, я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе со студентами из числа осужденных, содержащихся в исправительной колонии строгого режима. В своём размышлении попробую представить используемые мною технологии и обосновать свой выбор.
В своей работе я чаще всего использую технологии проблемного и дифференцированного обучения. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов студентов, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.
Сущность данной технологии состоит в последовательном и целенаправленном выдвижении перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые, обучаемые активно усваивают знания.
Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы студентов. Например, на уроках БЖД студентам демонстрируется план схема учебного заведения и предлагается обосновать порядок эвакуации из учебного кабинета при пожаре. Предлагается несколько возможных противоречивых вариантов. Возникают различные мнения, начинается обсуждение. На основе проведенного анализа студенты обоснованно аргументируют порядок проведения эвакуации при пожаре.
Таким образом, проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой студенту очень сложно учиться, тем более с интересом.
Технология дифференцированного обучения, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит для использования для обучения студентов из числа осужденных. Группа, в которой я работаю, состоит из студентов с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, поэтому добиваюсь, чтобы каждый студент работал в меру своих сил, в соответствии с его познавательными возможностями, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии. На уроках очень часто применяю дифференциацию учебных заданий. Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. Варианты заданий как правило отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. При распределении вариантов заданий учитываю образовательный ценз учащихся. Если студент ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант.
В современных условиях очень важным является формирование информационной компетенции у обучающихся. Поэтому еще одной часто используемой технологией в моей работе является информационная технология (ИКТ).
Технологию ИКТ стала применять с появлением в нашем учебном заведении специально оборудованного компьютерного класса, и теперь не представляю своей деятельности без её использования. Компьютерные технологии помогают мне сделать уроки более насыщенными, облегчают усвоение материала. К урокам деловой культуры обычно готовлю презентации «Конфликты в деловом общении», «Профессиональный этикет». При объяснении новой темы все схемы и графики демонстрируются на мультимедийной доске. С помощью данного приёма новый материал становится более наглядным и эффективно усваивается студентами. На уроках БЖД студенты могут увидеть на экране монитора и новейшие средства индивидуальной и коллективной защиты, различные виды убежищ, классификации опасностей и вредных факторов на производстве и т.д.
Не смотря на специфический контингент обучающихся, свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой цель: как охранить и укрепить здоровье?
Поэтому в учебной работе мною также применяются здоровьесберегающие технологии. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет снизить утомляемость, и повышает работоспособность студентов. Данная технология никогда не теряла своей актуальности, применялось с давних пор и будет успешно применяться и далее в образовательном процессе.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогические технологии тесно взаимосвязаны, а условия их применимости зависят от множества факторов. Использование таких современных педагогических технологий, как: дифференцированное обучение, ИКТ, проблемное обучение, дают возможность учащимся приобретать знания, умения, навыки, осваивать способы самостоятельной работы, развивать творческий потенциал, познавательную активность, поддерживать высокую учебную мотивацию, и, как результат этого, способствовать повышению качества знаний.
,ђЗаголовок 215