Рабочая программа по учебному курсу История Древнего мира 5 класс (индивидуальное обучение)
Рабочая программа по учебному курсу «История Древнего мира» 5 класс ( индивидуальное обучение)
Пояснительная записка
1. Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МОУ СОШ №3 Кочубеевского района Ставропольского района и программы «История Древнего мира» 5 класс. Москва, «Русское слово», 2013 г, автор Ф.А. Михайловский.
2. Обоснование выбора УМК.
Для реализации данной программы используется учебно – методический комплект:
1. Программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс / авт.-сост. Ф.А. Михайловский. - М., ООО «Русское слово - учебник», 2012
2. Программа курса «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс. Тематическое и поурочное планирование / авт.-сост. Ф.А. Михайловский. –м.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
3. Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 12-е изд., - М., ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
4. Михайловский Ф.А. Книга для учителя к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира», 5 кл. М., ООО «Русское слово – учебник», 2013
5.Жукова С.А. Рабочая тетрадь к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира», 5 кл. М., ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014
Данный УМК входит в систему «Инновационная школа» издательства «Русское слово» и продолжает линию тем по истории в УМК «Окружающий мир» для начальной школы.
Вместе с УМК по «Истории России» представляет собой систему учебников, состоящую из завершенных линий, которые обеспечивают преемственность изучения предмета в полном объёме на соответствующей ступени общего образования. В рамках предметной области «Общественно-научные предметы» комплект учебников по курсу всеобщей истории обеспечивает достижение требований к результатам освоения Основной образовательной программы общего образования.
3. Цель и задачи обучения по предмету.
Цель изучения курса «Истории Древнего мира» - освоение учащимся исторической значимости периода древности в целом и всех его основных разделов, приобщение учащихся к мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Задачи курса «Истории Древнего мира»;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира, о социально-экономическом, политическом и культурном аспектах, развития древних обществ;
- формирование научно-исторической картины мира, понимания значения истории и способов познания прошлого для саморазвития личности, взаимодействия людей в современном поликультурном мире;
- формирование умений анализировать и интерпретировать исторические факты на основе работы с разными видами источников и учебными материалами;
- развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
- воспитание интереса и уважения к историко-культурному наследию, религиям различных народов;
- формирование ценностных ориентиров для культурной, этнонациональной самоидентификации в современном обществе на основе знаний по курсу истории Древнего мира.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
- Предметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:
знание основных исторических фактов эпохи Древнего мира, социально-экономического, политического и культурного аспектов развития древних обществ;
усвоение основного понятийного аппарата исторической науки и умение его применять для раскрытия сущности и значения исторических событий, явлений, процессов;
умение сравнивать факты, события, явления истории Древнего мира и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения;
применять счёт лет в истории, соотносить год с веком, век – с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до нашей эры, выявлять синхронность и диахронность событий;
умение читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;
способность оценивать вклад древних народов в мировую культуру.
- Метапредметные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:
умение работать с разными источниками информации: находить информацию в тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках, в Интернете, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;умение организовать свою учебную деятельность: определять цель и задачи работы, определять последовательность действий, прогнозировать и оценивать результаты своей работы;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим;
умение продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- Личностные результаты изучения пятиклассниками истории Древнего мира включают в себя:
формирование познавательного интереса к изучению истории и культуры Древнего мира;
развитие толерантного отношения к истории, религии, традициям и культуре других народов с целью эффективного взаимодействия в современном поликультурном и многоконфессиональном обществе;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к фактам прошлого и бережного отношения к историческим памятникам, осознание необходимости их изучения и охранТематическое планирование по истории Древнего мира 5 класс
Распределение учебного материала курса Контрольные работы
№ Наименование раздела Количество часов Тема Дата
1 Введение. 1 Жизнь первобытных людей 2 Жизнь первобытных людей 4 Древний Восток 3 Древний Восток 10 Древняя Греция 4 Древняя Греция 10 Древний Рим 5 Древний Рим 9 Итого 34 Итого 4
№
урока Тема урока Сроки прохождения Вид деятельности
учителя Вид деятельности
ученика элементы учебного курса Д/ЗДата
Проведения
план/факт
Раздел I. Первобытное общество 1 Первобытные люди. Инструкции о работе на курсе.
Беседа, организация работы с иллюстрациями Беседа, работа с иллюстрациями Иллюстрация «Первобытный человек»
2 Открытия и изобретения древних охотников Проверка знаний, беседа, объяснение нового материала Беседа, выполнение тестовых заданий Тест «Первобытный человек»
Раздел II. Цивилизации Древнего Востока. 3 Египет – дар Нила Формирование умений работы с исторической картой, проверка знаний. Работа с исторической картой Карта «Древний Египет»
4 Страна двух рек.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Объяснение нового материала, проверка знаний Пересказ текста, работа с иллюстрациями Презентация «Древний Вавилон»
5 Фараоны и пирамиды Формирование умений работать с исторически документом, Работа с историческими документами, выполнение теста Презентация «Египетские
Пирамиды» 6 Общество Древнего Египта
Как жили в Древнем Египте Беседа, формирование умений работать с историческим документом Пересказ текста , работа с работа с документом Тест «Земледелец-Вельможа»
Документ «Работа чиновника» 7 Религия древних египтян
Культура Древнего Египта Беседа, Формирование умений работать по составлению соответствий Беседа, составление соответствий «Боги Египта»
8 Индия и Китай в древности Беседы, формирование навыков работы по решению кроссворда Беседа, решение кроссворда Кроссворд «Древний Египет» 9 Финикийские мореплаватели Беседа, объяснение нового материала Беседа, работа с картой, текстом учебника Карта «Шумеры»
10 Древняя палестинаПроверка знаний, работа с презентацией Работа с презентацией 11 Ассирийская военная держава Формирование умений составлять сравнительную характеристику стран Работа с текстом учебника, составление сравнительной характеристики стран 12 Победители Ассирии Объяснение нового материала Пересказ текста, выполнение теста Тест «Ассирия»
13 Образование державы Маурьев в Индии Беседа, формирование умений работы с иллюстрациями Беседа, работа с иллюстрациями Иллюстрации «Давид и Голиаф» 14 Единое государство в Китае Формирование умений составлять соответствия «Понятие-определение» Выполнение задание «Понятие-определение» Текст «Глиняная армия император»
15 Великая Персидская держава Формирование умений составления плана по тексту учебника Беседа, составление плана текста 16 Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток" Проверка знаний Выполнение дифференцированных заданий разного уровня сложности Понятия
Иллюстрации
Раздел III. Древнегреческая цивилизация 17 Греция и Крит в эпоху Беседа, объяснение нового материала Беседа, работа с картой Карта «Древняя Греция» 18 Поэмы Гомера
Боги и герои Эллады Беседа, проверка знаний Пересказ мифов, выполнение теста Тест «Боги Греции»
19 Греческие полисы и великая греческая колонизация Беседа, формирование умений работать с документами Выполнение заданий по документу Тест «Поэмы Гомера»
Документ «Законы Солона» 20 Афинский полис Беседа, объяснение нового материала Беседа, выполнение теста Презентация «Нашествие персов» 21 Древняя Спарта Беседа по презентации Беседа, просмотр презентации Тест «Государственное устройство Афин» 22 Герои Марафонской битвы Формирование умений составления плана по тексту учебника Беседа, составление плана текста 23 Персидское нашествие на Грецию Беседа, помощь в выполнение творческого задания Выполнение творческого задания Творческое задание
24 Возвышение Македонии
Завоевание Александра Македонского Проверка знаний, работа с презентацией Работа с презентацией Презентация «Александр Македонский»
25 Повторительный урок по истории Древней Греции Проверка знаний Выполнение дифференцированных заданий разного уровня сложности .Кроссворд
Тест «Древняя Греция» Раздел IV. Древнеримская цивилизация 26 Древнейший Рим.
Республика римских граждан Беседа, объяснение нового материала Беседа 27 Становление республики в Древнем Риме Беседа, организация работы с понятиями Беседа, работа с понятиями Понятия 28 Войны с Карфагеном Формирование умений работать с контурными картами Работа с контурной картой «Пунические войны» 29 Рабство в Древнем Риме
Восстание Спартака Беседа, формирование умений работать с документом Беседа, ответы на вопросы к документу Документ «Из трактата Марка Катона» 30 Цезарь – повелитель Рима
Падение республики Беседа, проверка знаний Беседа, выполнение теста Тест «Диктатура Цезаря» 31 Повседневная жизнь римлян Беседа, закрепление навыков работы на соответствие Беседа, выполнение задания на соответствие Тест «Боги Рима»
32 Императорский Рим Беседа по презентацией Просмотр презентации, ответы на вопросы Презентация «Императоры Рима» 33 Возникновение христианства. Беседа, объяснение нового материал Беседа, ответы на вопросы к уроку Вопросы к уроку 34 Повторительный урок по истории Древнего Рима Проверка знаний Выполнение дифференцированных заданий разного уровня сложности Тест «Древний мир»
5. Содержание учебного предмета, курса.
Всеобщая история.
История Древнего мира (68 ч)
Содержание курса Виды учебной деятельности учащихся Кол-во часов
Раздел I. Жизнь и открытия первобытных людей. 2
Собиратели и охотники каменного века. Тема 1. Первые люди на Земле.
Происхождение человека. Признаки выделения человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Основные занятия людей в каменном веке (палеолите): охота и собирательство. Древнейшие орудия труда. Овладение огнём и его роль в развитии человека. «Человек разумный». Выделять и формулировать в тексте учебника разные версии происхождения человека, объяснять причины их разнообразия. Выделять в учебной информации главные признаки явления, использовать их для анализа новых источников. Показывать на карте территорию заселения и стоянки древнейших людей. Устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий, определять продолжительность процессов. Описывать внешний вид первобытных людей, условия их обитания и занятия, важнейшие открытия с помощью текстовых и наглядных источников. Формулировать определение понятия «человек разумный». Обобщать и систематизировать информацию учебника, делать вывод о значении овладения огнём для развития человечества. 1
Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников.
Причины освоения новых земель в каменном веке. Влияние природной среды на жизнь и занятия людей в древности. Великое оледенение. Охота на мамонтов и других крупных животных, жилища, одежда и др. постоянное усовершенствование орудий труда в результате изменения условий жизни древнего человека. Показывать на карте пути освоения людьми новых земель. Объяснять причины миграций людей в каменном веке. Описывать условия обитания, внешний вид, занятия, орудия труда древних людей с помощью текстовых и наглядных источников, сравнивать их на разных этапах существования человечества (до, во время и после оледенения), делать выводы о достижениях человечества в период каменного века. 1
Раздел II. Древний Восток. 8
Цивилизации речных долин. Тема 3. Египет – дар Нила.
Природно-географическое положение Египта, роль реки Нила в развитии древнеегипетской цивилизации. Условия для занятия земледелием. Предпосылки возникновения государственной власти и управления в Египте и объединения страны под властью правителей Южного царства. Письменность Египта. Показывать на карте долины великих рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, его дельту. Описывать природные условия Египта. Устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий истории Древнего Египта. Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации. 1
Тема4. Страна двух рек.
Географическое положение Месопотамии (Междуречья), её природно-климатические особенности. Шумеры. Шумерские города-государства. Глиняные таблички и клинопись. Мифы и сказания шумеров. Сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, занятия жителей, выделять сходство и отличия. Определять характерные признаки цивилизации Междуречья как речной цивилизации. Описывать памятники культуры Междуречья. Анализировать содержание шумерского мифа о потопе, высказывать суждения о ценности мифов для изучения истории Междуречья. 1
Тема 5. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Причины возвышения Вавилона в XVIII в. До н.э. Законы Хаммурапи как исторический источник. Объяснять причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и учебного текста. Описывать образ царя Хаммурапи и характеризовать его правление на основе разных источников. Анализировать приведённые в тексте учебника фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона при царе Хаммурапи; высказывать аргументированное суждение о значении его законов. 1
Тема 6. Древние цивилизации Индии и Китая.
Географическое положение Индии и Китая, особенности рек Инд и Хуанхэ. Мифы о потопе как отражение природных и культурных особенностей древних народов Индии и Китая. Хараппская цивилизация. Особенности источников по истории первых государств Китая; хозяйственная, социально-политическая и культурная жизнь древних китайцев в бронзовом веке. Показывать на исторической карте территории расселения народов границы государств, города. Сравнивать природные условия Древней Индии и Древнего Китая с природными условиями в Древнем Египте и Междуречье. Анализировать содержание фрагментов исторических источников (мифы, гадательные надписи), на их основе делать выводы о хозяйственной деятельности жителей Древней Индии и Древнего Китая, социально-политическом устройстве этих государств, религиозных представлениях населения. 1
Древний Египет. 4
Тема 7. Фараоны и пирамиды.
Вещественные и письменные источники истории Египта. Дешифровка древнеегипетской письменности Ф. Шампольоном. Пирамиды Египта и связь их строительства с заупокойным культом. Значение фараона в древнеегипетском обществе. Управление государством. Деспотическая власть. Актуализировать знания о различных видах исторических источников. Оценивать историческое значение дешифровки древнеегипетской письменности Ф. Шампольоном. Характеризовать деспотическую власть в Египте. 1
Тема 8. Жизнь в Древнем Египте.
Условия жизни и труда земледельцев и ремесленников. Условия жизни и занятия вельмож. Древнеегипетские храмы и культ богов. Значение жрецов в древнеегипетском обществе. Народное восстание в Египте по данным «Речения Ипусера». Описывать и сравнивать условия жизни и труда представителей разных социальных групп древнеегипетского общества на основе разных источников. На основе фрагмента исторического источника высказывать суждения о причинах восстания в Древнем Египте и об отношении автора документа к описываемым событиям. 1
Тема 9. Завоевания фараонов.
Освобождение от иноземного владычества. Завоевательные походы древнеегипетских фараонов в середине II тыс. до н.э. Завоевания Тутмоса III и превращение Египта в XV в. До н.э. в самое могущественное государство в мире. Новая столица Египта – Фивы, дворцы и храмы. Фараон-мятежник: основные направления религиозной политики Эхнатона и причины её провала. Показывать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений, границы Древнего Египта в период наивысшего могущества. Раскрывать существенные черты религиозных преобразований Эхнатона и объяснять причины их неудачи. 1
Тема 10. Культура Древнего Египта.
Понятие «культура». Каноны изобразительного искусства, особенности скульптуры и живописи Древнего Египта, памятники мирового значения. Религия древних египтян как отражение природных и социокультурных особенностей Древнего Египта. Миф об Осирисе. Научные знания в Древнем Египте. Формулировать определения понятия «культура». Выделять существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта. Описывать выдающиеся памятники культуры Древнего Египта. Описывать образы богов и раскрывать их символическое значение. Высказывать суждения об уровне развития науки в Древнем Египте. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. 1
Западная Азия в век железа. 4
Тема 11. Финикийские мореплаватели.
Географическое положение и природные особенности городов-государств на восточном берегу Средиземного моря. Занятия финикийцев. Финикийские колонии. Маршруты древних мореплавателей и торговцев. Финикийский алфавит и его роль в развитии письменности. Сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами, определять последствия освоения человечеством обработки железа. Объяснять причины более раннего наступления железного века в странах Западной Азии. Показывать на карте территорию Финикии, крупнейшие города, торговые пути, финикийские колонии. Описывать занятия жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны. Высказывать суждение о вкладе финикийцев в мировую культуру. 1
Тема 12. Древняя Палестина.
Географическое положение и природные особенности Палестины. Библия об истории еврейского народа до победы над филистимлянами, принятии единобожия и образовании государства Израиль. Первые цари Израиля. Строительство храма в Иерусалиме. Причины распада единого государства после смерти Соломона на Иудейское и Израильское царства. Показывать на карте территорию Древней Палестины, города, государства. Описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, анализировать фрагменты исторических источников, сравнивать религию евреев и египтян. 1
Тема 13. Ассирийская военная держава.
Географическое положение и природные условия Ассирии, обеспечившие её военное превосходство над соседними государствами с началом железного века. Ассирийская армия – армия нового типа (железное оружие, конница, тараны и др.). Образование военной державы и политика ассирийских царей в завоёванных странах. Правители Ассирии. Причины падения Ниневии в конце VII в. до н.э. Показывать на карте территорию Ассирийской державы, объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств и народов с наступлением железного века. Описывать армию ассирийцев, сопоставляя её вооружение и приёмы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока. Характеризовать самых известных правителей Ассирии, используя текстовые и наглядные источники, давать оценку наиболее значительным событиям истории Ассирийской державы. 1
Тема 14. Победители Ассирии.
Борьба за раздел ассирийских владений и возвышение Нововавилонского царства. Новые государства в Малой Азии: Лидия, Мидия, Персия. Навуходоносор и расцвет Вавилона на рубеже VII-VI вв. до н.э. Памятники культуры: висячие сады, храм Мардука, ворота Иштар и др. Научные познания вавилонян. Сравнивать древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям (территория, управление), выявлять сходство и различия между ними. Характеризовать исторические личности (Навуходоносор, Киаксар), высказывать суждения об их исторической роли. Описывать древние города, формулировать и высказывать собственные впечатления о памятниках мировой истории и культуры. 1
Великие державы Древнего Востока. 4
Тема 15. Образование державы Маурьев в Индии.
Переселение ариев в долину Инда в середине II тыс. до н.э. Предпосылки перехода индоариев от кочевого скотоводства к оседлому земледелию и ремёслам. Хозяйственное освоение долины Ганга в начале железного века. Образование государств и особенности цивилизации в долине Ганга. Верования индийцев. Варны, отношения в обществе. Образование державы Маурьев и её расцвет в царствование Ашоки (III в. до н.э.). Легенда о Будде. Причины распространения буддизма и его роль в укреплении государства. Культурные достижения и научные открытия индийцев. Показывать на карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга, территорию государства Ашоки. Характеризовать особенности природных условий страны, занятия жителей. Объяснять причины перехода индоариев к оседлому образу жизни. Соотносить события истории Древней Индии с историей других государств Древнего Востока. Раскрывать характерные черты религиозных верований индийцев. Описывать памятники культуры и достижения индийцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру. Сравнивать древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями железного века, выделять сходство и различия. 1
Единое государство в Китае.
Начало железного века в Китае и освоение долины Янцзы. Образование новых государств и междоусобные войны между правителями этих стран в VI-III вв. до н.э. Конфуций и его учение. Объединение Китая под властью Цинь Шихуана. Великая Китайская стена. Изобретения китайцев. Великий шёлковый путь. Показывать на карте территорию империи Цинь, крупные города, Великую Китайскую стену, Великий шёлковый путь. Соотносить важнейшие события истории Древнего Китая с историей других государств Древнего Востока. Сравнивать формы государственного устройства, положение различных групп населения в Индии и Китае. Рассказывать о выдающихся памятниках истории и культуры Древнего Китая, высказывать суждения об их месте в мировом историко-культурном наследии, представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов. 1
Тема 16. Великая Персидская держава.
Объединение персов под властью Кира и образование Персидской державы в борьбе с Мидией, Лидией, Вавилоном и Египтом. Политика Кира в отношении завоеванных народов. Борьба за власть в Персидской державе после смерти Кира. Победа Дария I над своими соперниками, его административные денежные и военные реформы. Подведение итогов изучения раздела «Древний Восток». Показывать на карте территорию Персидской державы, покорённые персами государства, сопредельные народы и племена. Сопоставлять политику Персии и других древневосточных государств (Египта, Междуречья, Индии, Китая) в отношении покорённых народов, объяснять её мотивы и следствия. Характеризовать личность и политику Дария I на основе различных источников, обобщать черты, присущие правителям древневосточных держав (первая половина I тыс. до н.э.).
Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока. Показывать на карте государства по заданному признаку. Соотносить значимые события истории Древнего Востока по хронологическом признаку. Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, общественный строй в странах Древнего Востока. Раскрывать существенные черты культуры и религии стран Древнего Востока, сравнивать и выделять их сходство и различия. Делать выводы о вкладе в историю цивилизаций Древнего Востока, о необходимости бережного отношения к их наследию. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. 1
Раздел III. Древняя Греция. 10
Древнейшая Греция. 3
Тема 17. Греция и Крит в эпоху бронзы.
Географические и природные условия Греции. Занятия древнейших жителей Балканского полуострова. Вторжение ахейских племён в начале II тыс. до н.э. Миф о Тесее и Минотавре. Ахейская Греция в XV-XVII вв. до н.э. Микены, Троя и другие города-государства как памятники истории и культуры бронзового века. Троянская война. Показывать на карте Северную и Среднюю Грецию, Пелопоннес, остров Крит, соотносить их географическое положение с уже известными государствами. Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях её жителей, сравнивать их с природно-географическими условиями и занятиями жителей Древнего Египта и Междуречья. Высказывать суждения о причинах образования государств в Греции и на Крите, об их государственном устройстве, о причинах гибели критской цивилизации. Анализировать данные мифа о Тесее и Минотавре, выделяя в его содержании факты, подтверждённые археологическими раскопками. Описывать памятники истории и культуры Древней Греции, высказывать суждения об их исторической и культурной ценности. Анализировать миф о начале Троянской войны, сопоставлять разные версии причин Троянской войны. 1
Тема 18. Поэмы Гомера.
Вторжение дорийских племён в Грецию и на Крит в конце II тыс. до н.э. «Тёмные века» в истории Греции и становление новой греческой цивилизации. Мифы о Троянской войне и её героях как память об ахейской Греции. Образ Гомера. «Илиада» и «Одиссея» как бессмертные памятники культуры и ценные исторические источники. Показывать на карте направления вторжения дорийских племён, характеризовать его последствия для истории Греции. Определять во времени место периода «тёмных веков» и Троянской войны, соотносить события древнейшей истории Греции друг с другом и с историей государств Древнего Востока. Анализировать отрывки из поэм о Троянской войне по различным критериям; высказывать суждения об их месте в мировом культурном наследии. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. 1
Тема . Боги и герои Эллады.
Мифы о богах Олимпа. Связь древнегреческой мифологии с условиями жизни и занятиями древних греков. Древнегреческие храмы и культ богов. Герои Эллады: Геракл, Прометей, Ахилл и др. Описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями древних греков. Сравнивать религию и мифы древних греков с религией и мифологией Древнего Востока. На основе древнегреческих мифов воссоздавать образ идеального героя Древней Греции: черты характера, качества личности, цели жизни, поступки и др. В дополнительных источниках искать информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве», готовить тематические сообщения и проекты. 1
Рождение античного мира. 3
Тема 19. Греческие полисы и Великая греческая колонизация.
Понятие «античность». Сущность «греческого чуда» и его последствия для дальнейшего развития Греции. Характерные черты древнегреческого полиса. Великая греческая колонизация. Формулировать определение понятия «античность». Выявлять и объяснять отличия античной цивилизации Греции от крито-микенской цивилизации и цивилизаций Древнего Востока. Описывать типичный центр греческих городов-полисов, его главные сооружения. Анализировать и обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе. Объяснять причины Великой греческой колонизации, показывать на карте её основные направления, крупнейшие колонии греков. Высказывать суждения о значении великой греческой колонизации в истории. 1
Тема 20. Афинский полис.
Географическое положение Аттики и занятия её жителей. Положение различных слоёв населения Афинского полиса. Победа демоса и тирания Писистрата. Реформы Клисфена. Показывать на карте территорию Аттики, Афины, важнейшие районы земледелия. Описывать природные условия и занятия жителей Аттики, анализировать данные мифа о дарах Афины и Посейдона городу Афинам. Раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними. Выявлять сущность и давать оценку реформ Солона и Клисфена. 1
Тема 21. Древняя Спарта.
Географическое положение Спарты и природные условия Лаконии. Государственное управление в Спарте. Спартанское войско. Система воспитания детей и молодёжи. Находить и показывать на карте Пелопоннес, Спарту. Выявлять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения. Описывать жизнь и занятия спартанцев, давать образную характеристику спартанскому войску, спартанскому воспитанию. 1
Греко-персидские войны. 2
Тема 22. Герои Марафонской битвы.
Греческие колонии в Малой Азии под властью персов. Восстание в Милете. Причины вторжения персов в Грецию. Поход персов против Афин 490 г. до н.э. Соотношение сил персов и греков. Планы персов в Марафонской битве. Тактика Мильтиада и причины победы греков. Значение победы греков в битве при Марафоне. На основе текста учебника и карты формулировать причины греко-персидских войн. Рассказывать о походе персов 490 г. до н.э., используя карту. Формулировать причины победы греков при Марафоне. Давать образную характеристику полководца Мильтиада. 1
Тема . Персидское нашествие на Грецию.
Поход персов под командованием Ксеркса на Грецию (480 г. до н.э.). Ведущая роль Афин и Спарты в организации освободительной борьбы. Фермопильское сражение и его значение в укреплении боевого духа эллинов. Саламинское сражение. Итоги войн с Персией. Показывать на карте направления движения персидского войска, места главных сражений; называть полисы, поддержавшие персов и выступившие против них. Оценивать боеспособность персидского войска, сравнивать боевые качества военных кораблей противника, планы спартанских и афинских военачальников. Рассказывать о главных сражениях, используя текст и схемы, оценивать их значение. Формулировать причины и последствия победы греков в войнах с Персией, обосновывать прогнозы дальнейшего развития крупнейших полисов. 1
Македонские завоевания. 2
Тема 23. Возвышение Македонии.
Географическое положение Македонского царства. Возвышение Македонии при Филиппе II. Реакция разных слоёв населения Греции на угрозу македонского завоевания. Деятельность Демосфена. Битва при Херонее (338 г. до н.э.) и объединение полисов под властью Филиппа II. Подготовка греко-македонского похода против персов. Гибель Филиппа II. Формулировать причины возвышения Македонии, давать образную характеристику Филиппа II. Сравнивать отношение разных слоёв населения к угрозе македонского завоевания. Высказывать суждения о позиции Демосфена и его сторонников. Рассказывать о битве при Херонее, высказывать суждения о её значении для дальнейшей судьбы Греции. Выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского. 1
Тема 24. Завоевания Александра Македонского.
Причины побед Александра Македонского в Малой Азии (битвы при Гранике и Иссе). Осада Тира и «освобождение» Египта. Решающее сражение при Гавгамелах (331 г. до н.э.) и падение Персидской державы. Продолжение похода Александра Македонского на Восток. Завоевание Средней Азии и долины Инда, основание новых городов. Образование Македонской державы. Определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших сражений, соотносить эти события с другими датами истории Древней Греции и Древнего Востока. Формулировать причины побед Александра Македонского над персами в Малой Азии. Определять характер военных действий и их последствия для покорённых стран и народов. Объяснять причины отказа войска продолжать восточный поход. Давать образную характеристику Александру Македонскому, Дарию III. Находить и показывать на карте места главных сражений, направления движения греко-македонских войск, основанные македонскими завоевателями города, границы Македонской державы и её столиц; новые государства, образовавшиеся после смерти Александра Македонского. 1
Древний Рим. 10
Образование Римской республики. 3
Тема 25. Начало римской истории.
Географическое положение и природные условия Апеннинского полуострова и Сицилии. Италия как объект греческой колонизации. Хронологические границы истории Древнего Рима и её периодизация. Основание Рима: легенда и археологические раскопки на берегах Тибра. Этруски. Латины. Царский период истории Рима: признаки перехода от первобытности к цивилизации: вожди, совет старейшин (сенат), народное собрание. Патриции и плебеи. Легенды о героях Древнего Рима. Показывать на карте территорию Апеннинского полуострова, остров Сицилия; земли, населённые этрусками; Лаций – область расселения латинского племени, греческие колонии; соотносить расположение значимых историко-географических объектов по истории Древнего Рима с известными объектами истории Древнего мира. Описывать природные условия и занятия жителей Древней Италии, сравнивать их с природными условиями Древней Греции и делать вывод об их сходстве и отличиях. Анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставлять легендарные сведения с данными археологических раскопок. Раскрывать существенные черты положения патрициев и плебеев, формулировать причины борьбы плебеев за свои права и установление республики. 1
Тема 26. Республика римских граждан.
Установление республики в Древнем Риме. Борьба плебеев за свои права и интересы, введение должности народного трибуна. Своеобразие формы государственного устройства в римской республике. Римская армия в первой половине I тыс. до н.э. пантеон римских богов. Анализировать учебный текст, сравнивать факты по предложенным критериям и формулировать выводы о сходстве и различиях в положении царей и консулов, патрициев и плебеев в Древнем Риме. Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права. Выделять главные особенности государственного устройства римской республики, сопоставлять их с государственным устройством Афинского полиса, формулировать и высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни Римской республики. Характеризовать религиозные представления древних римлян, находить и объяснять сходства и отличия римской религии и религии древних греков. 1
Тема 27. Завоевание Римом Италии.
Политика римлян по отношению к соседним народам и племенам. Войны с галлами. Завоевание Средней и Южной Италии. Войны с Пирром. Причины военных и политических побед римлян над своими противниками. «Разделяй и властвуй!» как принцип управления подвластными территориями и народами. Основные изменения во внутреннем и внешнем положении Рима к III в. до н.э. Определять длительность и последовательность событий и явлений, относящихся к изучаемой теме, в контексте истории Древнего Рима и истории Древнего мира в целом. Анализировать легенды, различая в их содержании реальные факты и вымысел. Объяснять моральные уроки, которые римляне выносили из трагических событий своей истории. Формулировать причины побед римлян над народами Апеннинского полуострова. Давать характеристику римской армии, выделяя её преимущества перед армиями других государств Древнего мира. 1
Римские завоевания в Средиземноморье. 3
Тема 28. Первая война с Карфагеном.
Предпосылки римских завоеваний в Средиземноморье в III в. до н.э. основные соперники Рима в борьбе за господство в Западном и Восточном Средиземноморье. Политическое и экономическое положение Карфагена в Западном Средиземноморье в начале III в. до н.э. Столкновение интересов Рима и Карфагена в борьбе за Сицилию. Цели участников в Первой Пунической войне. Создание военно-морского флота и победа Рима в борьбе за Сицилию. Предпосылки новых столкновений и подготовка к ним в Риме и Карфагене. Ганнибал. Анализировать историческую ситуацию, в том числе на основе карты; прогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии. Соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств. Сравнивать военные силы соперников, определять цели войны, формулировать причины победы Рима в Первой Пунической войне и показывать на карте территориальные изменения, прогнозировать дальнейшее развитие событий. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. 1
Тема 29. Восстание Спартака.
Источники рабства в Древнем Риме и причины увеличения количества рабов в III-I вв. до н.э. Особенности применения рабского труда в Риме. Гладиаторы. Восстание под предводительством Спартака: причины, планы восставших, личность Спартака, развитие событий в 74-71 гг. до н.э., основные сражения, направления походов рабов, причины поражения. Анализировать историческую ситуацию, искать ответы на вопросы об источниках рабства, о причинах увеличения численности рабов в Древнем Риме и об отношении к ним рабовладельцев, используя контекстные знания. Описывать гладиаторские бои на основе разных источников (учебный текст, иллюстрации, дополнительные источники), высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу. Составлять комплексную характеристику восстания Спартака, рассказывать о его отдельных эпизодах, показывать на карте направления походов восставших и места сражений с римской армией, высказывать суждения о причинах поражения восстания и его историческом значении. 1
Тема 30. Цезарь – повелитель Рима.
Триумвират (Марк Красс, Гней Помпей и Гай Юлий Цезарь) и борьба его участников за власть. Войны Цезаря в Галлии и переход Рубикона (49 г. до н.э.). Гражданская война 49-45 гг. до н.э. и установление единоличной власти Цезаря. Управление Цезаря Римом и причины заговора республиканцев. Гибель Цезаря (44 г. до н.э.). Давать сравнительную характеристику Красса, Помпея и Цезаря. Находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной49-45 гг. до н.э. Объяснять политические последствия перехода Цезарем Рубикона, выделять в сложившейся исторической ситуации признаки гражданской войны. Сравнивать диктатуру Суллы и Цезаря, объяснять, чьи интересы защищал Цезарь и почему возник заговор против него. Давать оценку личности Цезаря как полководца и правителя, высказывать суждения о его роли в истории. 1
Тема . Падение республики.
Положение в Риме и судьба республики после убийства Цезаря. Борьба сторонников республики и «наследников Цезаря». Поражение республиканцев в битве у города Филиппы (43 г. до н.э.). Борьба между Антонием и Октавианом за единоличную власть. Причины победы Октавиана. Формулировать причины победы Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и победы Октавиана в борьбе за единоличную власть. Систематизировать тенденции социально-политического развития Рима во II-I вв. до н.э. Показывать на карте места важнейших событий, ускоривших падение республики. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. Расцвет и могущество Римской империи. 2
Тема 31. Цезари Рима.
Предпосылки отказа от восстановления республики при преемниках Октавиана Августа. Положение цезарей (императоров). «Наихудшие» (Нерон) и «наилучшие» (Траян) императоры: черты личности, цели, способы и итоги их правления в оценках современников и потомков. Расширение границ Римской империи при Траяне. Объяснять причины усиления монархических черт управления Римом в I-II вв. н.э. Давать образную характеристику ярким историческим личностям и формулировать свое отношение к ним. Показывать на карте новые завоёванные территории и границы империи в период наивысшего расцвета. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. 1
Тема. Жизнь в Римской империи.
Облик Рима в период наивысшего могущества империи. Особенности римской архитектуры. Памятники культуры и истории Рима времён империи. Отдых и досуг римлян. Состояние дорог и их значение для управления провинциями. Облик провинциальных городов империи: общее и особенное. Причины расширения гражданских прав на всё свободное население Римской империи (212 г.). Проблемы использования рабского труда в сельском хозяйстве в связи с сокращением завоевательных походов. Колоны. Объяснять причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира и невиданного размаха городского строительства. Образно описывать крупнейшие памятники римской архитектуры. В творческой форме реконструировать образ жизни римлян, сравнивать его с образом жизни древних греков. Объяснять причины и следствия расширения гражданских прав населения империи. Формулировать причины низкой эффективности труда рабов в сельском хозяйстве и перехода к колонату. Прогнозировать тенденции развития римской империи. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. 1
Закат античной цивилизации. 3
Тема 32. Кризис Римской империи в III в.
Кризисные явления во всех сферах жизни римского общества и государства. Деятельность императора Аврелиана (270-275 гг.) и безуспешные попытки преодолеть кризис. Выделять признаки кризиса Римской империи во всех сферах жизни общества и государства. Объяснять причины кратковременных успехов императора Аврелиана в восстановлении территориальной целостности империи и неудачи его преобразований. 1
Тема . Христианство.
Условия возникновения нового религиозного учения в Палестине. Этапы распространения христианства в контексте социально-политической истории Римской империи. Христианские общины, преследования первых христиан в императорском Риме. Предпосылки превращения в конце III в. христианской церкви в организованную и влиятельную силу. Называть условия возникновения христианского учения. Высказывать суждения о новизне и привлекательности учения Иисуса для определённых групп населения Римской империи, о причинах его популярности в I-III вв. Давать характеристику первым христианским общинам и условиям их деятельности. Рассказывать о преследованиях христиан, используя дополнительные источники. Объяснять причины становления христианской церкви, характеризовать её положение в обществе, используя новые понятия. 1
Тема 33. Императоры Диоклетиан и Константин.
Личности римских императоров III-IV вв., способы борьбы за верховную власть в Риме и провинциях, роль армии в политической жизни империи.
Диоклетиан (284-305 гг.) и его реформы управления Римом: уничтожение признаков республики и установление монархии, административная и налоговая реформы, их эффективность в борьбе с кризисом Рима.
Константин (306-337 гг.) и его реформы в религиозной, социально-экономической и культурной сферах жизни римской империи. Причины прекращения гонений на христианскую церковь и основание «Нового Рима». Давать обобщенную характеристику императоров Диоклетиана и Константина, анализировать их реформы в сферах политики, экономики, религии и культуры. Высказывать суждения о причинах, целях и результатах их преобразований. 1
Тема 34. Падение Западной Римской империи.
Натиск варварских племён на границы римской империи в период Великого переселения народов. Политика Феодосия Iпо преодолению кризисных явлений: уступки готам, запрет языческих религий и обрядов, утверждение христианства в качестве единственной религии. Раздел империи (395 г.) и его последствия для судеб западной и восточной частей Римской империи. Нашествия варваров на Рим в V в.: Аларих и взятие Рима готами в 410 г.; Аттила и «битва народов» (451 г.), разорение Рима вандалами (455 г.), захват Рима в 476 г. Причины падения Западной Римской империи. Закат античной цивилизации. Конец истории Древнего мира. Подведение итогов изучения раздела «Древний Рим». Показывать на карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной Римской империи. Формулировать причины падения Западной Римской империи, оценивать значение этого события в масштабах истории Древнего мира и мировой истории.
Актуализировать и обобщать знания по истории Древнего Рима. Находить и показывать на карте значимые историко-географические объекты по истории Древнего Рима; использовать историческую карту и схемы сражений как источники информации о важнейших событиях древнеримской истории. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего Рима. Соотносить по хронологическому признаку важнейшие события истории Древнего Рима между собой и с другими событиями истории Древнего мира. Формулировать определения важнейших понятий по истории Древнего Рима. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, общественный строй в Древнем Риме в разные периоды его истории. Раскрывать существенные черты культуры и религии Древнего Рима, сравнивать их с культурой и религией Древней Греции. Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего Рима. Делать выводы о вкладе древнеримской цивилизации в историю, высказывать суждения о значении культурного наследия Древнего Рима в современном мире. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. 1
Заключение. Актуализировать и обобщать знания по истории первобытного общества и цивилизаций Древнего мира. Определять место исторических событий во времени. Находить и показывать на карте значимые историко-географические объекты по истории человечества в период от его возникновения до падения Западной римской империи. Использовать исторические карты как источники информации о важнейших событиях истории первобытности и Древнего мира. Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира. Формулировать определения важнейших понятий по истории Древнего мира. Объяснять причины перехода от присваивающего хозяйства к производящему, от первобытности к цивилизации, от Античности к новому историческому этапу – эпохе Средневековья. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в первобытном обществе и в крупнейших государствах Древнего мира. Объяснять причины возникновения искусства и религии. Раскрывать существенные черты культур и религий Древнего мира, выделять сходство и различия. Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира. Высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.