Проект «Мониторинг качества образования в учреждениях профессионального образования»



Министерство образования Республики Карелия
ГОУ СПО РК «Сортавальский КОЛЛЕДЖ»

















Проект «Мониторинг качества образования в учреждениях профессионального образования»
































Сортавала


СОДЕРЖАНИЕ



1.Результаты опроса абитуриентов.
2.Результаты опроса студентов.
2.1.Удовлетворённость студентов реализацией образовательных программ.
2.2.Диагностика студентами качества преподавания и лекторского искусства преподавателей.
3. Результаты опроса выпускников.
4. Результаты опроса преподавателей.
4.1.Удовлетворённость преподавателей реализацией образовательных программ.
5. Результаты опроса сотрудников.
5.1.Удовлетворённость сотрудников различными сторонами деятельности администрации.
6. Диагностика качеств администратора преподавателями и сотрудниками.
7. Результаты опроса родителей.
7.1.Удовлетворённость родителей образовательным процессом.
7.2.Удовлетворённость родителей качеством услуг предоставляемых колледжем.
8. Результаты опроса работодателей.













1.Результаты опроса абитуриентов.

В 2009г. и 2010г. проведено анкетирование абитуриентов. Основная цель - выявление степени заинтересованности в обучении в Сортавальском колледже.
В 2009г. в анкетировании приняли участие 223 абитуриента. В 2010г. в анкетировании приняли участие 212 абитуриентов.


Таблица. Заинтересованность абитуриентов в обучении.

Варианты ответов
2009
2010


чел.
%
чел.
%

1. Цель поступления в Сортавальский колледж

нравиться специальность
84
37,7
77
36,3

желание родителей
10
4,5
12
5,7

заодно с другом (подругой)
7
3,1
9
4,2

посоветовали студенты колледжа
14
6,3
9
4,2

не поступил в другое учебное заведение
6
2,7
3
1,4

всё - равно какое образование получать
2
0,1
5
2,4

хотелось учиться в этом учебном заведении
51
22,9
47
22,2

нужно получить среднее специальное образование
45
20,2
48
22,6

другое
4
1,8
2
1

2. Из какого источника Вы впервые узнали о Сортавальском колледже?

справочник для поступающих в учреждения ПО
35
15,7
29
13,7

проф. ориентационные мероприятия
42
18,8
39
18,4

от друзей и знакомых
63
28,3
49
23,1

от родителей
33
14,8
30
14,2

в школе
31
14
34
16

СМИ
19
8,5
31
14,6

3. Общие сведения

Проживают в общежитии
83
37,2
77
36,3


В качестве выводов по проведённому опросу отмечается следующее:
Основной целью поступление в Сортавальский колледж является получение конкретной специальности (отметили в среднем за два года 80 % опрошенных). Следовательно, выбор колледжа является осознанным, и полученное образование послужит базой для дальнейших жизненных перспектив;
Имидж колледжа среди других учебных заведений достаточно высок, чем и привлёк большинство респондентов (суммарный результат за 2 года составил 49 %).
В целом по ответам респондентов видно, что превалирует ориентация на получение среднего специального образования. Мотивационный аспект на получение данного образования связан с отношением абитуриентов к колледжу, с осознанием его социального престижа.
Основным источником получения информации о колледже являются сведения, полученные от друзей и знакомых (отметили в среднем за два года 56 % опрошенных), и проф. ориентационные мероприятия (отметили в среднем за два года 40 % опрошенных). Процент остаётся стабильным в течение двух лет. Следовательно, проф. ориентационная работа даёт положительный результат и необходимо продолжать деятельность в данном направлении.









2.Результаты опроса студентов.

Имея достоверные данные о студентах как объекте обучения и воспитания, их настроениях и возможностях, выраженных в отношении к существующей социальной реальности на уровне макро- и микросреды, можно осуществлять поиск соответствующих педагогических технологий в обучении и организации воспитательного процесса, адекватно и эффективно реализующих целевые установки образовательного процесса.
Исходя из вышеизложенного, целью данного исследования является определение степени удовлетворённости студентов колледжа различными сторонами процесса образования, их социального настроения, а также активности в различных сферах социальной реальности.
Постановка такой цели определила конкретные задачи данного исследования, создание инструментария и форму проведения опроса. Задачи сводятся к выявлению:
социально-демографических характеристик контингента студентов;
социального самочувствия студентов, их проблем;
уровня удовлетворения образовательных и социальных потребностей студентов;
отношение к учебному процессу и выбранной специальности.
Данный аналитический отчёт представляет собой анализ результатов опросов студентов, проводимых в режиме мониторинга в 2007 – 2010гг.
Все данные в таблицах приведены в процентах.

2.1.Удовлетворённость студентов реализацией образовательных программ.

Одна из основных целей анкетирования – определить степень удовлетворённости студентов реализацией образовательных программ. В связи с поставленной целью были предложены варианты ответов. Оценка производилась по 5-балльной шкале. В анкетировании принимали участие 136 студентов 2, 3 и 4 курсов.

Таблица. Степень удовлетворённости студентов содержанием и результатами освоения образовательных программ.

Варианты ответа
%
Ср.
балл

Я ощущаю на занятиях в образовательном учреждении свое продвижение вперед.
93
4,7

Я имею право выбирать содержание своего образования (факультативы, спецкурсы, и т.д.)
73
3,7

Нас учат самостоятельно добывать знания, быть активными в познании.
75
3,7

Чаще всего на занятиях есть возможность проявить свою самостоятельность.
77
3,9

За результаты своего учения ответственен я сам.
90
4,5

Результаты моего учения оцениваются педагогами справедливо.
74
3,7

В процессе обучения педагоги учитывают мои особенности и возможности.
71
3,6

Объем домашних заданий соответствует моим возможностям.
84
4,2

Мне редко бывает скучно и утомительно на занятиях
67
3,4

Чаще всего педагоги интересно и эмоционально излагают учебный материал на уроке.
76
3,8

Нам дают не только знания, но и учат умению взаимодействовать с другими людьми, жить в обществе.
78
3,9

Среднее по блоку
72
3,6


Степень удовлетворённости студентов содержанием и результатами освоения образовательных программ составляет 72%, что является высоким результатом. Средний балл колеблется от 3,4 до 4,7. Студенты ощущают своё продвижение вперёд, проявляют самостоятельность на занятиях, отмечают профессионализм педагогов.








Таблица. Степень удовлетворённости студентов организацией деятельности по освоению образовательных программ.

Варианты ответа
%
Ср.
балл

Меня устраивают условия, созданные в образовательном учреждении.
76
3,8

Расписание занятий удобное.
59
2.9

Учебная нагрузка распределяется равномерно в течение недели.
70
3,5

В образовательном учреждении - уютно, красиво, чисто.
76
3,8

В образовательном учреждении есть возможность интересно проводить внеурочное время.
60
3,0

Меня устраивает питание в образовательном учреждении.
61
3,1

Жизнь в образовательном учреждении кажется мне насыщенной и интересной.
68
3,4

Наше образовательное учреждение сотрудничает с другими организациями, предприятиями, с другими образовательными учреждениями, центрами творчества и т.д.
70
3,5

Распорядок дня в образовательном учреждении хорошо продуман.
68
3,4

В нашем образовательном учреждении проводится много интересных мероприятий.
69
3,4

Среднее по блоку
62
3,1


Степень удовлетворённости студентов организацией деятельности по освоению образовательных программ составляет от 59% до 76% . В среднем по блоку 62% и 3,1 балла. Студентов не устраивает расписание занятий, организация внеурочного досуга, питание в колледже. 30% опрошенных отметили наличие данных проблем. 76% отметили чистоту и уют в образовательном учреждении.

Таблица. Степень удовлетворённости студентов социально-психологическими условиями реализации образовательных программ.

Варианты ответа
%
Ср.
балл

Педагоги относятся ко мне так, как я этого заслуживаю.
84
4,2

Когда у меня возникают трудности, педагоги мне помогают.
83
4,1

При принятии решений я могу высказывать свое мнение, его учитывают.
72
3,6

Большинство педагогов относится ко мне с пониманием и уважением.
81
4,1

Я не испытываю боязни и страха, когда педагог вызывает меня к доске.
71
3,6

Я хорошо себя чувствую в образовательном учреждении среди сверстников.
90
4,5

У меня хорошие отношения со сверстниками.
91
4.6

В нашем коллективе доброжелательная атмосфера.
86
4,3

В образовательном учреждении у меня много друзей, с которыми приятно встречаться и радостно общаться.
90
4,5

У меня нет конфликтов с родителями, связанных с обучением в образовательном учреждении.
90
4,5

Мои отношения с некоторыми педагогами можно назвать достаточно близкими и доверительными.
62
3,1

Большинство педагогов, работающих в нашем учреждении, вызывают симпатию и доверие.
82
4,1

Среднее по блоку
81
4,1


Степень удовлетворённости студентов социально- психологическими условиями реализации образовательных программ составляет 81%, что является высоким результатом. Средний балл колеблется от 3,1 до 4,6. Студенты отмечают хорошие отношения со сверстниками, отсутствие конфликтов с родителями, связанных с обучением в образовательном учреждении, ощущают в коллективе доброжелательную атмосферу. 28% респондентов считают, что их мнение не учитывается при принятии решений, 38% не могут назвать отношения с некоторыми педагогами достаточно близкими и доверительными.

Таблица. Степень удовлетворённости студентов организационными условиями реализации образовательных программ.

Варианты ответа
%
Ср.
балл

Мне предоставлено право, принимать участие в выработке и принятии решений, касающихся образовательного процесса.
47
2,3

В нашем образовательном учреждении созданы условия для творческой деятельности.
63
3,1

Администрация нашего образовательного учреждения учитывает наше мнение
61
3,1

С возникающими проблемами я могу обратиться за помощью к администрации.
73
3,6

За время моего обучения в этом образовательном учреждении в нем произошли изменения в лучшую сторону.
78
3,9

Среднее по блоку
64
3,2


Степень удовлетворённости студентов организационными условиями реализации образовательных программ составляет от 47% до 78% . В среднем по блоку 64% и 3,2 балла. Студентов не устраивает отсутствие условий для творческой деятельности. Данный факт отметили 37% респондентов, а так же 53% считают, что им не предоставлено право, принимать участие в выработке и принятии решений, касающихся образовательного процесса. Тем не менее, 78% опрошенных отметили изменения в лучшую сторону в колледже за время обучения.
В целом степень удовлетворённости студентов реализацией образовательных программ составила 69% и соответственно 3,5 балла в среднем. Данные показатели средние по всем блокам. Что является довольно высоким показателем степень удовлетворённости студентов.

2.2.Диагностика студентами качества преподавания и лекторского искусства преподавателей.

Основу высоко качества профессиональной подготовки студентов в ходе обучения составляет грамотно организованный учебный процесс. Главной целью учебного процесса является не только предоставление необходимого объема знаний, формирование у студентов полного представления о будущей профессии, но и состояние комфортности социально-психологического климата. Благожелательные отношения между студентами и преподавателями создают положительную мотивацию на получение качественного образования и формирования соответствующих личностных, гражданских качеств у студентов. Здесь, прежде всего, имеет значение, насколько преподаватель может найти общий язык со студентом, насколько он владеет лекторским искусством.
В связи с этим студентам предлагалось оценить следующие качества преподавателей:
- излагает материал ясно, доступно;
- разъясняет сложные места, выделяет главные моменты;
- умеет вызвать и поддержать интерес аудитории к предмету;
- задаёт вопросы, побуждает к дискуссии;
- демонстрирует культуру речи, чёткость дикции, нормальный темп изложения;
- умеет снять напряжение, усталость аудитории;
- ориентирует на использование материала в будущей профессиональной деятельности;
- доброжелательность и такт по отношению к студентам;
- объективность в оценке знаний студентов;
- располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом.
Студенты оценили качество преподавания и лекторского искусства 43 преподавателей колледжа.
Оценка производилась по 5-балльной шкале: 0 баллов – не могу оценить, 1 балл – качество отсутствует, 2-3 балла – качество проявляется редко, 4 балла – качество проявляется часто, 5 баллов – качество проявляется всегда.
В таблице приведён средний балл по всем качествам каждого преподавателя.

Таблица. Диагностика качества преподавания и лекторского искусства.


ФИО преподавателя
средний балл по всем
показателям

1.
Грязнов Д.В.
3,7

2.
Заваркина Т.Н.
4,5

3.
Валиченко Е.Н.
4

4.
Ахметшин Ф.М.
3,1

5.
Заступневич Е.А.
3,5


Грязнов С.В.
4,7


Казарин В.И.
4,1


Вдовиченко В.А.
4,7


Рудник Т.В.
3,1


Андрианов Н.Ф.
4,8


Романова Э.А.
4,5


Козлова Л.К.
4,7


Зайцева И.Н.
3,1


Петрова Л.В.
4,9


Богатырёва И.Ф.
4,7


Машталлер А.О.
4,3


Кусенкова С.Н.
4,7


Крылова Н.Б.
4,6


Пустовойт Г.А.
4,6


Еленина О.А.
3,2


Максютенко Е.М.
4,6


Колобук Т.С.
4,6


Ероменко Е.П.
4,4


Нехаева Л.П.
4,8


Бедная А.Н.
4,3


Никитина Н.И.
4,9


Грушунова Ж.А.
3,9


Евсеева М.И.
4,7


Соколова Н.О.
3,8


Макарова Н.В.
4,2


Матвеева З.В.
4,6


Бехтер В.В.
4,5


Тимошкова С.И.
4


Самохина А.П.
3,9


Лешкова Г.Е
4,7


Ожиганова Н.А.
4,1


Воскресенская Л.С.
4,4


Захарова О.Г.
4,2


Зайнулина Н.Н.
4,5


Бурылова Н.К.
4,6


Тимофеева Е.Н.
4,7


Семёнова Н.ф.
4,7


Гауэр Е.Ф.
4,1


Средний балл
4,3


Студенты оценили качество преподавания и лекторского искусства довольно высоко, средний балл составляет 4,3. Ответы респондентов характеризуют стабильную, выше средней, оценку качества преподавания. В целом наблюдаются доброжелательные и нормальные отношения между студентами и преподавателями, из чего можно заключить, что студенты чувствуют себя в стенах колледжа относительно уверенно и спокойно.

3. Результаты опроса выпускников.

Желание продолжить обучение выбранной специальности в Высшем учебном заведении может оказывать положительное воздействие на процесс подготовки специалистов. Поэтому представляют определенный интерес ответы на вопрос: «Будете ли Вы учиться дальше по выбранной специальности?».

Таблица. Желание продолжить обучение выбранной специальности.
.
Варианты ответов
2007
2008
2009
2010


%

да
26

25,4
28
29,2

нет
36

35
31
25

затрудняюсь ответить
38
39,6
41
45,8


На протяжении последних 4-х лет наблюдается повышение количества студентов желающих продолжить обучение в Высшем учебном заведении по выбранной специальности. В 2010г. по сравнению с 2007г. произошёл рост на 3,2 %. Значительный процент набрали ответы «затрудняюсь ответить» и «нет». Можно предположить, что это происходит в связи с переходом на систему сдачи ЕГЭ.
Возможность работы по данной специальности после окончания учебного заведения является значительным мотивационным аспектом процесса подготовки специалиста. В связи с этим в анкете был сформулирован вопрос: «Будете ли Вы работать поданной специальности?».

Таблица. Желание работать по выбранной специальности.

Варианты ответов
2007
2008
2009
2010


%

да
48

52
57
55

нет
32

26
28
30

затрудняюсь ответить
20
22
15
15


Если в течение трёх лет с 2007г. по 2009г. наблюдалась устойчивая тенденция возрастания количества студентов планирующих работать по данной специальности, то в 2010г. наблюдается некоторое снижение процента. Возможно, снижение связано с отмеченной респондентами проблемой трудоустройства. Следует отметить стабильно высокий процент, от 26 до 32, студентов не планирующих работать по полученной специальности. Это объясняется тем, что половой состав колледжа в основном мужской и многие студенты подлежат призыву в армию.
Качество обучения определяется не только соответствующими условиями, но и мотивацией к получению высокой квалификации, а особенно интересом к обучению и социальным настроением. В связи с этим выпускникам был предложен вопрос: «Интересно ли Вам было учиться?».







Таблица. Интерес к процессу обучения.

Варианты ответов
2007
2008
2009
2010


%

да
69,5

68
70
71

нет
7,5

7
6,8
5

затрудняюсь ответить
23
25
23,3
24


Распределение ответов показывает, что для подавляющей части студентов, в среднем 90 %, учебный процесс представляет значительный интерес, а это уже может свидетельствовать об удовлетворённости обучением. Причём наблюдается заметное повышение интереса. Если в 2007 году ответы на утверждение «да» составляли 69.5 %, то в 2010г. на 1,5 % больше. В 2010г. уменьшение отрицательных ответов произошло на 2,5 % по сравнению с 2001г. Стабильным количеством отмечаются варианты ответов « затрудняюсь ответить».

Прогноз распределения выпускников.

В анкетировании участвовало 154 респондента, что составило 100 % от всего числа выпускников. Представлены данные за июнь и сентябрь 2010 г., что позволяет сравнить предполагаемые планы выпускников и их фактическое распределение.

Таблица. Прогноз распределения выпускников.

Наименование
специальностей
Кол-во групп
Фактическое кол-во выпускников 2010 года, из них



намерены
продолжить
обучение
подлежат
призыву
в армию
трудоустроены
не определились с
трудоустройством



06.2010
09.2010
06.2010
09.2010
06.2010
09.2010
06.2010
09.2010

080110.5
«Экономика и бух. учёт»

1
10
10
2
2
8
12
6
2

230103.51
«АСОИ и управление»

1
4
4
9
9
4
5
1
0

100106.51
«Орг.обслуживания
в предприятиях общ. питания»

1
5
4
2
2
4
8
3
0

260502.51
«Технология продукции общ. питания»

1
8
5
3
3
5
11
3
0

270103.51
«Строительство и экспл. зданий и сооружений»

2
5
6
15
18
9
7
5
3

110301.51
«Механизация сельского хозяйства»

1
4
2
15
17
2
4
2
0

111201.51
«Ветеринария»
1
9
7
2
3
6
10
3
0

итого, чел.
8
45
38
48
54
38
57
23
5

итого, %
29,2
24,6
31,2
35
24,6
37
14,9
2


Данные о количестве учебных групп, в которых проводилось анкетирование, приведены в таблице (8). Анализ анкет показывает, что трудоустроено на 19% больше, чем планировалось в июне 2010г. Следовательно, выпускники востребованы на рынке труда и являются конкурентоспособными специалистами. На 7% меньше респондентов продолжили образования, по сравнению с показателями за июнь. Можно сделать вывод, что количество поступивших в ВУЗы уменьшилось, в связи с переходом на систему сдачи ЕГЭ.
Молодёжная занятость продолжает оставаться одной из основных проблем на рынке труда. Сразу после завершения обучения у некоторых выпускников нет возможности трудоустроиться по полученной специальности, поэтому им необходимо прибегать к услугам службы занятости населения. В течение 5 лет, с 2006 по 2010 проводился мониторинг трудоустройства выпускников очной формы обучения, обратившихся в службу занятости. В таблицах размещены сведения о выпускниках с распределением по специальностям, показаны изменения численности и доли выпускников по показателям. Представлены сведения Сортавальского торгово-экономического техникума, Сортавальского сельскохозяйственного техникума, а за 2009-2010г. Сортавальского колледжа

Таблица. Сведения о выпускниках, обратившихся в службу занятости населения
в 2006-2010годах.

Образовательное учреждение, полученная профессия
2006
2007
2008


Всего
Трудоуст-роено по профессии
Всего
Трудоуст-роено по профессии
Всего
Трудоуст-роено по профессии

Сортавальский торгово-экономический техникум







- бухгалтер
12
3
11
2
7
2

- менеджер
9
0
5
3
2
0

- технолог
4
1
3
1
3
0

- товаровед
1
0
1
0
0
0

- юрист
9
0
2
0
0
0

Итого:
35
4
22
6
12
2

Сортавальский сельскохозяйственный техникум







- бухгалтер
11
1
12
4
0
0

- ветеринарный фельдшер
1
0
3
0
2
0

- коммерсант
11
6
1
0
1
0

- механик сельского хозяйства
0
0
0
0
0
0

- фермер - техник
1
0
4
1
1
0

Итого:
24
7
20
5
4
0

Всего (чел):
59
11
42
11
16
2



Образовательное учреждение, полученная профессия
2009
2010


Всего
Трудоуст-роено по профессии
Всего
Трудоуст-роено по профессии

Сортавальский колледж





- бухгалтер
14
8
4
2

- менеджер
8
6
1
0

- технолог продуктов общ. питания
4
1
0
0

- товаровед
0
0
2
2

- юрист
0
0
0
0

- техник
11
5
6
4

- ветеринарный фельдшер
3
-
1
-

- коммерсант
0
0
0
0

Всего (чел):
40
20
14
8









Больше всего в службу занятости обратилось молодых людей, получивших профессии «Бухгалтер», «Техник», «Менеджер», «Коммерсант». По некоторым специальностям наблюдается снижение численности обратившихся в службу занятости. Например, «Бухгалтер»: в 2006г. – 23 выпускника; в 2007г. - 23 выпускника; в 2008г. – 7; в 2009г. -14; в 2010г. - 4 выпускника. Данные показывают, что подавляющее число выпускников, обратившихся в службу занятости по вопросам трудоустройства, обучались специальности экономика.
Динамика остаётся на прежнем уровне по профессии «Менеджер». В 2009г. 11 выпускников профессии «Техник» обратились в службу занятости, что является достаточно высоким показателем, по сравнению с предыдущими годами. Наименьшее количество выпускников, обратившихся в службу, обучались по специальностям: «Товароведение», «Технология продукции общественного питания», «Ветеринария». Можно сделать вывод, что специалисты данных профессий востребованы на рынке труда.
Всего за 5 лет, с 2006 по 2010г., воспользовались услугами службы 240 выпускников, из них 64 (26,6 %) были трудоустроены.
Динамика изменений численности состоявших на учёте в центре занятости следующая, если в 2006г. в службу обратились 94 человека, то в 2009гю - 40 человек. Число зарегистрированных в службе снижается, что позволяет говорить о востребованности профессий получаемых в колледже, и росте числа выпускников, желающих продолжить обучение в высших учебных заведения.

4. Результаты опроса преподавателей.

4.1.Удовлетворённость преподавателей реализацией образовательных программ.

Одна из целей анкетирования – определить степень удовлетворённости преподавателей реализацией образовательных программ. Опросы проводятся в соответствии с принципами самооценки, а вопросы в анкетах охватывают все области деятельности колледжа: руководство, планирование, использование ресурсов, применение новаторских идей, влияние колледжа на общество. В связи с поставленной целью были предложены варианты ответов. Оценка производилась по 5-балльной шкале. В анкетировании принимали участие 49 преподавателей.

Таблица. Степень удовлетворённости педагогов содержанием и результатами освоения образовательных программ.

Варианты ответа
%
Ср.
балл

Учебный процесс в образовательном учреждении хорошо и четко организован.
75
3,7

Цели образовательного процесса соответствуют потребностям наших обучающихся и реально выполнимы усилиями коллектива.
81
4,0

Педагогу предоставлено достаточно возможностей в нашем образовательном учреждении для отбора содержания учебного материала по своему предмету.
72
3,6

За результаты своей педагогической деятельности ответственен я сам.
86
4,3

Используемые методы обучения обеспечивают успешное решение задач образовательного процесса, хороший результат.
79
3.9

В целом я удовлетворен деятельностью обучающихся по овладению знаниями по моему предмету.
75
3,7

Я имею возможность в процессе педагогической деятельности полно проявить свои знания, умения и способности.
79
3.9

Моя работа доставляет мне удовольствие.
79
3,9

Среднее по блоку
79
3.9


Степень удовлетворённости преподавателей содержанием и результатами освоения образовательных программ составляет 79%, что является высоким результатом. Средний балл колеблется от 3,7 до 4,3. 86% преподавателей ощущают свою ответственность за результаты своей педагогической деятельности. 81% считают, что цели образовательного процесса соответствуют потребностям обучающихся и реально выполнимы усилиями коллектива. Более низкий процент респондентов, в частности 72% считают, что преподавателям предоставлено достаточно возможностей в нашем образовательном учреждении для отбора содержания учебного материала по своему предмету.

Таблица. Степень удовлетворённости педагогов организацией деятельности по освоению образовательных программ.

Варианты ответа
%
Ср.
балл

Меня устраивают условия труда, созданные в образовательном учреждении.
78
3,8

Обязанности и функции среди педагогов распределены оптимально.
68
3,4

3. Я имею возможность в процессе педагогической деятельности повышать свою квалификацию, свой образовательный уровень.
79
3,9

4. В образовательном учреждении создана учебно-методическая, материально-техническая база, отвечающая современным требованиям.
75
3,7

5. Рабочий день в образовательном учреждении построен рационально и для педагогов, и для обучающихся.
75
3,7

6. В нашем образовательном учреждении налажены отношения с другими организациями и образовательными учреждениями.
72
3,6

7. В образовательном учреждении уютно, красиво, чисто.
72
3,6

8. Достаточное внимание уделяется организации работы с родителями, информированию их о деятельности образовательного учреждения.
70
3,5

9. Рабочий день построен рационально для педагогов и обучающихся.
75
3,7

Среднее по блоку
75
3,7


Степень удовлетворённости педагогов организацией деятельности по освоению образовательных программ составляет от 68% до 79% . В среднем по блоку 75% и 3,7 балла. 25% преподавателей не устраивает состояние учебно-методической и материально-технической базы, 22% респондентов не устраивают условия труда и 25% не довольны построением рабочего дня. Большинство опрошенных, 79%, считают, что им предоставляется возможность в процессе педагогической деятельности повышать свою квалификацию, свой образовательный уровень.

Таблица. Степень удовлетворённости педагогов социально- психологическими условиями реализации образовательных программ.

Варианты ответа
%
Ср.
балл

В нашем образовательном учреждении, в коллективе я ощущаю свою ценность и значимость.
67
3,3

Администрация относится ко мне так, как я этого заслуживаю.
78
3,8

_°Я ощущаю поддержку и взаимопомощь в работе со стороны коллег.
87
4,3

Отношения с обучающимися меня устраивают.
88
4,4

Я имею возможность распространения моего педагогического опыта.

В образовательном учреждении хороший психологический климат, доброжелательная атмосфера.
79
3,9


80
4,0

Мне нравится работать в педагогическом коллективе.
84
4,2

Крупные конфликты в нашем образовательном учреждении редкость.
83
4,1

Среднее по блоку
81
4,0


Степень удовлетворённости преподавателей социально- психологическими условиями реализации образовательных программ составляет 81%, что является высоким результатом. Средний балл колеблется от 3,3 до 4,4. Преподаватели отмечают хорошие отношения со студентами, поддержку и взаимопомощь в работе со стороны коллег, ощущают в коллективе доброжелательную атмосферу. 28% респондентов считают, что их мнение не учитывается при принятии решений, 38% не могут назвать отношения с некоторыми преподавателями достаточно близкими и доверительными.

Таблица. Степень удовлетворённости педагогов организационными условиями реализации образовательных программ.

Варианты ответа
%
Ср.
балл

Деятельность администрации направлена на повышение статуса педагога и образовательного учреждения, способствует развитию образовательного учреждения.
75
3,7

Контроль над образовательным процессом систематичен, осуществляется демократично.
75
3,7

Педагогам, нашего образовательного учреждения, предоставлено право участвовать в выработке и принятии управленческих решений, касающихся развития образовательного процесса.
80
4

В образовательном учреждении организован четкий, оперативный обмен информацией, необходимой для работы.
70
3,5

Реально действующая система государственного общественного управления соответствует принципам гласности, открытости, в т.ч. при распределении стимулирующей части заработной платы.
78
3,8

Планирование и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении можно назвать эффективной (соответствующей современным требованиям).
75
3,7

У меня достаточно возможности высказать и доказать свою точку зрения при обсуждении и принятии каких-либо решений в образовательном учреждении.
72
3,6

В образовательном учреждении созданы условия для творческой деятельности педагогов.
78
3,8

В образовательном учреждении созданы условия для распространения передового педагогического опыта.
70
3,5

10. Администрация озабочена охраной здоровья и предупреждением перегрузок членов педагогического коллектива.
75
3,7

Среднее по блоку
75
3.7


Степень удовлетворённости преподавателей организационными условиями реализации образовательных программ составляет от 72% до 80% . В среднем по блоку 75% и 3,7 балла. Преподавателей не устраивает уровень коммуникаций в образовательном учреждении. Данный факт отметили 30% респондентов, а так же 25% считают, что администрация не достаточно уделяет внимание охране здоровья и предупреждению перегрузок членов педагогического коллектива. Тем не менее, 75% опрошенных отметили высокий уровень контроля со стороны администрации над образовательным процессом, 70% считают, что в образовательном учреждении созданы условия для распространения передового педагогического опыта, а также Деятельность администрации направлена на повышение статуса преподавателя и образовательного учреждения, способствует развитию образовательного учреждения.

В целом степень удовлетворённости преподавателей реализацией образовательных программ составила 77,5% и соответственно 3,8 балла в среднем. Данные показатели средние по всем блокам. Степень удовлетворённости педагогов реализацией образовательных программ довольно высока. 27% респондентов отметили некоторые проблемы по каждому блоку.

5. Результаты опроса сотрудников.

5.1.Удовлетворённость сотрудников различными сторонами деятельности администрации.

Изучение мнения сотрудников проводилось в соответствии с принципами самооценки, вопросы анкеты охватывали большинство направлений деятельности колледжа. Анкета была разработана для выявления удовлетворённости сотрудников различными сторонами деятельности администрации, вовлечения их в достижение высоких результатов. Результаты опроса помогают руководству колледжа принимать решения по совершенствованию деятельности колледжа. В связи с поставленной целью были предложены варианты ответов: низкая, высокая и средняя степень удовлетворённости. Оценка производилась по 5-балльной шкале. В анкетировании принимали участие 34 сотрудника, что составляет 74 %.

Таблица. Степень удовлетворённости сотрудников различными сторонами деятельности администрации.



Наименование показателя
Варианты ответов, %

1.
Степень обеспеченности сотрудников необходимой им для работы информацией
Низкая
5
Средняя
60
Высокая
35

2.
Достаточность полномочий для принятия сотрудниками решений в пределах компетенции
не достаточно
4
не в полной мере
32

Достаточно
64

3.
Как часто сотрудники колледжа принимают участие в принятии управленческих решений:
- на уровне колледжа
- на уровне структурного подразделения

Редко
5

Иногда
50

Часто
45

4.
Способствует ли администрация продвижению сотрудников по службе
Редко
27
Иногда
43
Часто
33

5.
В какой степени реализуется потребность сотрудников в обучении.
Низкая
16
Средняя
62
Высокая
22

6.
Часто ли возникают конфликтные ситуации:
- в колледже
- в подразделении

Часто
3

Иногда
57

Редко
40

7.
Обеспечены ли благоприятные условия для работы сотрудников.
Нет
8
Не в полной мере
52
Да
40

8.
Обеспечены ли равные возможности сотрудников к получению льгот, удобств, услуг и т.п.
Нет
11
Не в полной мере
43
Да
46

9.
Каков уровень удобств и услуг, предоставляемых колледжем.
Низкий
9
Средний
83
Высокий
8

10.
Как часто сотрудники пользуются дополнительными услугами колледжа (столовая, кафе, спортивные
залы, тренажерный зал).
Редко
10
Иногда
37
пос-
тоян-
но
53

11.
В какой степени обеспечивается в колледже охрана здоровья и безопасность труда.
Низкая
16
Средняя
75
Высокая
9

12.
Степень удовлетворенности сотрудников колледжа оплатой труда
Низкая
51
Средняя
46
Высокая
3

13.
Степень удовлетворенности сотрудников колледжа условиями найма
Низкая
31
Средняя
58
Высокая
11

14.
Степень удовлетворенности сотрудников колледжа деятельностью руководства колледжа
Низкая
5
Средняя
69
Высокая
26

15.
Поддерживают ли сотрудники колледжа политику и стратегию колледжа
нет
не в полной мере
30
Да
70


Анализ ответов респондентов показывает, что полномочий для принятия сотрудниками решений в пределах компетенции достаточно, сотрудники политику и стратегию колледжа поддерживают, обеспечены равные возможности сотрудников к получению льгот, сотрудники пользуются дополнительными услугами колледжа. По данным показателям процент колеблется от 46 до 70. Следует отметить средние показатели по вопросам информированности сотрудников, по вопросам обучения, степени удовлетворенности сотрудников деятельностью руководства колледжа, уровню удобств и услуг, предоставляемых колледжем. 51% респондентов не удовлетворёны оплатой труда и 31% условиями найма.




6. Диагностика качеств администратора преподавателями и сотрудниками.

Принятие решений на основе результатов социологических исследований является главным в выработке стратегии деятельности колледжа, вследствие чего, ведётся изучение мнения персонала. В 2010г. были предложены анкеты для выявления удовлетворённости сотрудников и преподавателей различными сторонами деятельности администрации, вовлечения их в достижение высоких результатов. Результаты опроса помогают руководству колледжа принимать решения по совершенствованию деятельности колледжа.
В связи с этим преподавателям и сотрудникам предлагалось оценить следующие качества администратора:
- Качество организации работы (соблюдение режима работы, своевременность выдачи заданий, проведение организационных мероприятий, собраний);
- Стиль руководства, уровень профессионализма, компетентности;
- Культура речи и общение;
- Доброжелательность и тактичность по отношению к работникам;
- Доброжелательность и тактичность по отношению к студентам;
- Объективность оценки рабочих ситуаций;
- Администратор всегда готов ответить на возникшие вопросы и помочь решить возникшие проблемы;
- Администратор располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом;
- Администратор мотивирует к повышению эффективности трудовой деятельности.
Преподаватели и сотрудники оценили качества 8 администраторов колледжа.
Оценка производилась по 5-балльной шкале: 0 баллов – не могу оценить, 1 балл – качество отсутствует, 2-3 балла – качество проявляется редко, 4 балла – качество проявляется часто, 5 баллов – качество проявляется всегда.
В таблице приведён средний балл по всем качествам каждого администратора.

Таблица. Диагностика качеств администратора.


ФИО администратора
средний балл по всем
показателям

1.
Лешкова Г.Е.
4,55

2.
Богатырёва И.Ф.
4,53

3.
Захарова О.Г.
4,48

4.
Петрова Л.В.
4,27

5.
Никитина Н.И.
4,13

6.
Васильева Е.Э.
4,02

7.
Казарин В.И.
3,92

8.
Келепко А.В.
3,13


Средний балл
4,52

Анализ ответов респондентов показывает, что преподаватели и сотрудники оценили качество администраторов довольно высоко, средний балл составляет 4,52. Ответы респондентов характеризуют стабильную, выше средней, оценку качества руководства. В целом наблюдаются доброжелательные и нормальные отношения между администрацией преподавателями и сотрудниками, из чего можно заключить, что в коллективе сложилась хорошая морально – психологическая атмосфера.

7. Результаты опроса родителей.

7.1.Удовлетворённость родителей образовательным процессом.

Изучение мнения родителей помогает в полной мере понять, какова степень удовлетворённости реализацией образовательных программ в образовательном учреждении. В связи с поставленной целью были предложены варианты ответов. Оценка производилась по 5-балльной шкале. Шкала оценочных суждений: 1 – не согласен; 2 – больше не согласен, чем согласен; 3 – затрудняюсь ответить, 4 – больше согласен, чем не согласен; 5 – согласен.
В анкетировании принимали участие 94 родителя.

Таблица. Степень удовлетворённости родителей содержанием и результатами освоения образовательных программ.

Варианты ответа
%
Ср.
балл

Образовательный процесс в нашем образовательном учреждении ориентирован на развитие личности каждого обучающегося.
72

3,6

Методы обучения и воспитательного воздействия, применяемые педагогами в образовательном учреждении по отношению к моему ребенку, в основном, приводят к хорошему результату.
82
4,1

В нашем образовательном учреждении, обучающимся и родителям предоставлено право выбирать содержание образования (спецкурсы, группы, индивидуальный маршрут и т.д.)
81
4,1

Мой ребенок редко жалуется на недомогание и плохое самочувствие на уроках.
78
3,9

Результаты учения моего ребенка педагоги оценивают справедливо.
79
3,9

Педагоги осуществляют своевременный контроль над результатами обучения моего ребенка.
81
4,0

При обучении и воспитании в образовательном учреждении педагоги учитывают индивидуальные особенности моего ребенка.
60
3,0

Я согласен с содержанием и методами воспитания в образовательном учреждении.
79
3,9

Среднее по блоку
79
3,9


Степень удовлетворённости родителей содержанием и результатами освоения образовательных программ составляет 79%, что является высоким результатом. Средний балл колеблется от 3,0 до 4,1. 82% опрошенных считают, что методы обучения и воспитательного воздействия на студентов приводят к хорошему результату. 81% убеждены в предоставлении выбора содержание образования и своевременным контролем над результатами обучения. Вызывает тревогу мнение 40% респондентов об отсутствии учёта индивидуальных особенностей студентов.

Таблица. Степень удовлетворённости родителей организацией деятельности по освоению образовательных программ.

Варианты ответа
%
Ср.
балл

Считаю, что в образовательном учреждении создана хорошая материально-техническая база, отвечающая современным требованиям.
74
3,7

В образовательном учреждении - уютно, красиво, чисто.
73
3,7

В образовательном учреждении проводится много интересных мероприятий.
79
4,0

У обучающихся в образовательном учреждении есть возможность интересно проводить свободное время.
67
3,3

Питание в образовательном учреждении считаю удовлетворительным.
74
3,7

Для решения задач обучения и воспитания образовательное учреждение успешно сотрудничает с другими организациями, школами, детскими центрами.
76
3,8

В нашем образовательном учреждении продуманно ведется работа с родителями.
64
3,2

Я доволен теми условиями труда, которые созданы для обучающихся в нашем учреждении.
74
3,7

Учебная нагрузка равномерно распределена в течение недели.
84
4,2

Среднее по блоку
73
3,6


Степень удовлетворённости родителей организацией деятельности по освоению образовательных программ составляет от 64% до 84% . В среднем по блоку 73% и 3,6 балла. Родителей не устраивает уровень сотрудничества с преподавателями, организация досуга для студентов. 84% довольны распределением учебной нагрузки в течение недели.







Таблица. Степень удовлетворённости родителей социально-психологическими условиями реализации образовательных программ.

Варианты ответа
%
Ср.
балл

Педагоги относятся к моему ребенку так, как он этого заслуживает.
83
4,1

Педагог прислушивается к нашему родительскому мнению и учитывает его.
66
3,3

При решении вопросов, связанных с обучением и воспитанием, есть возможность взаимодействовать с другими родителями.
66
3,3

У моего ребенка, в основном, удовлетворительные взаимоотношения с педагогами.
84
4,2

Мне приятно и интересно бывать на родительских собраниях.
68
3,4

В образовательном учреждении доброжелательная психологическая атмосфера.
79
3,9

Мой ребенок доволен обучением в нашем образовательном учреждении.
84
4,2

У моего ребенка хорошие взаимоотношения со сверстниками.
88
4,4

Среднее по блоку
82
4,1


Степень удовлетворённости родителей социально-психологическими условиями реализации образовательных программ составляет 82%, что является высоким результатом. Средний балл колеблется от 3,3 до 4,4. Родители отмечают хорошие отношения студентов со сверстниками и педагогами, отсутствие конфликтов и доброжелательную психологическую атмосферу. 36% респондентов считают, что их мнение не учитывается при принятии решений и не предоставляется возможность взаимодействия с другими родителями при решении вопросов, связанных с обучением и воспитанием.

Таблица. Степень удовлетворённости родителей организационными условиями реализации образовательных программ.

Варианты ответа
%
Ср.
балл

Управление образовательным учреждением способствует, по моему мнению, улучшению образовательного процесса.
79
3,9

В образовательном учреждении заботятся о здоровье наших детей, не допускают перегрузок.
74
3,7

При принятии управленческих решений администрация считается с мнением детей и родителей.
68
3,4

У администрации образовательного учреждения я всегда могу получить ответы на интересующие меня вопросы, касающиеся учебы, развития характера моего ребенка.
87
4,3

За время обучения моего ребенка в образовательном учреждении в нем произошли изменения к лучшему.
76
3,8

Нас родителей, в достаточной степени информируют о деятельности образовательного учреждения, об основных событиях в нем.
71
3,6

Деятельность администрации нашего образовательного учреждения считаю эффективной.
81
4,1

Всегда при необходимости могу обратиться в образовательное учреждение за квалифицированным советом и консультацией.
78
3,9

Я доволен (льна) тем, что мой ребенок обучается именно в этом образовательном учреждении.

89
4,4

Среднее по блоку
76
3,8


Степень удовлетворённости родителей организационными условиями реализации образовательных программ составляет от 68% до 89% . В среднем по блоку 76% и 3,8 балла.
Родителей не устраивает отсутствие учёта мнения родителей и их детей при принятии управленческих решений администрацией, данный факт отметили 32% респондентов. 29% опрошенных считают, что родителей в достаточной степени не информируют о деятельности образовательного учреждения, об основных событиях в нем. Тем не менее, 87% опрошенных отметили наличие возможности получения ответов у администрации на интересующие вопросы, касающиеся учебы, развития характера ребенка. Большинство родителей, в частности 89%, довольны, что их ребёнок обучается в колледже.

В целом степень удовлетворённости родителей образовательным процессом составила 76% и соответственно 3,8 балла в среднем. Данные показатели средние по всем блокам. Степень удовлетворённости родителей образовательным процессом. 24% респондентов отметили некоторые проблемы по каждому блоку.

7.2.Удовлетворённость родителей качеством услуг предоставляемых колледжем.

Следующая анкета была разработана для выявления удовлетворённости потребителей (родителей) качеством услуг предоставляемых колледжем. Результаты опроса помогают руководству колледжа принимать решения по совершенствованию деятельности колледжа. В связи с поставленной целью были предложены варианты ответов: низкая, высокая и средняя степень удовлетворённости. Оценка производилась по 5-балльной шкале. В анкетировании принимали участие 94 родителя.

Таблица. Степень удовлетворённости потребителей (родителей) качеством услуг предоставляемых колледжем.


Наименование показателей
Варианты ответов, %

Показатели восприятия потребителями колледжа, качества предоставляемых услуг

1.
Достаточность информации о колледже во внешних источников
Не
достаточная
11
Частичн.
34
Полная
55

2.
Степень эффективности каналов связи для обмена информацией с родителями
Низкая
10
Средняя
71
Высокая
19

3.
Степень отзывчивости сотрудников колледжа на запросы родителей
Низкая
17
Средняя
59
Высокая
24

4.
Степень активности взаимодействия сотрудников колледжа с родителями
Низкая
15
Средняя
66
Высокая
19

5.
Как часто колледж осуществляет взаимодействие с родителями через участие в:
- выставках
- семинарах
- проектах
- конкурсах
Редко
26
Иногда
52
Система
тически
22

6.
Степень востребованности предоставляемых колледжем услуг:
- дневная форма обучения
- курсовая подготовка
Низкая
11
Средняя
58
Высокая
31

7.
Степень удовлетворенности родителей профессиональными навыками и поведением сотрудников колледжа
Низкая
8
Средняя
45
Высокая
47

8.
Адекватность и своевременность реагирования на жалобы и претензии родителей
Низкая

Средняя
58
Высокая42

9.
Оказывается ли помощь выпускникам колледжа
- в трудоустройстве
- в информационном обеспечении
- техническая помощь
Нет

Иногда
62
Часто
38

10.
Лояльность родителей проявляется:
- в желании рекомендовать колледж другим
- в желании приобрести другие услуги колледжа
- в желании приобрести услуги повторно
Нет

Иногда
58
Часто
42

Показатели работы колледжа по повышению удовлетворенности потребителей

11.
Как часто появляются положительные отзывы родителей о колледже в СМИ
Редко

Иногда
77
Часто
23

12.
Востребованность выпускников колледжа на рынке труда
Низкая

Средняя
64
Высокая
36

13.
Наличие претензий, жалоб и замечаний по качеству предоставляемых услуг
Много
1
Единицы
39
Нет
61

14.
Осуществляется ли сопровождение выпускников колледжа
Редко
1
Иногда
28
Всегда
72

16.
Своевременность ответов на запросы родителей

Редко
16
Иногда
61
Всегда
23


Анализ ответов респондентов показывает, что предоставляется достаточно информации о колледже во внешних источниках, высокую степень удовлетворенности родителей профессиональными навыками и поведением сотрудников колледжа, адекватную и своевременную реакцию преподавателей на жалобы и претензии родителей. По данным показателям процент колеблется от 42 до 47. Следует отметить высокие показатели по вопросам работы с выпускниками, а также взаимодействию колледжа со СМИ. 26 % считают недостаточным количество мероприятий направленных на взаимодействие с родителями, таких как выставки, семинары, проекты, конкурсы.

8. Результаты опроса работодателей.

Одним из основных критериев оценки качества образования в колледже является востребованность молодых специалистов на рынке труда и удовлетворённость работодателей качеством их образования. Однако сегодня практически отсутствуют механизмы взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг.
В 2008г., 2009г. и 2010г. проводилось анкетирование работодателей по оценке качества подготовки выпускников торгового и сельскохозяйственного направления.
Объектом основной профессиональной деятельности предприятий является общественное питание, оказание гостиничных услуг, активный отдых, торговля, производство и переработка с\х продукции, строительство, оказание услуг, проведение экспертизы.
Список предприятий и учреждений, участвующих в анкетировании включал в себя следующие организаций:
Это: ЗАО «ПМК 117», Племсовхоз «Сортавальский», Племсовхоз им. А.М. Дзюбенко, ГУ Сортавальская районная станция по борьбе с болезнями животных, ОАО «Приладожское», гостиница «Сортавала», ООО «Колмас Карелия», ИП Тапец, ИП Комаров, ЗАО «Норд Хауз», ООО «Кондор», ООО «Сталкер», ООО «Ладога-Тур», ЧП Панфилова. В опросе принимали участие 14 организаций.
Приведен суммарный результат за три года.
14,6 % работающих - это выпускники Сортавальского колледжа (Сортавальского сельскохозяйственного техникума, Сортавальского торгово-экономического техникума).
Из них 5% работают более 1года, от 2 до5 лет - 41%, до 10 лет – 34% и более 10лет- 20%
Таблица. Продолжительность работы.

Продолжительность работы
более 1года
от 2 до5 лет
от 5 до 10 лет
более 10лет

% от общего количества работающих

5%

41%

34%

20%

Оценивая подготовку и работу специалистов - выпускников колледжа респонденты ответили следующим образом:

Таблица. Оценка качества подготовки и работы специалистов работодателями.

Оценка качества подготовки и работы специалистов работодателями

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

% от общего количества работающих

61,9%

37,4%

0,7


На этот же вопрос отвечали наши специалисты – преподаватели колледжа

Таблица. Оценка качества подготовки специалистов преподавателями.

Оценка качества подготовки специалистов преподавателями

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

% от общего количества работающих

52%

43%

5%


Делаем вывод, что преподаватели колледжа более критично оценивают качество подготовки выпускников.

На вопрос «Как Вы оцениваете адаптируемость выпускников к условиям и требованиям работы в Вашей организации и возможный последующий профессиональный рост по сравнению с выпускниками других учебных заведений?»
- более быстрый -20%
- на том же уровне (от учебного заведения не зависит) – 80%
- более медленный - %
Ответ на вопрос, «В какой мере Вы удовлетворены знаниями и умениями специалистов, закончивших колледж?» представлены в таблицах.

Таблица. Удовлетворённость знаниями специалистов.



Знания
Удовлетворены в полной мере
Удовлетворены
частично
Совсем не удовлетворены
Эти знания не нужны в нашей работе



38 %


52 %

-

10 %


Таблица. Удовлетворённость умениями специалистов.



Умения
Удовлетворены в полной мере
Удовлетворены
частично
Совсем не удовлетворены
Эти умения не нужны в нашей работе



59 %

41 %

-

-



Результаты опроса позволили сделать следующие выводы:
Наибольшее количество выпускников Сортавальского колледжа (Сортавальского сельскохозяйственного техникума, Сортавальского торгово-экономического техникума) работают от 2 до 5 лет. Работодатели оценивают работу достаточно высоко, 61,9 % дают оценку «хорошо».
Основным недостатком в процессе подготовки специалистов, по мнению работодателей, является то, что колледж уделяет недостаточно внимания привитию практических навыков. Следовательно, необходимо заострить внимание на развитии практических умений и навыков у студентов. Большинство респондентов (92%) считают необходимым более тесное сотрудничество предприятий и учебных заведений. Следует отметить, что уровень адаптация выпускников находиться на том же уровне , что и у выпускников других учебных заведений.




Автор: Преподаватель социально-экономических дисциплин Соколова Ю.Л.

15