Рабочая программа по информатике 9 класс 2016-2017 учебный год


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Роговская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
На заседании педагогического совета
Протокол № ________ от
«____»_________2016 г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________ М.Д.Черных
«____»________2016 г.
«Утверждаю»
Директор
МКОУ «Роговская СОШ»
_________ Г.В.ХорошиловаПриказ № _____________
от «___»__________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Информатика и ИКТ»
для 9 класса
на 2016-2017 учебный год

Составила: учитель информатики
Губанова Наталия Юрьевна
С. Старое Роговое
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. N 1089), примерной программы (основного) общего образования по информатике и информационным технологиям (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236) и авторской программы по информатике для 8–9 классов Л.Л. Босовой,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».
Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение информатики и ИКТ в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 ч в неделю.
В авторское содержание  рабочей программы были внесены изменения. Тема «Моделирование и формализация» была увеличена на один час, поскольку считаю необходимым дополнить авторскую программу уроком компьютерного моделированием физических процессов, реализованного программно с использованием средств программирования. Увеличение произведено за счет уменьшения на один час темы «Кодирование и обработка числовой и текстовой информации».
Программой предусмотрено проведение 4 тематических контрольных работ в виде тестирования по опорному листу, 1 итоговая контрольная работа – тестирование по опорному листу, 8 самостоятельных работ (обучающего характера), 1 итоговый мини-проект в виде творческой работы.
Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний и умений:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Для достижения поставленных целей и задач в соответствии с образовательной программой школы используется УМК:
учебник Л.Л. Босова. «Информатика» 9 класс»,– Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2014 г.;
рабочая тетрадь для 9 класса. Босова Л.Л. «Информатика» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2015 г;
Набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.phpТребования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и ИКТ в 9 классе обучающиеся должны:
знать/понимать:
о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и  их использовании для исследования объектов окружающего мира;
об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о  технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
уметь:
проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей;
формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования;
читать диаграммы, планы, карты и другие информационные модели; создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений, диаграмм, графов, блок-схем, таблиц (электронных таблиц), программ;  переходить от одного представления данных к другому;
создавать записи в базе данных;
использовать формулы для вычислений в электронных таблицах;
проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
передавать информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Моделирование и формализация (12 часов)
Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.
Глава 2. Алгоритмизация и программирование (18 часов)
Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Глава 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах (11 часов)
Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Глава 4. Коммуникационные технологии (13 часов)
Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.
5. Итоговое повторение (14 часов)
Информация и информационные процессы. Файловая система персонального компьютера. Таблицы и графы. Обработка текстовой информации. Высказывание. Логические операции. Алгоритмы и исполнители. Передача информации и информационный поиск. Вычисления с помощью электронных таблиц. Программирование.
Основными видами учебной деятельности: фронтальный, устный опрос, работа у доски, самостоятельные, контрольные работы, работа в парах, групповая работа, тестирование и т.д.Основной формой организации учебного процесса является урок.
Календарно — тематическое планирование по информатике и ИКТ в 9 классе
№ урока Тема урока Дата Примечание
План Факт Глава 1. Моделирование и формализация
(12 ч) 1 Инструкция по ТБ. Моделирование как метод познания 2 Знаковые модели. Словесные модели. Математические модели 3 Графические информационные модели. Многообразие графических информационных моделей. Графы 4 Самостоятельная работа № 1 по теме «Графические модели. Графы» 5 Табличные информационные модели. Использование таблиц при решении задач 6 Использование таблиц при решении задач 7 Самостоятельная работа № 2 по теме «Использование таблиц при решении задач» 8 База данных как модель предметной области. Реляционные базы 9 Система управления базами данных. Что такое СУБД. Интерфейс СУБД данных 10 Создание базы данных 11 Запросы на выборку данных 12 Контрольная работа № 1 по теме «Моделирование и формализация» Глава 2. Алгоритмизация и программирование (18 ч) 13 Этапы решения задачи на компьютере 14 Задача о пути торможения автомобиля 15 Решение задач на компьютере 16 Одномерные массивы целых чисел. Описание массива 17 Заполнение массива 18 Вывод массива 19 Вычисление суммы элементов массива 20 Последовательный поиск в массиве 21 Сортировка массива 22 Инструкция по ТБ. Проверочная работа № 1 по теме «Решение задач с использованием массивов» 23 Конструирование алгоритмов. Последовательное построение алгоритма. Разработка алгоритма методом последовательного уточнения для исполнителя Робот 24 Вспомогательные алгоритмы 25 Самостоятельная работа № 3 по теме «Вспомогательные алгоритмы. Исполнитель Робот» 26 Запись вспомогательных алгоритмов на языке Паскаль. Процедуры 27 Функции 28 Самостоятельная работа № 4 по теме «Алгоритмизация и программирование» 29 Алгоритмы управления 30 Контрольная работа № 2 по теме «Алгоритмизация и программирование» Глава 3. Обработка числовой информации в электронных таблицах (11 ч) 31 Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы 32 Основные режимы работы электронных таблиц 33 Организация вычислений в электронных таблицах. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки 34 Встроенные функции 35 Логические функции 36 Самостоятельная работа № 5 по теме «Табличные вычисления на компьютере» 37 Организация вычислений в электронных таблицах 38 Средства анализа и визуализации данных. Сортировка и поиск данных 39 Диаграмма как средство визуализации данных 40 Построение диаграмм 41 Контрольная работа № 3 по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах» Глава 4. Коммуникационные технологии (13 ч) 42 Локальные и глобальные компьютерные сети. Передача информации 43 Как устроен интернет. IP – адрес компьютера 44 Доменная система имён. Протоколы передачи данных 45 Всемирная паутина. Файловые архивы. 46 Информационные ресурсы и сервисы Интернет. 47 Самостоятельная работа № 6 по теме «Безопасность в сети интернет» 48 Электронная почта 49 Инструкция по ТБ. Проверочная работа № 2 по теме «Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет» 50 Создание web – сайта. Технология создания сайта 51 Содержание и структура сайта 52 Оформление сайта 53 Размещение сайта в Интернет 54 Контрольная работа № 4 по теме «Коммуникационные технологии» 5. Итоговое повторение (14 ч) 55 Информация и информационные процессы 56 Файловая система персонального компьютера 57 Самостоятельная работа №7 по теме «Системы счисления и логика» 58 Таблицы и графы 59 Итоговая контрольная работа 60 Итоговый мини-проект 61 Итоговый мини-проект 62 Самостоятельная работа № 8 по теме «Обработка таблиц: выбор и сортировка записей» 63 Обработка текстовой информации 64 Высказывание. Логические операции 65 Алгоритмы и исполнители 66 Передача информации и информационный поиск 67 Вычисления с помощью электронных таблиц 68 Программирование