«Системно — деятельностный подход в реализации содержания предметной области «Физика».
«Системно - деятельностный подход
в реализации содержания предметной области «Физика».
«Главная цель обучения и воспитания дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу»
К.Д. Ушинский
Вопрос чему учить и как учить – вечный. Наверное, однозначно раз и навсегда на него ответить невозможно. Невозможно потому, что меняется время, меняется ученик и учитель, меняются ценности и приоритеты, словом, меняется всё. Изменились потребности нашего общества, переосмыслены и по-новому определены цели обучения, появились новые учебники, наконец, изменился и сам ученик. Всё это заставляет переосмыслить уже накопленный опыт, найти новые приёмы, методы, технологии обучения.Как же научить ученика учиться? Что нужно сделать, чтобы он не добросовестно воспроизводил то, что было пройдено, а мог свои знания применить в жизни? У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте – вы забудете, посмотрите – вы запомните, сделайте – и вы поймёте». Значит, на уроке для ученика мы должны создать условия, при которых он действует и учится учиться: добывать знания, перерабатывать их, извлекать из них то, что нужно в конкретной ситуации, осознавать самого себя и свою работу, корректировать свои действия и, наконец, давать самооценку. Именно системно-деятельностный подход позволяет развить эти умения, так как он является основой стандартов нового поколения. Свою задачу как учителя физики я вижу в создании собственной методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. Что же представляет собой системно-деятельностный подход в обучении? Чуточку теории:
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.
Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:
1)Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Таким образом, в основе педагогических приемов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества.
Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия. Самое прекрасное в уроке – это приобретение новых знаний. Сделать данный процесс деятельностным – прямая обязанность учителя!
Практика моей работы убедила в том, что в основе любого урока физики должен лежать эксперимент, позволяющий развивать учебно-логические умения школьников. В ходе эксперимента учащиеся учатся: наблюдать, измерять, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать. Эксперимент проведенный в ходе урока становиться началом исследовательской деятельности, в ходе которой учащиеся самостоятельно приобретают знания, используют их для решения новых практических и познавательных задач, учатся ориентироваться в информационном пространстве, и продуктом их деятельности становятся исследовательские проекты.
Используя метод проектного обучения, я ставлю цель: воспитать учебную самостоятельность и превратить ученика в субъект процесса учения, заинтересованного в самоизменении и готового к нему. Метод ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности и овладение учащимися универсальных действий. Кроме того, в ходе проектной деятельности формируется детский коллектив, который живёт и работает в определённом составе в течение некоторого времени. Разумеется, лидерские качества надо воспитывать и проект предлагает альтернативу: лидерство не во имя себя, а вместе со всеми, учит работать сплочённее в небольшом коллективе (группе). При этом предложенный состав групп ребенок может корректировать, переходя из одной в другую.
Эффективность проектной деятельности достигается при условии исследования различных источников информации и грамотного обоснования собственной точки зрения на рассматриваемое явление. А результатом проекта может стать коллективная работа-презентация по исследованию замечательного открытия того или иного ученого, когда за сухими строками библиографии оживает живой человек, с которого (оказывается) можно и должно брать пример.
Применение метода проектной деятельности позволил реализовать принцип проживания учеником конкретных ситуаций, в соответствии с которым осуществляется личное принятие каждым обучающимся целей и содержания проекта и формирование личного опыта ребёнка.
Проведенное анкетирование «Участие в проектной деятельности» помогает учащимся в подготовке к будущей профессии, творческому самовыражению, желание быть успешным. В ходе проектной деятельности они приобретают следующие умения: планировать и организовывать работу, формулировать гипотезу, анализировать и сравнивать, обобщать и делать выводы. Мои ученики являются победителями и призерами олимпиад, конкурсов.
Использование прогрессивных образовательных методов есть фактор повышения профессионального мастерства учителя, находящихся в поиске ответа на вопрос: как учить так, чтобы на выходе получить компетентного выпускника, способного к профессиональному самоопределению, к жизни с людьми других культур, языков, религий.
Формированию компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности и социально - групповой деятельности способствует цепочка мотивационного аспекта: вера в успех, вдохновение, интерес, внутренний мотив (самоутверждение, саморазвитие, самосовершенствование). Чтобы обучение становилось эффективным, а учение социально - значимым для самих учеников, на уроках в 7-8 классах ученикам даю заведомо легкое задание I уровня, а когда ученики обретают уверенность в своих силах, предлагаю задания II и III уровня сложности.
В результате у обучающихся крепнет вера в собственные силы, формируется стойкая положительная мотивация к самостоятельной работе.
Основным приоритетным направлением в обучении старшеклассников остается развитие критического мышления. Необходимость в нем продиктована сегодняшним временем: уметь быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, уметь осмыслить и применить полученную информацию.
Развитие критического мышления ориентировано на выработку таких качеств личности, как рефлективность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Вывод: системно-деятельностный подход становится эффективным, когда учителю удаётся перевести собственную цель - "научить ребёнка" в собственную цель ученика - "научиться".
Системно-деятельностный подход в обучении физике отводит ученику роль не объекта, а субъекта учебного процесса и способствует формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций. Нет неспособных учеников, есть непродуманные средства воздействия на ученика.
Из сказанного видно, что системно-деятельностный подход реально приходит в образование, с его помощью мы решим такой сложный вопрос, как научить учиться. И хотя подготовка к таким урокам, несомненно, занимает больше времени, но результат оправдывает средства, ведь именно на таких уроках развивается и воспитывается личность, способная к самостоятельной творческой деятельности, развивается теоретическое мышление, информационные и коммуникативные компетентности, т.е. те качества личности, которые отвечают требованиям информационного общества. Не смотря на то, что вопросы чему и как учить – вечны. Я поняла, что системно – деятельностей подход в обучении является оптимальным, результаты оправдывают, а образовательный процесс отвечает требованиям нашего стремительно развивающегося общества.
Тот знает достаточно, кто знает, как научиться. Г. Адамс
Учитель физики Л.Н.БольшаковаМБОУ «Школа №87» г.Ростова-на-Дону.