Конспект урока по литературе на тему Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь

Тема. Рождественское путешествие Скруджа во времени и пространстве как возможность переосмыслить свою жизнь (по произведению Чарльза Диккенса «Рождественская песня в прозе»).
Цель урока: формировать умение анализировать содержание художественного произведения.
Задачи:
обучающие: проанализировать картину Рождества, созданную Ч. Диккенсом в «Рождественской песне в прозе», определить её роль в переосмыслении главным героем своей жизни; провести параллель между реальной и художественной действительностью; раскрыть причины деградации и перерождения Скруджа; 
Развивающие: развивать навыки анализа прозаического произведения, навыки внимательного чтения; развивать воображение, образное мышление учащихся; 
Воспитательные: воспитывать человечность, доброту, милосердие, умение сочувствовать.
воспитывать неприятие равнодушия и жестокости, вызвать желание делать добро.
Оборудование: презентация PowerPoint , Раздаточный материал.
 
Ход урока
Эпиграфы урока:
У каждого человека душа
не должна быть закрыта ...
Ч.Диккенс
 
Бог есть начало добра.
Н. Лесков
 
 
Организационный момент.
Раздается рождественская музыка
На фоне музыки учитель читает стихотворение
От небесного Эдема
Звезда счастья Вифлеема
Путь небесный провела.
Путь, где взрослые и дети
Познали счастье без помехи,
Без обиды, слёз и зла.
Познали счастье не в хоромах,
Не в деньгах и не в поклонах,
Не во власти, не во лжи.
А в любви и покаянии,
В бесконечном том братаньи,
Искренней святой любви.
Объявление темы и цели урока.
Работа с эпиграфом урока.
Выразительно прочитать эпиграфы, прокомментировать слова Ч. Диккенса, записать в тетради.
 
Мотивация к деятельности.
Слово учителя
Сегодня, я думаю, у нас будет не совсем обычный урок, потому что мы с вами отправимся в музей ... Но музей этот будет тоже не совсем обычный ...
Дом-музей Чарльза Диккенса, который вы видите на слайде, находится в Лондоне. Это единственный из многих домов, который до сих пор остался целым. Чарльз Диккенс поселился в нем в 1837 году вместе с женой, прожил 2 года, написал уже известные вам из вступительной статьи о писателе «Записки Пиквикского клуба» и «Приключения Оливера Твиста».
К сожалению, мы с вами не имеем возможности перенестись туда с помощью высокоскоростного современного транспорта, поэтому я предлагаю вам сегодня виртуальное посещение музея, но мы скорее будет не посетителями, а музейными работниками-собирателями материалов для экспонирования.
          Я вам сегодня предлагаю создать музейную комнату одного произведения - произведения знаменитого Чарльза Диккенса - «Рождественской песни в прозе». Материалы для ее оформления мы будем разрабатывать в течение нашего урока, а закончить работу вы сможете на следующем уроке и дома самостоятельно. Итак, отправляемся ...
Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Перед входом в любую комнату музея обычно располагают общую информацию о ней. Как вы думаете, что мы могли бы поместить на таком стенде? (Сведения об авторе, портрет, полное название произведения, его жанр)
Почему автор называет свою повесть «Рождественской песней в прозе?» (Произведение имеет такое название, потому что именно на Рождество с героем произошло важное событие.)
А почему автор указывает на то, что это «песня в прозе»? 
(- Рождество - день рождения Сына Божьего. Это - праздник, достойное воспевания, потому что оно объединяет людей. А о таких вещах лучше петь, чем говорить.
- В жизни Скруджа нет никакой мечты, ничего хорошего - только серая обыденная проза. Возможно, именно потому, что на Рождество жизни героя чудесно изменилось, будто проза стала песней, автор так назвал свое произведение.
- Песня передает лучшие, самые сокровенные, самые высокие чувства человека).
Вывод: все верно, основой любого лирического произведения является внутренний мир человека, его переживания, чувства. Именно это и является основой повести Ч. Диккенса и придает ей лирического характера.
Как построино произведение? (Произведение состоит из 5 частей, разделов, которые автор называет строфами.)
Как вы считаете, почему автор называет разделы строфами? Связано это с названием произведения? (Да, то, что разделы названы строфами, связано с названием произведения. Песня - стихотворный лирические и произведение, состоящее из строф, то есть ритмично завершенных частей.)
Изучение нового материала.
Беседа.
Кто является главным героем произведения?
Что означает его имя я? (Scrooge - в переводе с английского - скряга.)
Как в портрете героя автор отобразил его внутренние качества, внутреннее состояние?
Работа с текстом.
Найдите в тексте и зачитайте авторскую характеристику Скруджа (1 строфа).
Эвристическая бы Ёсида.
Попробуем же увидеть за этим «ледяным» человеком человека ...
Какие отношения связывали этого человека с другими людьми?
Какие книги вы бы могли разместить в нашем музее под портретом Скруджа?
Какие любимые вещи героя вы могли бы предложить для экспонирования?
Слово учителя.
Ночь накануне Рождества ... Всего три слова ... казалось бы, не так уж и много может уместиться в них ...
Рождество ( особый праздник. Мы ждем его ежегодно с надеждой на радость. В эту пору на улице горят праздничные огни, в магазинах продаются блестящие игрушки, а в наших домах готовится праздничный ужин. И когда над землей сходит рождественская звезда, а на елке зажигаются душистые свечи, всем - и взрослым, и детям - кажется, что сейчас случится чудо ...
Близкий к тексту пересказ. Попробуем вспомнить, как жители города праздновали Рождество и происходили ли такие чудеса в их жизни. (Тень Марлея, жители города, сборщики средств для бедных, племянник Скруджа, писарь и его семья, сам Скрудж).
 
Слово учителя. Наверное, в жизни каждого человека наступает время, когда он вынужден оглянуться на свой жизненный путь и задуматься над своей судьбой. Казалось, что в жизни Скруджа такой момент не наступит никогда.
Чтобы разбудить душу такого человека, нужно ЧУДО. И Диккенс создает его ...
В Рождественскую ночь Скрудж отправляется в путешествие во времени и пространстве, чтобы найти свое человеческое сердце, потому что Скрудж не всегда был жестоким и равнодушным, каким мы видим его в начале произведения ...
Следующими экспонатами нашего музея будет все, что касается удивительного путешествия Скруджа.
Беседа.
Кто подводит Скруджа к этому путешествию? (Марлей, который появляется не случайно. Он не только пугает Скруджа, но и дает ему возможность встать на путь изменений, пока еще не поздно.)
Какой мы, ориентируясь на текст, должны представить тень Марлея?
(прозрачной, через которое Скрудж хотел увидеть каменное сердце; всю обмотанной цепями, которые Марлей сам себе сковал за свою жизнь: они символизируют одиночество, жадность, жестокость, эгоизм, равнодушие к обездоленным; страшной, потому что Скрудж очень испугался ее, уставшей, поскольку она не имеет покоя в загробном мире)
Кто помогает Скруджу осуществить эту необычную путешествие во времени и пространстве? (Три Духа: Дух Прошлого Рождества, Дух Настоящего Рождества, Дух Грядущего Рождества)
Как настоящие научные сотрудники музея, попробуем собрать всю информацию об этих героях.

·Давайте зачитаем в учебниках о появлении Духа Бывшего Рождества.
Беседа по прочитанному и иллюстрациям.
Почему, по вашему мнению, художники мультфильма изображают его в виде свечи? (Свет свечи напоминает светлое прошлое Скруджа, которое еще горит в его душе, в его дальних воспоминаниях, это маленький огонек, который еще способен согреть зачерствевшую душу Скруджа)
О чем напоминает Дух Бывшего Рождества Скруджу? (О том, каким он сам был в детстве, юности и в зрелые годы.)
Какие случаи из прошлого "показывает» Дух прошлого Рождества Скруджу?
(Во-первых они отправляются в родной поселок, школу, где Эбенезер видит маленького одинокого мальчика, в котором узнает себя. Ему очень жаль этого брошенного ребенка.
После приводит его к своей маленькой сестре, и он вспоминает, какой она была мягкой к нему, как искренне она любила его.
Наконец он вспоминает Рождество в Фезивига, где Скрудж понимает, что это были лучшие годы его жизни, потому что именно там он встречается со своей невестой.)
А что помешало их семейному счастью? (Жажда обогащения)
Какие чувства появляются в душе Скруджа? (печаль, тревога, желание вернуться и хотя бы что-то изменить.)
Почему именно после встречи с невестой Скрудж хочет погасить свет Духа? (Это неприятные воспоминания, он не хочет вспоминать их: эта семья могла быть его семьей, он мог быть не одиноким.)
Так что же это за свет, который излучает Дух Бывшего Рождества, и почему его нельзя потушить? (Это воспоминания, и никакими колпаками их уже нельзя потушить.)
Настолько холодным, ледяным человеком является Скрудж? Есть ли у него шансы на другую жизнь? (Да, он имеет шансы на новую жизнь, потому что еще не все зачерствело, и об этом свидетельствуют его слезы, его скорбь по прошлому, которое уже невозможно изменить.)
Выводы
Вот мы уже и собрали всю информацию о первом путешествии и о Духе Прошлого Рождества, которая нужна нам для оформления нашей музейной комнаты. Давайте попробуем внести свои выводы в обобщающую таблицу, которая лежит у каждого из вас на столе.
(       Вспомним, какой свет излучал первый Дух? (блестящее, ослепляющее, яркое)
(       Мы уже это выяснили, а теперь запишем в таблицу, что символизирует такой яркий свет? (Воспоминания Скруджа)
(       А какие именно воспоминания? (приятные, светлые мысли, мечты)
Работа с таблицей.
Встречи Скруджа с Духами

Прошлого Рождества
Настоящего Рождества
Грядущего Рождества

свет

яркий
красный
тёмный

выводы

воспоминания:
светлые мысли, мечты
предупреждение:
одиночество
Будущее в темноте:
будущее без героя

 
Работа над содержанием 3 строфы
(       А теперь мы с вами продолжаем нашу исследовательскую работу и обращаемся ко второй путешествия.
Беседа.
Какой Дух является к Скруджу следующим? (Дух Настоящего Рождества)
Как выглядит второй Дух? (Он большой, приятной внешности. Длинные волосы и борода золотисто-каштанового цвета. И от него идет красный свет.)
Готов Скрудж к путешествию? Как это передано в тексте? (Зачитать)
Какие картины показывает Дух Настоящего Рождества? Как Скрудж реагирует на увиденное? (Празднование Рождества в семьях племянника Фреда и Боба Крачита.)
Беседа.
Что из увиденного больше всего поражает Скруджа? (Судьба маленького Тима и то, что в обоих семьях говорят тост за его здоровье.)
Почему, по вашему мнению, второй Дух излучает красный свет? (Красный - цвет предупреждения.)
(        Так что давайте и эти выводы внесем в нашу таблицу.
(        А о чем предупреждает Скруджа Дух Настоящего Рождества? (об одиночестве, о том, что он через свою злость и жестокость никому не нужен, он отталкивает людей от себя.)
 
(       А мы с вами пойдем дальше, приближаясь к встрече с последним Духом.
Беседа по содержанию 4 строфы.
Как выглядит Третий Дух? Почему?
Где побывал Скрудж? (В обедневшем, грязном районе, в лавке, в семье Крэтчита, на кладбище)
Работа с текстом. Проследите за чувствами Скруджа во время третьего путешествия. Как они меняются?
(       страх
(       грусть
(       оскорбление
Беседа
Почему Скруджу стало страшно?
Какие свои черты увидел Скрудж? (Сосредоточенность на материальных ценностях и интересах, равнодушие, жестокость и т.д.)
А Скрудж родился таким? (Конечно, нет. Эти качества являются приобретенными, и именно они стали причиной разрушения личности.)
(       А теперь снова вернемся к нашей таблице. И это будет наша последняя запись в ней.
(       Какой свет излучал Дух Грядущего Рождества? (черный, темные лучи)
(       Свидетельством чего являются такие темные цвета? (Будущее в темноте, без героя, смерть в одиночестве.)
Слово учителя.
В нашем музее я предлагаю все названные вами качества, ведущие к деградации личности, собрать в «Шкатулку человеческих пороков» (ученики записывают недостатки: сосредоточенность на материальных ценностях, на собственных интересах, равнодушие, жестокость, эгоизм, дерзость- и складывают в шкатулку).
Скрудж почувствовал потребность измениться. Давайте поможем ему назвать те качества, черты характера, которые, по вашему мнению, ему необходимы. И таким образом соберем «Шкатулку человеческих добродетелей». (Чуткость, доброжелательность, щедрость, вежливость, доверчивость, искренность, любовь, сострадание к человеку, гуманизм, милосердие.)
Проблемный вопрос.
(       А к кому нужно быть милосердным, гуманным, щедрым, отзывчивым? (Ко всем, но больше всего в нашей помощи нуждаются дети, животные, обездоленные, калеки.)
Подытожить вышесказанное мы можем словам И.Гете «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем».  Давайте с вами запишем эти слова.
Подведение итогов урока.
Слово учителя. Сегодня мы с вами, путешествуя во времени и в пространстве вместе со Скруджем и Духами, нашли и объяснили много символов, событий, но самого главного, на мой взгляд, не сказали.
(       Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите такие слова: сердце, луч, свет, дух, Рождество, любовь, милосердие, добро? (Перерождение, надежда, вера, Бог)
Вот теперь мы дошли до истины. Это произведение имеет христианскую основу. Об этом свидетельствуют даже эпиграфы к нашему уроку.
Слово учителя.   Устами Духов Диккенс показывает целую программу действий для тех, кому еще открыт путь к спасению на евангельском пути милосердия и сострадания. Можно было не даровать Скруджу путешествие и оставить все так, как оно было, но Богу не нужна смерть грешника. Для каждого есть путь к спасению. Главное - желание этот путь пройти ...
( Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли мы с вами этой цели?
ЧУДО-СПАСЕНИЕ-ДАР - основные рождественские понятия. Мы наблюдали сегодня за ЧУДОМ, которое случилось в жизни Скруджа, за тем, как он осознал необходимость своего СПАСЕНИЯ, а будет ли дан ему этот ДАР вы выясните дома, прочитав 5 строфу.
Домашнее задание.
Мы с вами сегодня создавали экспозицию для музея одного произведения - произведения великого Чарльза Диккенса, а дома я предлагаю вам продолжить работу:
Прочитать 5 строфу.
Добавить (по желанию) к стенду «Общая информация» сведения об авторе, его портрет, или что-то о нашем произведении.
Внести предложения по оформлению музея
 
Слово учителя. Желаю вам всегда делать добро. Вспоминайте о нем, творите его не только в праздники, но и каждый день. И тогда ваши души будут прекрасными.