Занятие по экологии для 2 класса «Мухомор красив, да ядовит!»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2»


Мухомор красив, да ядовит!
Занятие по экологии
разработано и проведено во 2 классе
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
Михеевой И. Ю.
Тема. Мухомор красив, да ядовит!
Цели: 1. Закрепить и обобщить знания детей о грибах; расширить знания
детей о несъедобном грибе – мухоморе.
2. Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание
вопросов и загадок, давать полный содержательный ответ на них.
3. Воспитывать экологическую культуру детей.
Оборудование: сказочные герои Колобок, Лесовичок, картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, 2 конверта, «Лесная поляна» из картона, иллюстрации «Мухоморы».
Ход занятия.
1. Вводная часть.
- Все вы знаете русскую народную сказку «Колобок». Герой этой сказки у нас в гостях. Сейчас мы узнаем о новых приключениях Колобка, прочитав сказку Т. Николаевой «Замечательный зонтик». Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы нашего друга Лесовичка.
(На доске появляются Колобок и Лесовичок)
« Подарила бабушка Колобку зонтик. Замечательный зонтик. Сверху – белый в разноцветную горошину. Изнутри – зелёный в белую ромашку.
Пошёл Колобок в лес. Конечно, с зонтиком. Вдруг кто знакомый встретится – будет чем похвастаться. Взял Колобок ещё корзинку с бабушкиными пирожками. Душистыми, румяными, яблочными. Кто же в дальнюю прогулку отправляется с пустыми руками?..
Идёт Колобок, вертит над собой зонтик. А птицы вокруг поют, заливаются. «Наверное, о зонтике поют, восхищаются», - думает Колобок. Заяц мимо пробежал, да так быстро! «Видно, от удивления, - думает Колобок. – Вот бы ещё Волка встретить, а то и Лису …»
Размечтался Колобок и не слышит, что ветер поднялся, листвой зашумел. И не видит, что появилось в небе облачко. Другое, третье… И вот уже ни синего неба, ни ясного солнышка. Потемнело. И - забарабанил дождь по листьям, по траве, по цветам. А у Колобка – зонтик! Траве мокро – Колобку сухо. Птицы и звери попрятались, а Колобку дождь нипочём. Замечательный зонтик! Но летний дождь короток. И вот уже снова запели птицы, засияло солнышко. Протянулась над тропинкой весёлая радуга. Засмотрелся Колобок и – трах-бабах! – сам в одну сторону, корзинка в другую, а зонтик вообще неизвестно куда покатился. Вскочил Колобок сердитый: кто ему ножку подставил?! Смотрит, а прямо на тропинке камень – не камень, пенёк – не пенёк, а что-то круглое, коричневое. Вот тебе раз! Никогда тут ничего такого не было. «Вот найду корзинку и зонтик, разберусь», - подумал Колобок. И принялся искать. Уж как он траву раздвигал, уж как под кустами ползал! И ни того, ни другого. Что делать? Присел Колобок на камень-пенёк. Задумался. И вдруг почувствовал, будто его кто-то поднимает. Попробовал встать – нет земли под ногами. Ой, новая беда! А тут ещё кто-то рядом покряхтывает, вздыхает.
- Кто это вздыхает тут?
- Я, гриб-Боровик, Боровик-колосовик. Тяжело мне тебя поднимать, вот я и вздыхаю. Ну да ничего, мы, грибы, народ сильный!
Гриб-Боровик Колобку знаком. С бабушкой собирал. Потом сушил. Суп из боровиков! А вот почему колосовик?
- Ранний я. Летний. Вместе с пшеничным колосом созреваю, потому и колосовик. А быстро вырос, потому что дождь хороший прошёл. А грибам только того и надо.
Боровик-колосовик ещё что-то говорил, да Колобок уже его не слышал – зонтик увидел. Золотистый, с бахромкой по краю. Но что это? Рядом ещё зонтик. Ещё. Малиновые, жёлтые, лиловые, даже красный в белую горошину!
Скатился Колобок на землю – и к зонтикам. А какой из них его – забыл. «Возьму-ка красный в белую горошину», - думает.
- Я не зонтик. Я – гриб-Мухомор. А это моя соседка – Бледная Поганка. Ты нас не трогай. Мы – ядовитые!
- И мы не зонтики! – закричали остальные. – Мы сестрички – разноцветные Сыроежки. А мы – летние Опёнки! А я – Шампиньон. Всех нас можешь смело класть в корзинку, на жаркое.
Но нет у Колобка ни корзинки, ни зонтика. Опечалился Колобок. Вдруг откуда-то слышит тонкий голосок:
- А я – зонтик. Пёстрый зонтик. Съедобный!
Подбежал Колобок к зонтику: светло-коричневый, в махрушках, как в лохмотьях. А его-то был новенький. Махнул Колобок рукой и сел на траву. Горевать. На зелёную траву в белую ромашку. Поднял голову. Что это?! И небо над ним – зелёное в белую ромашку. Да это же его зонтик повис на ветке! Обрадовался Колобок. Найти бы ещё корзинку! А её и искать не надо. Стоит она рядом, на соседней полянке. На блюдце. Белое блюдце… на ножке! Поглядел Колобок: вся полянка в блюдцах – белых, розовых, золотых, рыжих. Блюдцах на ножках. Но теперь-то его не обманешь. Хитрые грибы блюдцами прикинулись. Снял Колобок корзинку с белого блюдца и слышит:
- Верно. Не блюдце я, гриб – Груздь настоящий. Нас на засолку бери. Мы – самые вкусные!
- Нет, мы! – закричали рыжие грибы-блюдца. – Нас, Рыжиков, хоть соли, хоть жарь!
- И что спорят? – засмеялись маленькие розовые блюдечки. – Вкусней нас, Волнушек, нет.
Тут из-под куста показалась круглая красная шапочка: «Не слушай ты их, собирай только нас, Подосиновиков!»
Слушал-слушал Колобок и решил взять всех по одному, а то корзинки не хватит. И стал собирать грибы-пеньки, грибы-зонтики, грибы-блюдца. А бабушкин зонтик тут же превратился в палку-искалку, которой легко раздвигать густую траву. а потом зонтик стал палкой-таскалкой, на которой было удобно нести полную корзинку через плечо.
Вот каким замечательным оказался бабушкин зонтик! Ведь если бы его бабушка не подарила, если бы Колобок не пошёл этим зонтиком хвастаться, никакой истории бы не случилось. Вот так.»- Какие грибы собрал Колобок? Какие грибы он не брал?
Ответим на вопросы, выполнив задание: съедобные грибы впишите в клеточки на корзинке, а несъедобные рядом с корзинкой. Да не забудьте, что Колобок взял по одному съедобному грибу.
(Выполнение задания)
- Лесовичок рад, что вы так быстро справились с заданием, и предлагает игру «Съедобные – несъедобные».
Класс делится на группы. Каждой группе даётся конверт с названиями грибов. Победят те, кто правильно и быстро разложит грибы на две кучки.
На доске – «лесная полянка», на ней растут грибы (из картона). К доске выходят два грибника и собирают грибы в лукошко. Все ли грибы возьмём с собой?
2. Работа над новым материалом.
а) Вводная часть.
- Ребята, а почему в корзинку Колобка не попали такие грибы, как мухомор и бледная поганка?
(Ответы детей)
- Мы сегодня поговорим об одном из них. А вот о каком, вы узнаете, отгадав загадку: Посмотри, какой хороший!
Шляпа красная в горошек,
Кружевной воротничок.
Он в лесу не новичок. (Мухомор)
- Вспомните, вы уже встречались с этим грибом, когда мы ходили с вами на экскурсию в лес. Тогда вы ещё попросили рассказать о нём.
(Показываю фотографии, на которых запечатлена встреча с этим грибом)
Дети: (выходят в костюме гриба-мухомора, читают стихи)
Мухомор Е. Телегина
Шапочка атласная, красная-красная.
Белые горошины поверху брошены.
А на ножке – белый бант.
Это что ещё за франт?
Как на праздник вырядился,
На полянку выкатился.
- Знаем, знаем!
Ты хорош да пригож,
Да в лукошко не гож!
Мухомор В. Лифшиц
Средь хвойного бора, дремучего бора
Нельзя не заметить меня, мухомора!
Большой, как тарелка,
Пятнист я и красен.
Меня берегись –
Я очень опасен!
(На доске – иллюстрации «Грибы - мухоморы»)
- «Мухомор красив и красен, да для людей опасен» - так говорят о мухоморе грибники. Растут мухоморы и в лесах, и в парках, а иногда появляются и в садах.

***
Сад в опавшей листве утопает,
Пахнет сыростью ветхий забор.
У забора свой зонт раскрывает
Ярко-красный, большой мухомор.
б) Как выглядит мухомор?
Чтение сказки В. Зотова «Мухомор».
« - И чем я нехорош? У какого гриба ещё такую красивую шляпку встретишь? – стоит и расхваливает себя Мухомор. – Красная, с белыми пятнышками…
- Ты ещё про кольцо на ножке сказать не забудь, - напомнили ему поганки. – Точь-в-точь юбочка.
- Ну а злости во мне столько, аж подумать страшно! – продолжал гриб на белой ножке, поправив свою шляпу. – от меня даже мухи погибают, замертво падают. Поэтому я, ядовитый. Мухомором зовусь. В своё время нас Баба-Яга вместо липучек от мух в своей избушке развешивала.
- Говорят, у тебя братец есть? – поинтересовалась растущая недалеко Сыроежка. – Наверное, тоже ядовитый?
- Ядовит-то ядовит, вот только некрасивым уродился, - вздохнул Мухомор.- Шляпка и ножка с юбочкой у него белые.
- А ты скажи ему, пусть с кем-нибудь шляпкой поменяется, - посоветовали поганки.
- Да разве кто с нами меняться будет? Никто нас не любит, дружить с нами никто не хочет. А грибники вообще стороной обходят. Хоть бы раз в корзинку со съедобными грибами положили.
- Поделом вам! – процокала спрыгнувшая с ёлки Белка. – Не будете такими ядовитыми.
Сорвала Белка сыроежку и побежала к своему дому на зиму запасы делать.»- О каких видах мухоморов вы услышали из сказки?
(Ответы детей)
- Красный мухомор (показ) стоит среди вороха опавших листьев на высокой белой ножке, окаймлённой возле шляпки тонкой бахромчатой плёнкой.
Шляпка у него ярко-красная, словно забрызганная белой извёсткой, покрыта кое-где белыми выпуклыми бугорками-пятнышками.
Другая разновидность мухоморов – пантеровые мухоморы (показ).
У них белая волокнистая ножка с кольцом-бахромой, внизу ножка утолщается и становится похожей на клубень. Шляпки пантеровых мухоморов окрашены в зеленовато-бурый и серо-коричневый цвета. Они плоские и разрисованы белыми пятнышками.
в) Почему мухоморы так называются?
- В сказке прозвучал ответ на вопрос: «Почему так назвали гриб – мухомор?»
Ответьте, пожалуйста.
- Да, эти грибы называются так потому, что они содержат мушиный яд, убивающий мух, тараканов, клопов.
Часто растут мухоморы в густых тёмных ельниках. Среди зелёной хвои горят зловещими огнями их красные шляпки, словно предупреждая нас: «Не подходите к нам, не трогайте нас, не рвите!»
Мухоморы не прячутся под листьями, сучками, ветками хвои. Они стоят открыто и видны издалека.
В чаще бора, в полумраке, Между елей там и тут
Мухоморы, будто маки
Ярко-красные цветут,
Смело и открыто.
Жаль, что ядовиты!
- Мухоморы – опасные, ядовитые грибы!
Будьте осторожны! Научитесь отличать съедобные грибы от несъедобных. Собирайте только те грибы, которые вам знакомы.
В народе говорят: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут»;
«Не заламывай рябину не вызревши, не ешь грибов, не вызнавши».
ФИЗКУЛЬТПАУЗА
Называю грибы. Съедобный – руки в стороны, стоим. Несъедобный – руки вверх, приседаем.
г) Мухомор под защитой экологов!
- Хотя мухомор для человека ядовит и опасен, всё же не стоит сбивать шляпки мухоморов и топтать грибы ногами. Ведь мухоморами лечатся некоторые звери и птицы.
Захворавший лось заходит в ельник, находит среди ёлочек мухоморы и поедает их. Мухоморы – лосиное лекарство!
Сороки-белобоки тоже лечатся мухоморами – это заметил П. Сигунов.
«Однажды увидел я красное и чёрно-белое. Красным оказалась шляпка большого мухомора, похожего на гигантского паука «божью коровку». А чёрно-белым, конечно, сорока. Сорока подскочила к мухомору, обломила клювом кусочек шляпки и … проглотила. Сорока скорей всего лечилась. Ведь самый сильный яд в малой дозе часто действует, как лекарство» ( П. Сигунов «Лесное счастье»)
Рисование экологического знака.
- Давайте нарисуем знак, который подскажет людям, что мухоморы нужны в природе.
(Практическая работа)
д) Решение экологических задач.
* « Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блёклые старые грибы да мухомор, которые Вова сбивал палкой.
- Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – ведь они нужны лесу, животным!
- Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова ».
- Кто из мальчиков прав?
* « Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзину крепких боровиков и пошёл в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.
- Ты зачем набрал мухоморов? – удивлённо спросил Костя.
- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.
- Правильно ли поступил Миша?
3. Итог занятия.
- Что нового и интересного узнали? Нужны ли нам мухоморы? Почему?
ЛИТЕРАТУРА
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И.
И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1998.
2. Журнал «Начальная школа», № 6, 2000.
Ишутинова Л. М. «Грибы – это грибы». Занимательный материал для
уроков природоведения.
3. Шорыгина Т. А.
Грибы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей.
М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.