«Изучение влияния средств физического воспитания на коррекцию психофизических недостатков»


«Изучение влияния средств физического воспитания на коррекцию психофизических недостатков» ЗАЙНУТДИНОВАИЛЬМИРАИНДУСОВНА Объект исследованияПроцесс психомышечной тренировки младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Предмет исследования Влияние психомышечной тренировки на показатели физического и психического состояния детей интеллектуальной недостаточностью. Цель исследования Проверить эффективность использования психомышечной тренировки в физическом воспитании младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. 1.Проанализировать формы физкультурно-оздоровительной работы, используемых в процессе физического воспитания в физическом воспитании младших школьников коррекционной школы VIII вида. 2.Исследовать показатели физической подготовленности младших школьников коррекционной школы VIII вида. 3.Исследовать координационную функцию нервной системы, скорость движений и уровень развития координации кисти руки. 4.Внедрить ПМТ в занятия ЛФК и проверить ее эффективность.. Задачи исследования психомышечная тренировка, включаемая в занятия лечебной физкультуры, эффективно влияет на показатели физического и психического состояния детей с интеллектуальной недостаточностью. Гипотеза исследования Методы исследования 1 Анализ литературных источников.2 Метод педагогического наблюдения.3 Метод тестирования.4 Метод педагогического эксперимента.5 Метод математической статистики.Организация исследования Исследование проводилось в ГБС(К)ОУ «Актюбинская специальная (коррекционная) школа-интернат VIIIвида. В экспериментальную и контрольную группы вошли школьники 4-х классов (в количестве 24 учеников - по 12 человек в каждой группе). В экспериментальной группе на занятиях ЛФК включалась психомышечная тренировка. В контрольной группе проводились традиционные занятия по ЛФК. Обучить детей приемам мышечной релаксации (расслаблению мышц) и элементам самовнушения.Умение расслаблять мышцы – очень важно. Расслабление мышц связано с ощущением отдыха и умиротворения, что имеет огромное значение для профилактики переутомления, неврозов. Поэтому назначение ПМТ – предупреждение и снятие физического и психического утомления. Поскольку дети не умеют произвольно расслаблять мышцы, ПМТ построена на основе вспомогательных приемов, облегчающих детям достижение выраженного расслабления мышц (достижение расслабления через контраст с напряжением, привлечение на помощь мышцам контролируемого дыхания), а также содержит простейшие формулы самовнушения покоя, положительных прием состоит в достижении расслабления через контраст с напряжением. Так, например, ребенок медленно сжимает пальцы в кулак, напрягая мышцы рук, задерживает такое напряжение на 2-4 секунды, а затем быстро сбрасывает его и прислушивается к ощущению растекающегося от плеч к пальцам расслабления. Чтобы ребенок лучше запомнил ощущение мышечного расслабления такое упражнение повторяется несколько (3-6) раз подряд.Второй вспомогательный прием состоит в привлечении на помощь мышцам контролируемого дыхания. Делается это так. Одновременно с напряжением мышц производится вдох средней глубины, после чего дыхание задерживается на те же 2-4 секунды. Сразу же вместе со сбросом мышечного напряжения начинается замедленный выдох, на фоне которого расслабление ощущается более отчетливо. ПОНЯТИЯ ПМТ Изменение показателей физической подготовленности детей экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп и их совпадение с возрастной нормой показатели группы норма до эксперимента после эксперимента прирост в % tр разница до экспер % После экспер% Бег 30 м. ЭГ 6,5 7,40+0,49 6,82+0,45*^ 7,8 3,5 13,8 4,9 КГ 7,36+0,57 7,20+0,49 2,1 2,0 13,2 10,7 Прыжки в длину ЭГ 120,4 98,6+11,8 110,9+7,8*^ 11,4 4,7 18,1 7,8 КГ 97,7+12,2 103+11,4 5,4 2,35 18,8 14,4 Метание правой ЭГ 9,4 6,1+0,79 7,4+0,89*^ 15,3 5,65 35,1 21,2 КГ 6,04+0,74 6,7+0,77 7,2 3,0 35,7 28,7 Челночный бег ЭГ 11,0 11,76+0,47 11,14+0,33*^ 7,9 3,83 6,9 1,2 КГ 11,70+0,53 11,49+0,30 3,6 2,51 6,3 4,4 Рис. 2 Изменение показателей физической подготовленности младших школьников коррекционной школы VIII вида экспериментальной и контрольной групп после эксперимента Рис. 1 Динамика результатов пробы Ромберга 2 (сек.) в экспериментальной и контрольной группах в начале и в конце эксперимента Рис. 2. Показатели уровней пробы Ромберга (%) в экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента Рис. 3. Показатели уровней пробы Ромберга (%) в контрольной группе в начале и в конце эксперимента Рис. 4. Динамика результатов теста «Змейка» (баллы) экспериментальной и контрольной группах в начале и в конце эксперимента Рис. 5. Показатели уровней теста «Змейка» (%) в экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента Рис. 6. Показатели уровней теста «Змейка» (%) в контрольной группе в начале и в конце эксперимента 1.Физическое развитие детей с умственной недостаточностью характеризуется сниженным уровнем ряда физических качеств: координационных, скоростно-координационных, скоростно-силовых (в разных видах метания на дальность), а также координации движений обеих рук, мелкой моторики кистей и пальцев рук. Наиболее низкие показатели проявились в тестах характеризующих развитие силы рук и плечевого пояса, а также равновесия. 2. Анализ литературы и проведенные исследования показали, что различия в показателях физической подготовленности детей с умственной недостаточностью в большей степени обусловлены не половым диморфизмом, а характером, видом, степенью умственной недостаточности и наличием вторичных отклонений в развитии ребенка. ВЫВОДЫ 3.Структура комплекса ПМТ:1).Введение в игру.2). Физическая разминка, состоящая из игровых упражнений на смену напряжения – расслабления мышц.3). Отдых с использованием словесных формул самовнушения покоя, отдыха.4). Тонизация с использованием словесных формул самовнушения активности, бодрости, хорошего настроения 5. Определяя уровни пробы Ромберга 2 в конце эксперимента выявлено, в экспериментальной группе у 46% детей - низкий уровень, у 46% - средний, у 8% высокий уровень, в контрольной группе у 84% - низкий, у 16% - средний, высокий уровень не выявлен.Следовательно, мы наблюдаем, что в период с начала до конца эксперимента в пробе Ромберга 2 в экспериментальной группе произошли изменения в лучшую сторону: у 30% детей повысился с низкого до среднего, у 8% со среднего до высокого уровня. В то время как в контрольной группе наблюдаются ухудшение этих показателей у 8% со среднего уровня до низкого.6. По тесту «Змейка» у экспериментальной группы в конце эксперимента наблюдается улучшение результатов у 69% детей - высокий уровень, у 23% - выше среднего, у 8% - средний, в контрольной группе у 8% детей - высокий (не изменился), у 54% - выше среднего, у 38% - средний, показатель уровней ниже среднего и низкий уровень в обеих группах не выявлен. Следовательно, мы наблюдаем, что в экспериментальной группе резкое повышение процента высокого уровня - у 46% детей, уменьшение среднего у 8%, а в контрольной повышение процента среднего уровня у 8%, понижение низкого у 8%. «Изучение влияния средств физического воспитания на коррекцию психофизических недостатков»СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!