Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений
Г(Б)СКОУ школа интернат VIII вида ст. Родниковская
Доклад по теме:
Здоровьесберегающие мероприятия в
системе коррекции речевых нарушений.
Учитель-логопед Ковалевская Елена Павловна
Включение инновационных здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а также делать занятия более интересными и необычными. Применение фито- и ароматерапии, оздоровительного массажа, упражнений, направленных на развитие физиологического дыхания, представляет собой новные качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения.
В коррекционно-логопедической работе используются разнообразные технологии: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимические упражнения, маееаж и самомассаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук и др. Здоровьесберегающие технологии (игро-, музыко-, фито- и ароматерапия и др.) внедряются только под контролем врача или медицинской сестры и с согласия родителей.
Особое внимание в работе с детьми уделяется фито- и ароматерапии.
Фитотерапия эффективное лечение с помощью лекарственных растений при различных речевых нарушениях для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, астенического синдрома.
Ароматерапия предназначена для профилактики, лечения и реабилитации, основана на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел в природных концентрациях.
Естественные натуральные растительные средства нетоксичны, не обладают побочными эффектами. Действие фито- и аромапрепаратов ни в коем случае нельзя назвать кардинальным, так как положительные изменения происходят мягко, постепенно. Правильное, систематическое, регулярное применение этих средств улучшает состояние здоровья, но для этого нужны терпение и упорство.
Согласно рекомендациям М.Н. Кузнецовой при использовании эфирных масел и лекарственных трав необходимо предварительно изучить их свойства и действенность при различных состояниях, правила, способы и методы их применения, а также индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому после тщательного анализа медицинских карт детей, проведения бесед с родителями (уточнения индивидуальной непереносимости какого-либо препарата, аллергии на мед, цитрусовые, сладкое и т.д.) составляется паспорт здоровья каждого ребенка и всей группы с указанием противопоказаний к применению фитотерапии. '
Эффективно использование фито- и ароматерапии в артикуляционной гимнастике - очень важной части процесса коррекции речи. Традиционные артикуляционные упражнения помогают развивать достаточную подвижность органов артикуляционного аппарата, особенно это необходимо при дизартрии.
Работа по развитию артикуляционного праксиса начинается с уточнения названий артикуляционных органов и их частей. Для формирования ощущения кончика, спинки, корня и боковых краев языка используются тактильная стимуляция, опора на вкусовые ощущения (например, такие приемы, как капнуть на кончик языка сок, фиточай, мед, положить кусочек апельсина).
Для укрепления вялого, слабого кончика языка (при пониженном мышечном тонусе п артикуляционной мускулатуре) детям предлагается удерживать и перекатывать языком у альвеол круглую конфетку, кусочек прополиса. При выполнении упражнений «Квадратик», «Чашечка» можно предложить «обнять» конфету губами, запомнить это положение губ (при сомкнутых зубах), а затем убрать ее. Положение губ должно остаться прежним.Эти упражнения используются также при постановке шипящих звуков, звуков [р], [л].
Артикуляционная гимнастика на основе непроизвольных движений особенно важна для дизартриков. К примеру, при выполнении упражнения «Вкусное варенье» нужно поместить каплю меда или варенья на верхнюю губу ребенка, который должен слизнуть ее языком без помощи губ. В качестве средства в борьбе со слюнотечением рекомендуется на высунутый язык ребенка капнуть из пипетки каплю фиточая, а затем предложить проглотить отвар.
Систематическое проведение оздоровительного массажа улучшает функцию рецепторов проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Комплексы массажа составляются индивидуально для каждого ребенка с учетом характера нарушений произношения. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.
Самомассаж лица желательно проводить в игровой форме, способствующей преодолению амимии у дизартриков. Детям предлагается «нарисовать» на своем лице Деда Мороза, Снеговика, перевоплотиться в плюшевых мишек. Обучив детей приемам самомассажа на индивидуальных занятиях, можно переходить к сеансам с подгруппой.
Варианты упражнений
Ты, мороз...
Ты, мороз, мороз, мороз,
(Дети поглаживают лоб ладонями.)
Не показывай свой нос!
(Растирают нос.)
Уходи скорей домой,
(Растирают щеки ладонями).
Вьюгу уноси с собой.
(Растирают носогубный треугольник).
Носик, носик...
Носик, носик!
(Проводят 4 раза кулачками по крыльям носа.)
Где ты, носик?
Лобик, лобик!
Где ты, лобик?
(Поглаживают 4 раза пальцами лоб.)
Щечка, щечка!
(Поглаживают 4 раза пальцами щеки.)
Где ты, щечка?
Будет чистенькая дочка,
(Поглаживают ладонями шею.)
Будет чистенький сынок
(Растирают ладонями уши.)
И котенок малышок.
(Трут ладони друг о друга.)
Самомассаж языка важен для расслабления его мышц, губ (особенно для дизартриков с повышенным мышечным тонусом в спастической форме). Детям предлагается погладить язык губами, зубами, пошлепать губами, покусать зубами.
При выполнении массажа для кистей рук используется нестандартное оборудование, приведенное ниже.
1. Массажные спиральки, киндер-сюрпризы
Дружба
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Дети 3 раза растирают ладони с вытянутыми пальцами.)
Мы с вами подружимся,
Маленькие пальчики.
(Растирают пальцы, начиная ( большого, правой рукой, затем левой.)
Один, два, три, четыре, пять снова будем повторять..
2.Махровая перчатка
Доктор Айболит
Добрый доктор Айболит,
(Дети массируют тыльную сторону ладони.)
Он Мышонку говорит:
Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и Хрюшки,
Зайцы и Тигрята,
Мышата и Котята.
Посмотрело солнце вниз
Раскрывают напряженные пальцы и опускают.
Все на праздник собрались!
Шевелят каждым пальцем.
3 Вода с морской солью
Дождик
Стало солнце пригревать,
Дети поднимают ладони.
Стали капельки стучать:
Капля раз,
Капля два,
Капля медленно сперва.
Ударяют указательным пальцем правой руки по ладони левой.
Поскорее, поскорее,
Все быстрее и быстрее,
Хлопают правой ладонью по левой,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Побежали ручейки,
Их попробуй догони
Быстро «бегут» пальчиками.
4.Шишки, каштаны, желуди
Дары леса
В руку шишку ты возьми,
На ладошку положи.
Покрути и поверти,
Дети 3 раза растирают ладони с вытянутыми пальцами.
Каждый пальчик разотри.
Растирают пальцы, начиная с большого, правой рукой, затем левой.
Пальцы будут сильными,
Буквы все красивыми.
5.Массажные колечки для пальцев (су-джок)
Сад
Палец толстый и большой
Дети массируют большой палец.
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Массируют указательный палец.
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
Массируют средний палец.
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает
Массируют безымянный палец.
А мизинчик господинчик
Массируют мизинец.
В землю косточки сажает.
6«Сухой бассейн» (пробки, крышки, крупа, каштаны)
Черепаха
Шла купаться Черепаха
Дети «ходят» пальцами по поверхности.
И кусала всех от страха.
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Выполняют хватательные движения пальцами.
Никого я не боюсь.
Черепаха дом ходячий!
Голову под панцирь прячет. К
репкий панцирь у нее
И защита и жилье.
Сжимают и разжимают пальцы с захватом крупы, шишек.
7.Маленькие шарики
Шарик
Шарик в руки ты возьми,
На ладошке подержи.
Дети массируют ладони круговыми движениями.
Покрутили, повертели
И песенку запели:
Ля-ля-ля.
Прокатывают шарик между подушечками пальцев.
8.«Пианино» (коробочка с бобами, фасолью, горохом).
Дети поют гласные звуки (а-о-у-ы-и), нажимая на «клавиши».
В коррекции речевых нарушений очень важна система дыхательных упражнений.
Упражнения на развитие физиологического дыхания со здоровьесберегающим сопровождением
1.Вдох и выдох носом (при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю).
Цель: развивать глу бокий носовой вдох.
Контроль: к носовым ходам приставляются ватка, зеркало, полоски бумаги. Начинать с трех раз постепенно доводя до десяти.
Упражнения: «Узнай цветок», «Узнай ягоду», «Узнай овощ, фрукт», «Узнай, чем пахнет» (пакетики с ромашкой, эвкалиптом) дыхательное упражнение аромалампой.
.Вдох и выдох ртом.
Цель: развивать ротовой выдох.
Упражнения: «Надуй резиновую игрушку» вдыхать ртом при закрытом носе плавно выдыхать через рот
«Что мы делали не скажем, а что делали покажем» лепить снежную бабу, подышать на руки (согреть их).
«Приготовление к празднику» надуть шары, нарубить дрова (руки вверх вдох, наклон вперед выдох).
«Трубочки», «Подуй в водичку», «Водичка играет», «Мыльные пузыри», «У кого больше шарик».
3. Вдох ртом, выдох носом.
Цель: развивать активный выдох.
Упражнения: «Мишкаспит», «Аптека здоровья» (выдаются мешочки с травой перед сном).
4. Вдох носом, выдох ртом.
Цель: развивать активный выдох.
Игра с водой (дети дуют на бумажные и пластмассовые игрушки в воде).
Упражнения: «Капитаны» произносить «ф-ф-ф», при порывистом ветре: «п-п-п», свежем ветре: «с-с-с», южном «ш-ш-ш».
15