Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 3 класса УМК Начальная школа 21 века
Рабочая программа по окружающему миру
3 класс УМК «Начальная школа 21 века»
Содержание рабочей программы
по окружающему миру
1. Пояснительная записка
1.1. Учебно-методическое обеспечение предмета.
1.2. Общая характеристика учебного предмета.
1.3. Структура курса.
2. Содержание учебного предмета.
3. Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру в третьем классе.
4. Учебно – тематическое планирование.
5. Календарно-тематическое планирование по предмету.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой. (Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1-4 классы/Н.Ф. Виноградова. - М.:Вентана - Граф, 2012) Данная программа соответствует основным положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учебному плану МБОУ СОШ № 48 на 2014-2015 учебный год.
Программа рассчитана на 68 часов.
Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Таким образом, изучение окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и
школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля
и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять
учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности,
понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1.Принцип интеграции соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей природоведческие, географические, гигиенические,
психологические, исторические и др.
2.Педоцентрическийпринцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу
«Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной
экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов
в основной школе.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю.
2. Cодержание программы
3 класс (68 ч)
Введение (1 ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятии «историческое время»;
различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Земля наш общий дом (10 ч)
Солнечная система. Солнце звезда. Земля планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Изображение Земли. Глобус модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты.
Карта России.
Условия жизни на Земле. Солнце источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух смесь газов. Охрана воздуха.
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).
различать географическую и историческую карты;
анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли (11 ч)
Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
характеризовать значение растений для жизни;
различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
проводить несложные опыты по размножению растений;
приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Бактерии (1 ч)
Грибы (1 ч)
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
объяснять отличия грибов от растений;
различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли (11 ч)
Животные часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей. Как человек одомашнил животных.
Универсальные учебные действия:
характеризовать роль животных в природе;
приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
составлять описательный рассказ о животных разных классов;
составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных:
перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи). Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия:
воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы. Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения»,«крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
называть древние города, описывать их достопримечательности;
ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
3. Планируемые результаты обучения
окружающему миру в третьем классе
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
характеризовать условия жизни на Земле;
устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
описывать свойства воды (воздуха);
различать растения разных видов, описывать их;
объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
объяснять отличия грибов от растений;
характеризовать животное как организм;
устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
составлять описательный рассказ о животном;
приводить примеры (конструировать) цепи питания;
характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разных эпох;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб,
условные обозначения на карте;
приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
проводить несложные опыты по размножению растений.
проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
4. Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
1
Введение
2 ч
2
Земля наш общий дом
7 ч
3
Человек изучает Землю
3 ч
4
Царства природы (бактерии, грибы, растения, животные)
27 ч
5
Наша Родина: от Руси до России
5 ч
6
Как люди в старину жили
8 ч
7
Как трудились люди в старину
16 ч
Итого:
68 ч
Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир 3 класс
№
Дата проведения
Тема урока
Требования к уровню подготовки учащихся
УУД
Деятельность учащихся
Вид контроля
Домашнее задание
1.
01.09
Где ты живёшь.
Когда ты живёшь.
Счёт лет в истории
Знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес; познавательная инициатива; выведение следствий; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия.
Текущий
С.8-10, т.с.3
2.
03.09
Природные тела и природные явления. Солнце тело неживой природы
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
Уметь различать объекты живой и неживой природы
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде докладов и рефератов.
С.11-17, т.с.4-5
3.
08.09
Земля планета жизни. Условия жизни на Земле
Знать форму и размер Земли;
– основные условия жизни на Земле;
– причины смены дня и ночи;
– причины смены времен года;
– как охранять природные богатства
С.18-22, т.с.8
4.
10.09
Земля планета жизни. Условия жизни на Земле
С.23-26, доклад об источнике пресной воды
5.
15.09
Земля планета жизни. Условия жизни на Земле
С.27-32, т.с.12
6.
17.09
Как изображают Землю.
План и карта
Уметь пользоваться географической картой и глобусом
С.34-40, т.с.13-17
7.
22.09
Как изображают Землю.
План и карта
С.40-44, т.с.18-20
8.
24.09
Бактерии
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение грибов и бактерий в природе и в жизни человека
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде творческих работ.
С.46-48, т.с.22
9.
29.09
Грибы
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
С.49-53, т.с.23
10.
01.10
Растения встречаются повсюду. Если
бы на Земле не
было растений...
Знать общие условия для жизни живых организмов
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; оценивать воздействие человека на природу; выполнять правила поведения в природе; найти дополнительную информацию о растениях родного края, страны.
Знать признаки растения как живого организма
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес.
Текущий
С.54-58, т.с.24-25
11.
06.10
Растения встречаются повсюду. Если
бы на Земле не
было растений...
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес.
Текущий
Т.с.26-28
12.
08.10
Разнообразие растений на Земле
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Тематический
С.59-67
13.
13.10
Растения – живые существа (организмы)
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Текущий
С.68-70,Т.с.29-30
14.
15.10
Растения – живые существа(организмы)
Текущий
С.70-74
15.
20.10
Растения – живые существа(организмы)
Текущий
с.74-76
16.
22.10
Распространение плодов и семян
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес; познавательная инициатива; выведение следствий; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия.
Текущий
С.76-78
17.
27.10
Размножение растений
Знать, как размножаются растения
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Текущий
С.78-83
18.
29.10
Как возникло земледелие. Хлеб всему голова
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес; познавательная инициатива; выведение следствий; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия.
Текущий
С.84-87
19.
10.11
Красная книга
России
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес; познавательная инициатива; выведение следствий; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия.
Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде докладов и рефератов.
С.88-94
20.
12.11
Роль животных в природе
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес; познавательная инициатива; выведение следствий; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия.
Текущий
С.95-97
21.
17.11
Разнообразие животных
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными, оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Текущий
С.98-99, т.с.37
22.
19.11
Животные – живые тела (организмы)
Знать об особенностях питания разных животных
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес; познавательная инициатива; выведение следствий; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия.
Текущий
С.100
23.
24.11
Животные – живые тела (организмы)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес; познавательная инициатива; выведение следствий; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия.
Текущий
С.102-103
24.
26.11
Животные – живые тела (организмы)
Текущий
С.104-106
25.
01.12
Животные – живые тела (организмы)
Текущий
С.107-109
26.
03.12
Поведение животных
Знать особенности поведения животных
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Контроль и учёт знаний в виде тестовой работы.
27.
08.12
Беспозвоночные животные
Знать признаки беспозвоночных и позвоночных животных.
- условия, необходимые для жизни животных;
- способы размножения животных;
- способы приспосабливания животных к условиям жизни;
- правила поведения человека в природе;
Уметь различать группы животных по особенностям их внешнего строения
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес
Текущий
С.110-116
28.
10.12
Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Текущий
С.117-123
29.
15.12
Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
Текущий
С.124-129
30.
17.12
Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
Текущий
С.129-132
31.
22.12
Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся
Текущий
С.133-138
32.
24.12
Природное сообщество
познавательные:
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Текущий
С.139-144
33.
Животные и человек
Уметь различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес.
Текущий
С.145-146
34.
Животные и человек. О заповедниках.
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Текущий
С.147-153
35.
Древняя Русь. Восточнославянские племена
Знать название родной страны и ее столицы; государственную символику России;
- кто такие славяне
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес.
Текущий
С.6-11, т.с.4
36.
Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси
Знать наиболее важные события древнерусской истории
Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес; познавательная инициатива; выведение следствий; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия.
Текущий
С.12-17, т.с.5
37.
Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси
Текущий
С.17-21, т.с.6
38.
Как Москва стала столицей. Иван Грозный
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране
Текущий
С.22-25, т.с.7
39.
Пётр I Великий император России
Знать наиболее важные события в истории России эпохи Петра I
Текущий
С.26-32
40.
Екатерина II Великая
Знать наиболее важные события в истории России эпохи Екатерины II Великой
Текущий
С32-34
41.
Император Николай II
Знать наиболее важные события в истории России эпохи Императора Николая II
Текущий
С.34-36, т.с.8
42.
Советская Россия. СССР. Российская Федерация.
Знать наиболее важные события в истории России XX века
Текущий
С.37-38, т.с.9
43.
Из истории имён
Что отражают имя,
отчество и фамилия
человека. Как рождались имена и фамилии
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Контроль и учёт знаний в виде тестовой работы.
С.40-45, т.с.9
44.
Как выглядели
наши предки
Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека
Уметь описывать вооружение славян
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
Текущий
С.46-48, т.с.10
45.
Как в старину трудились и защищали Родину. Какими были наши предки
Знать, как изготавливали одежду;
- как изготавливали обувь;
- традиции славян
Текущий
С.49-52, т.с.11
46.
Как в старину трудились и защищали Родину. Какими были наши предки
Текущий
С.52-55, т.с.12
47.
Какие предметы окружали русских людей
Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека;
- давать характеристику быта русских людей
С.56-64, т.с.13
48.
Какие предметы окружали русских людей
С.65-76, т.с.14
49.
Русская трапеза
Знать традиции русской трапезы в разные исторические времена
С.77-80, т.с.15
50.
Русская трапеза
С.81-83
51.
Во что верили славяне
Знать, во что верили славяне
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания; учебно-познавательный интерес; познавательная инициатива; выведение следствий; самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия.
Тематический
С.84-89т.с.16
52.
Во что верили славяне
С.90-96,т.с.17
53.
Что создавалось трудом крестьянина
Знать название нашей страны и ее столицы.
Уметь показывать на карте некоторые города России; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Контроль и учёт знаний в виде тестовой работы.
С.98-105, т.с.18-19
54.
Труд крепостных крестьян
Знать, кто такие крестьяне и помещики;
- что такое крепостное право
Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде творческих работ.
С.106-108, т.с.20
55.
Что такое ремесло.
Что создавалось трудом ремесленника. Ремёсла в России
Знать что такое ремесло; чем занимались ремесленники
Учебно-познавательная мотивация; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
познавательные:
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- учиться понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха
Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде докладов и рефератов.
С.109-112, т.с.20
56.
Что такое ремесло.
Что создавалось трудом ремесленника. Ремёсла в России
С.113-115 реферат о народной игрушке
57.
Что такое ремесло.
Что создавалось трудом ремесленника. Ремёсла в России
Текущий
С.116-117,т.с.21
58.
О гончарном
ремесле
Знать, что такое гончарный круг
Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде творческих работ.
С.117-118
59.
О труде ткачей
Знать, что такое веретено, прялка, ткацкий станок
С.119-121
60.
Русские оружейники
Знать, что такое оружейное мастерство
С.121-125
61.
Что создавалось трудом рабочего.
Первые российские мануфактуры
Знать что такое фабрика, завод;
- кто такие капиталисты, рабочие;
- что такое торговля; для чего нужны деньги
Тематический
С.126, т.с.22-23
62.
Что создавалось трудом рабочего.
Первые российские мануфактуры
Контроль и учёт знаний в виде тестовой работы.
С.127, т.с.24-25
63.
Железные дороги в России
Знать, когда появились первые железные дороги
регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
С.128-130,
64.
Первые пароходы
Знать наиболее важные изобретения человека
С.131-134
65.
Автомобилестроение в России
Знать историю изобретения первого автомобиля
Контроль и учёт знаний учащихся по данным темам в виде докладов и рефератов.
С.135-138, т.с.25
66.
Самолётостроение в России
Знать историю изобретения первого самолета
С.139-143
67.
Время космических
полётов
Знать историю первых космических полетов;
- первых космонавтов
коммуникативные
- учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
-учиться конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества
Тематический
С.144-148
68.
Повторение
Выполнение тестовых заданий по всему курсу 3 класса. Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Структурирование знаний; регулятивные и коммуникативные действия; обобщение, классификация, аналогия
Контроль в виде тестовых заданий
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915