ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИСМАИЛА ГАСПРИНСКОГО
УДК: 37(092)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИСМАИЛА ГАСПРИНСКОГО
Аметова Найле Иззет-къызы студентка 1 курса, направления подготовки
44.03.01 «Педагогическое образование»
Институт педагогического образования
и менеджмента (филиал)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный
университет имени В. И. Вернадского» в г. Армянске
Научный руководитель: кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
Алиева Сусанна Рустемовна
Аннотация
Педагогическое наследие И. Гаспринского рассматривается в призме идеи гуманистического подхода.
Ключевые слова: образование, гуманизация, педагогическое наследие, реформирование.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Постановка проблемы. Главным гуманистическим смыслом социального развития современного демократического общества становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, признание ценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Реализация этих требований служит критерием оценки деятельности социальных институтов, учебно-воспитательных учреждений. Идеи гуманизма имеют длительную предысторию и находят свое отражение в педагогическом наследии крымскотатарского интеллектуала и просветителя И. Гаспринского [3, с.234].
Анализ исследований и публикаций. Педагогическое наследие И. Гаспринского изучали Э.Э.Абибуллаева в диссертации «Дидактическая система И.Гаспринского» [1], В.Ю. Ганкевич в диссертации «Жизнь и деятельность И.Гаспринского (1851-1914)» [4], Л.У. Алимова, Э.Р. Аметова [3], Э.А.Аблаев [2] и другие исследователи.
Целью данной статьи является раскрытие сущности педагогического наследия И. Гаспринского и его идей гуманизма в образовании.
Изложение основного материала. Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и справедливости можно обнаружить в произведениях устного народного творчества, в литературе, нравственно-философских и религиозных концепциях различных народов, начиная с глубокой древности. Но система взглядов гуманизма впервые формируется в эпоху Возрождения. Гуманизм выступил в это время как широкое течение общественной мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство и запечатлевшееся в сознании эпохи. Одним из требований, предъявляемых к современному содержанию образования, является его гуманизация и гуманитаризация.
Сегодня гуманизация образования – важный принцип реформирования образования. Гуманизация образования предполагает поворот школы к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, создание условий для раскрытия, развития его способностей и дарований, соединение в ребенке личностного и коллективного начал. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, основанное на педагогическом сотрудничестве. Идеи гуманизма, проблемы гуманизации образования проходят красной нитью через всю творческую и практическую деятельность просветителя крымскотатарских учителей И. Гаспринского. Образование, просвещение народа были целью и смыслом жизни Исмаил Бея. Полтора века отделяют нас от времени, в котором жил и творил великий сын крымскотатарского народа Исмаил Бей Гаспринский. До революции 1917 г. имя Исмаила Гаспринского было широко известно цивилизованному миру. [2; 3, с.234]
Его знали как знаменитого издателя и бессменного редактора первой в истории тюрко-татарской газеты «Терджиман». Его знали как плодовитого писателя и крупного книгоиздателя. Но еще более Гаспринский был творцом, идеологом и практическим организатором целого движения в области просветительства среди мусульманских народов России – джадидизма. За просветительскую деятельность И. Гаспринский еще при жизни был признан Улу Уста – Великим Учителем. В историко-педагогических работах советских исследователей мы находим многие имена представителей педагогической мысли народов России. Только не имя И. Гаспринского. Оно находилось с 1944 г. за «семью печатями», под запретом. До недавнего времени необъективно и искаженно трактовались его общественно-политические и педагогические взгляды. И потому как просветитель, педагог, реформатор И. Гаспринский не особенно известен. О появлении первых мусульманских школ в Крыму точных сведений нет. Однако сохранившаяся в Старом Крыму мечеть – медресе хана Узбека наводит на мысль, что если уже тогда было учебное заведение подобного типа, то начальные мектебе имелись в большом количестве. Понятие «мектебе», «мектеб» обозначало: «место, где пишут» [4].
Обучением детей в мектебе занимались муллы, имамы, иногда обыкновенные относительно образованные члены местной мусульманской общины, пользующиеся доверием односельчан, а также для обучения детей могли быть приглашены «аджи» (люди, совершившие паломничество в Мекку). С учениками могли заниматься сохталар (студенты) медресе. Учителей мектебе выбирали наиболее авторитетные представители мусульманского духовенства: аджи – паломники и баи – богатые, а значит, влиятельные миряне. В мектебах ученики принимались в любое время года. Обычно в мектебе имелся всего один учебный класс, в котором обучались дети разных уровней подготовки. Обучение основывалось в основном на зубрежке, без понимания, осмысления изучаемого материала. Уроки учились детьми только вслух. Уровень обучения определялся по названиям изучаемых ими в мектебах книг. Большие сложности в организации обучения, определении содержания образования соответствующего времени, управлении системой образования, отсутствие элементарных санитарно- гигиенических норм в учебных помещениях (отсутствие необходимой школьной мебели, ограниченный доступ света и т. д.) – все это подрывало здоровье детей и требовало безотлагательного реформирования школьного дела. За решение этих глобальных проблем берется чрезвычайно одаренный, развитый, глубоко любящий свою Родину и народ И. Гаспринский. Он справедливо считает народное образование важнейшей задачей среди множества повседневных дел. В конце XIX в. началась попытка реформирования начальной школы под названием джадидизм («новый метод» – в переводе с арабского), автором которой является И. Гаспринский. В январе 1884 г. он открыл школу в Крыму, где преподавание велось с использованием нового метода, и сам стал преподавать в ней в качестве учебного пособия использовался его учебник «Ходжа и Субъян» [3; 4]
В школе изучались турецкая (литературно-татарская) и арабская грамота, письмо, чтение, арифметика и правила веры. Курс обучения был рассчитан на два года. Принимались дети с 7 лет. И. Гаспринский, характеризуя сущность нового метода обучения, отстаивал идею обучения на родном языке: показывая детям каждый день одну или две новые буквы и упражнения в чтении и письме, нужно продолжать это до конца азбуки; дети в состоянии будут читать и писать всякое слово и выражение по-татарски. После этого можно перейти уже и к арабскому чтению, но только не начинать с Корана, а предварительно упражнять на примерах в чтении легких арабских слов. Обучение следует строить с опорой на интерес ребенка. Раз в год в присутствии общества нужно устроить экзамен, где будет показан годовой успех [2; 4]
Начальное обучение проводится в два года, и потом можно поступить в медресе или торговать. На следующем этапе он ставит проблему профессиональной подготовки учащихся, т.е. продолжение обучения, в процессе которого следует давать знания, которые могли бы пригодиться «им в практической жизни», т.е. он предлагает после изучения основ родной грамоты и необходимого комплекса богословских предметов перейти к изучению тех предметов, которые необходимы для того или иного ремесла. Свои взгляды на будущее культурное и образовательное развитие тюркоязычного мусульманского населения И. Гаспринский изложил в знаменитом программном произведении «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», опубликованном в 1881 г. Сам Исмаил Бей Гаспринский считает «целью настоящих заметок – вызвать обсуждение и исследование вопроса о будущности русских мусульман в интересах нашего отечества и цивилизации». Душой болея за образование и просвещение родного народа, Исмаил Бей еще в «Бахчисарайских письмах», предшествовавших «Русскому мусульманству», заявляет: «С каким бы энтузиазмом я указал на умственное развитие татар, на прогресс их мировоззрений, на улучшение их быта, но, увы, я с прискорбием должен напомнить, что три четверти послушного, спокойного населения без сознательной, видимой причины оставило милую родину и погибло на чужбине, а оставшиеся здесь прозябают в умственной и материальной обстановке» [3; 5; 6]
В сложных условиях общественной жизни России И. Гаспринский так определяет свое кредо, которое актуально и сегодня. Он справедливо считает, что причиной тяжелой жизни народа является его неграмотность, культурная отсталость. Для того, чтобы народ стал сознательным, он должен вооружаться знаниями. Это необходимо не только для крымских татар, но и для всех мусульман. Много было различных толков по поводу нежелания татар учиться. «Говорят, татары неохотно учатся Это весьма понятно, ибо до сих пор масса не имеет понятия о существовании иных книг, кроме Закона Божия. Китаб – это Коран; книга – это Евангелие; мектебе и школа – место религиозного обучения. Естественно, при таких воззрениях глядя на русские школы, татарин недоумевает, не симпатизирует. Если бы он сознал пользу, будьте уверены, учился бы так же, как русский, как немец». Осознавая ведущую роль учителя в обучении детей, И.Гаспринский утверждает, что «опытный, дельный педагог старается объясняться с детьми понятным для них образом и таким путем постепенно, без скачков, поднимает их до уровня своего развития и понимания» [5]
Для преподавателей И.Гаспринским была отпечатана методическая разработка, знакомившая их с основами джадидистских принципов обучения. Прежде всего, она давала ценные практические советы по научной организации труда школы вообще и учителей в частности. Гаспринский рекомендовал предельно простые способы повышения интереса учащихся к учебе. Им была продумана система наиболее рационального опроса учащихся. И. Гаспринский рассматривал обучение и воспитание как единый процесс и поддерживал принцип единства обучения и воспитания, выступал против разделения их функций, рассматривал обучение как важное средство воспитания. И. Гаспринский поднимает вопрос о положении учителя в обществе [4]
Он считал, что следует хорошо вознаграждать учителя за его труд, «непристойно давать ему несколько копеек в неделю». Гаспринский говорит о мектебах, которые помещались в плохих помещениях: «нашей обязанностью является улучшение и упорядочение этих помещений. В городе ли, в деревне ли – самое хорошее здание должно быть училищное, ибо мектеб есть самое священное заведение. Мектеб есть детский сад, детская Кааба». Утверждая, что новым методом преподавания знания будут лучше и легче усваиваться, он пишет: «Письмо – половина учения, знание (наука) обязательна для всех нас – мусульман». Стержнем понимания И. Гаспринским путей обновления были в первую очередь проблемы просвещения, общественного обновления и эмансипации мусульманских женщин. Именно поэтому в его сочинениях большое внимание уделяется этим вопросам. И. Гаспринскому, как человеку высокой разносторонней эрудиции, была известна постановка вопроса о женском образовании за рубежом (Франция, Германия, Швейцария, Турция и др.), а также в России.
Он знал работы многих педагогов и мыслителей того времени по данному вопросу. Так, ему были известны труды итальянского педагога-гуманиста эпохи Возрождения Витторино Да Фельтре, который при дворе герцога Мантунского организовал «Дом радости», где вместе воспитывались девочки и мальчики из бедных семей. Они изучали латынь, греческий язык и литературу, математику и другие дисциплины. Прекрасно знал И. Гаспринский и взгляды К.Д. Ушинского на проблему образования женщин, ему были известны результаты поездки К.Д. Ушинского в Швейцарию, Германию, Францию, где русский педагог изучал организацию женского образования. И. Гаспринский сопоставлял и сравнивал взгляд на образование женщин в европейских государствах со своим видением этой проблемы. С интересом изучал он статьи Д.И. Писарева, в которых пропагандировалась идея открытых, бессословных женских средних учебных заведений, выражалось требование допустить женщин в университет. Д.И. Писарев подходил к идее женского образования как гуманист-просветитель, что особо импонировало Улу Уста, было близко ему по духу [3].
Женское образование И. Гаспринский рассматривал как необходимую часть общего образования народа. Свои идеи по вопросам женского образования И. Гаспринский изложил во многих работах. Среди них «Страна женщины», «Женщины», «Арслан кыз» («Девушка львица»), «Дар-Уль-Рахат мусульманлары» («Мусульмане страны благоденствия»), «Учебному делу», «Метод преподавания» и другие. Проблемы женского образования поднимались в журнале «Женский мир» (приложение к газете «Терджиман»). Это было первое специализированное издание для женщин во всем мусульманском мире. «Добрые правила, усвоенные от матери, никогда не забываются, а потому, чем больше знает мать, т.е. женщина, тем лучше пойдет общее воспитание и жизнь», – писал великий просветитель. Вопрос женского образования вплотную связан с проблемами раскрепощения женщины, что составляло в то время определенную сложность для всей Империи и для Крыма в особенности. Для Крыма эта проблема осложнялась еще и тем, что значительная часть мусульманского духовенства крайне отрицательно относилась к раскрепощению женщин, выравниванию их социально-культурных прав, развитию женского образования [5; 3].
Многие по недомыслию своему, как говорил И.Гаспринский, полагали, что обучение девочек приведет к безнравственности. Подобные мысли Гаспринский считал смешным и жалким заблуждением, грубым унижением науки и воспитания. В этих условиях Гаспринскому приходилось в своих работах убеждать и напоминать, что по священному закону ислама «Обучение обязательно (фарз) для мужчин и женщин». Он утверждал, что одна грамотная девочка, став матерью, большей частью обучает детей сама, особенно там, где нет мектебов (школ). Наука и знания матери – для детей, поэтому важно обучение и воспитание девочек, «призванных Аллахом приносить разумно-нравственные плоды». И.Гаспринский считал, что следует обязать каждого муллу и мектебдара обучать начальной грамоте и вере девочек, из которых позже появятся «учительницы» (ходжа хатун). В книге «Кадынлар» («Женщины») И.Гаспринский пишет: «Для каждого дома женщина, как воздух, нужна. Для самой женщины наука и знания столь же нужны». В известной, небольшой по объему, но весьма емкой и глубокой по содержанию работе «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения» И. Гаспринский с болью замечает: «В сфере народного просвещения мусульман заметно отсутствие точно определенной цели и соответствующих ей средств; для них открывались школы, но школы эти не давали плодов и с течением времени погибали бесследно» [2].
Программной является выведенная И. Гаспринским главная цель в деятельности многонационального государства – это единство государства. Автор указывает два возможных пути, ведущих к реализации этой цели: либо ассимиляционная система, либо нравственное единение, ведущее к нравственной, духовной ассимиляции на принципах национальной индивидуальности, свободы и самоуправления. И. Гаспринский отмечает необходимость «взаимного уважения, признания прав и солидарности интересов» в общежитии человеческих групп и народностей. Далее автор указывает, что на пути приобщения к общей, русской, отечественной жизни стоит « невежество, борьба с которым до сих пор не организована как следует, и для борьбы с которым должны дружно приняться лучшие мусульмане и русские» [3].
Выводы. По мнению И.Гаспринского, велико значение образования в формировании гуманной личности. И. Гаспринский подчеркивает, что солидно образованный мусульманин к хорошим качествам присоединяет более широкие, гуманные взгляды на вещи: наука и знания, не расшатывая в нем мусульманских основ и симпатий, освещают, гуманизируют его воззрения, уничтожая, конечно, предрассудки и суеверия. Подчеркивая общечеловеческую ценность образования и науки, И. Гаспринский утверждает, что знание и наука – это святой луч и золото и во всех странах они одинаково ценны. «Наука, истина и искусство – это солнце. Солнце одинаково светит всему миру; так и знания: составляют общее достояние всех стран и племен». И.Гаспринский много путешествовал. Но всюду, где он ни бывал, он ревностно относился к образованию, просвещению народа тех стран и активно изучал проблемы народного образования [5].
Таким образом, многолетняя деятельность И.Гаспринского в разнообразных областях играла большую роль в просвещении как родного, так и братских тюркских народов. Его имя стоит в ряду величайших мыслителей и просветителей Востока. Наследие И. Гаспринского необходимо изучать, осмысливать и как можно шире пропагандировать. Ведь в нем заложены огромные гуманистические и прогрессивные идеи, и сегодня необходимые всем. Его биография является отражением жизни пламенного просветителя и патриота [4].
Литература
Абибуллаева Э.Э. Дидактическая система Исмаила Гаспринского: /Э.Э. Абибуллаева / Дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Институт педагогики АПН Украины. К., 2004. 206 л. Библиогр.: л. 168-183.
Аблаев Э.А. Исмаил Гаспринский и его научная педагогика /Э.А. Аблаев // Культура народов Причерноморья. 2011. № 197, Т. 2. С. 182-183. Бібліогр.: 10 назв. рос.
Реализация принципа гуманизации образования в истории педагогики (на примере педагогического наследия И. Гаспринского)/ Л.У. Алимова, Э.Р. Аметова //Культура народов Причерноморья. – 2004. – N54. – C. 234-237. – Библиогр. в конце ст. 6 назв.
Ганкевич В.Ю. Жизнь и деятельность И.Гаспринского (1851-1914) / /В.Ю. Ганкевич / Дис... канд. ист. наук: 07.00.02 / Симферопольский ун-т. Симферополь, 1995. 233 л.
Гаспринский И. Каким должен быть солидно образованный мусульманин// Р.,2004.
Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения. Симферополь, 1881
Гаспринский И. Французские письма. – С.: Доля, 2003. – 154с.
Гаспринский И. Женщины / И. Гаспринский. – Бахчисарай, 1903.
15