Рабочая программа кружка Школа докторов Здоровья


3.2. План работы кружка по предмету
учителя начальных классов
МКОУ СОШ № 19 пос. НижнезольскогоСоколовой Светланы Петровны
Программа кружка «Школа докторов Здоровья»
Для учащихся 2-4 классов
Срок реализации-1 год
Пояснительная записка:
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко «Планета здоровья», Образовательной программы МКОУ СОШ № 19 пос. Нижнезольского.
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Школа докторов Природы» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Отличительные особенности данной программы.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка. Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Цель: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
*сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
*формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
*обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
*научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
*добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Актуальность данной программы состоит в том, что основным фактором, формирующим здоровье учащегося, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие: питание, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья. Здоровье, в свою очередь, является основным фактором, определяющим эффективность обучения. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Межпредметные связи
С такими учебными дисциплинами как: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, технология, изобразительное искусство, физическая культура. Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровья.IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Данная программа строится на принципах:
Научности: в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности: определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности: определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Форма обучения
по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).основные формы занятий: викторины, игры, игра - путешествие, защита проекта, сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки, экскурсии, мероприятия, деловая и ролевая игра.Методы обучения
Предполагается обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. В занятия включены задания: игровые ситуации; оздоровительные минутки; советы для учащихся. Параллельно ведётся работа в тетрадях «Основы здоровья» Н.В.Диптан.
Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод: просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии; наблюдения; целевые прогулки.
Словесный метод: чтение стихотворений; беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; сообщение дополнительного материала;
рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод: проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; проведение экскурсии различной направленности; организация вечеров с родителями, для родителей;
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год.
1 год – 33 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут.
Программа рассчитана на детей 7 лет, реализуется за 1 год.

VI. Содержание учебного курса
Тематическое планирование. Содержание программы
1 год обучения - (33 часа)
№ Тема занятия Кол-во часов Дата
проведения
1 Советы доктора Воды. 1 2 Друзья Вода и Мыло. 1 3 Глаза – главные помощники человека. 1 4 Подвижные игры 1 5 Чтобы уши слышали. 1 6 Почему болят зубы. 1 7 Чтобы зубы были здоровыми. 1 8 Как сохранить улыбку красивой. 1 9 Подвижные игры 1 10 «Рабочие инструменты» человека. 1 11 Зачем человеку кожа 1 12 Надёжная защита организма 1 13 Если кожа повреждена 1 14 Подвижные игры 1 15 Питание – необходимое условие для жизни человека 1 16 Здоровая пища для всей семьи 1 17 Сон – лучшее лекарство 1 18 Какое настроение? 1 19 Я пришёл из школы 1 20 Подвижные игры 1 21-22 Я - ученик 2 23-24 Вредные привычки 2 25 Подвижные игры 1 26 Скелет – наша опора 1 27 Осанка – стройная спина 1 28 Если хочешь быть здоров1 29 Правила безопасности на воде 1 30-31 Подвижные игры 2 32-33 Обобщающие уроки «Доктора природы» 2 Учет знаний и умений
Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Способом проверки являются: наблюдение за внешним видом и поведением детей по приходу в школу, во время перемен, при посещении ими столовой, на уроках физкультуры; беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ; опрос на занятиях после пройденной темы, тестирование в конце года, проведение нестандартных занятий и праздников на повторение изученного за всю начальную школу; праздники «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» и «Будьте здоровы» и т.д.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса «Школа докторов Здоровья» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Школа докторов Здоровья» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Ожидаемые результаты
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Содержание занятий.
Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)
Вступительное слово учителя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».
Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)
Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.
Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)
Беседа об органах зрения. Заучивание слов. Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.
Тема 4. Подвижные игры. (1час)
Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»
Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)
Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правил сохранения слуха.
Тема 6. Почему болят зубы. (1час)
Игра «Угадай-ка!» Рассказ учителя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.
Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)
Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.
Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час)
Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.
Тема 9. «Рабочие инструменты» человека. (1час)
Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.
Тема 10. Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».
Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час)
Игра «Угадайка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ учителя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.
Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)
Беседа об органах чувств. Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест.
Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)
Рассказ учителя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»
Тема 14. Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».
Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)
Повторение правил здоровья. Заучивание слов. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».
Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час)
Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадайка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.
Тема 17. Сон – лучшее лекарство. (1час)
Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».
Тема 18. Как настроение? (1час)
Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.
Тема 19. Я пришёл из школы. (1час)
Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».
Тема 20. Подвижные игры по выбору детей. (1час)
Тема 21-22. Я – ученик. (2 часа)
Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций. Чтение и работа по содержанию рассказов М.Кунина «Федя на перемене», «В гардеробе», «В столовой».
Тема 23-24. Вредные привычки. (2 часа)
Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово учителя. Заучивание слов. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.
Тема 25. Подвижные игры. (1час)
Разучивание игр «Золотое зёрнышко», «Не зевай!», «Западня».
Тема 26. Скелет – наша опора. (1час)
Рассказ учителя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.
Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час)
Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.
Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час)
Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»
Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час)
Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.
Тема 30-31. Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа)
Тема 32-33 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)
Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.
Литература
1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2.Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
3.Борисюк О.Л. Валеологическое образование.-2002.
4.Валеологизация образовательного процесса. Мет.пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой.- Новокузнецк, 1999.
5.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
6.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
7.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 1997.
9. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
10. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
11. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
12. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.