Формирование навыка социализации школьника средствами ИКТ Семенова. текст работы
Семенова Наталья Владимировна, воспитатель начальной школы, 2014 год.
Формирование навыка социализации школьника средствами ИКТ.
Средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
Одной из важнейших задач социализации личности младших школьников в условиях реализации ФГОС является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества.
В своей воспитательной работе я ориентируюсь на конечный результат критерий сформированности социального опыта младших школьников, их роль в построении:- отношений младших школьников с педагогами и родителями, друг с другом;- морально-психологического климата в ученическом коллективе и соответствующего самочувствия обучающихся;- самочувствия детей в семье, их удовлетворённость семейными отношениями, своей позицией в семье;- самочувствия детей в учебном процессе, их удовлетворённости в отношении с учителями;- дисциплинированности, вежливости, познавательной и учебной активности обучающихся.
ЦЕЛИ:
- расширение социального опыта младших школьников на основе их реального взаимодействия со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, занятий, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций.
– помочь ученикам лучше узнать себя, развивать навык коммуникации, чувство собственного достоинства, повышать успешность, утверждать свои права в группе.
-использование ИКТ технологий для усиления восприятия детьми информации.
-использование ИКТ технологий, как продукта работы (результат деятельного подхода в воспитании)
- мотивирование детей на предстоящую совместную деятельность.
-стимулирование детей к общению, умению анализировать свои поступки и направлять свою деятельность в русло созидания идеального мира вокруг себя (в семье, школе, стране, в мире0.
Введение
Проблема социализации с каждым годом становится всё более актуальной. Сложная, стремительно меняющаяся социальная среда требует от общеобразовательного учреждения создания соответствующих условий для обучения, воспитания и развития человека разностороннего, владеющего многообразными умениями и навыками, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитывать гражданина-патриота, формировать чувство коллективизма, самостоятельность, развивать творческие способности, организовывать интересный и плодотворный досуг.
Л.В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: “Социализация - это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат” Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.- сост. Л. В. Мардакаев. М. : Изд. центр «Академия», 2002.С. 176..
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Необходимым условием социализации личности является востребованность социумом. Особую роль здесь играет организация воспитательного процесса.
Воспитание - это социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.). Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб.: Специальная литература, 1997. С. 17.
Современная школа является одним из основных агентов социализации. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка.
Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системы образования в целом. В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека , приобщения его к общечеловеческим ценностям , значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений, что говорит об особой актуальности выбранной темы.
Особенности социализации младших школьников: сущность, понятие
Моя работа направлена на то, чтобы формировать у детей такие социальные качества, как:
· Товарищество.
· Уважение к старшим.
· Доброта.
· Честность.
· Трудолюбие.
· Бережливость.
· Дисциплинированность, соблюдение порядка.
· Любознательность.
· Любовь к прекрасному.
· Стремление быть сильным, ловким.
ДЛЯ себя лично я выделила основные направления работы, всегда ориентируясь на правило, которое помогает и мне жить в обществе, и является примером для детей в общении с миром и окружающими людьми. А именно: чтобы не происходило в моей жизни, все надо использовать во благо, искать положительное в ситуациях и учиться позитивно мыслить.
Использование ИКТ технологий помогает мне в работе не только воспринимать материал бесед и занятий, но и формировать основные социальные понятия, качества, отношения детей к хорошему и плохому, к негативным проявлениям жизни и заслуживающим уважения, оценки. Так свою работу я делю на блоки:
-формирование отношений в классе.
-семья.
-школа - как второй дом с её традициями и людьми.
-забота. внимание. любовь.
-уроки доброты (отдельно- дети инвалиды)
-экологические уроки.
-проектная деятельность , как часть работы в области социализации.
-работа с книгой.
-средства ИКТ используются мною как часть работы, и как продукт. Мы создали ролики: "Что такое правила", "Проекты семьи и о семье", "Экологический театр", "Берегите природу" "Социализация детей инвалидов", "Мой город", "Не сорите в нашей школе". Привлекали к работе детей старшей школы, первоклассников.
Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.
Социализация включает и образование, и воспитание, и сверх того всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.
Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе.
Задача - чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.
Список литературы
Голованова Н.Ф., Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. - СПб.: Специальная литература, 1997.
Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. - СПб, 1998.
Невирко Д.Д. Методические основы изучения социализации личности на основе принципа минимального универсума // Личность, творчество и современность. 2000 . Вып. 3. - С. 3-11.
Пахомов В.Н. Проект "гражданин" - способ социализации подростков // Народное образование. - 2000. - №7. - С.163.
Реан А.А. Социализация личности // Хрестоматия: Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000.
Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Авт.- сост. Л. В. Мардакаев. М. : Изд. центр «Академия», 2002.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115