РП и КТП по предмету Технология для 4 класса по УМК Начальная школа 21 века
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕМИБУГРОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю Руководитель МО учителей Заместитель директора по УМР Директор МБОУ «Семибугровская ООШ»
начальных классов МБОУ «Семибугровская ООШ» ___________ /Ибрагимова Р.С./ _______ / Доштамбаева И.Ж./ __________ / Кравцова Е.Н./ Протокол № __ от « ___» _____________2014г. « _____» _____________ 2014г. Приказ № ___ от «____» ___________2014г.
Рабочая программа по технологии (труд)
УМК «Начальная школа 21 века»
Класс 4 «а»
Предмет технология (труд)
Количество часов по учебному плану 34
Количество уроков в неделю 1
Планирование составлено в соответствии со сборником программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века», - 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана –Граф, 2013.-176 с. Учебник: Авторы: Е. А. Лутцева: 4 класс: – М. : Вентана-Граф, 2014г.
Составитель рабочей учебной программы: Шудирова Л.Т.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)
- авторской программы «Технология» Е.А.Лутцевой (Лутцева Е.А.Технология : программа: 1-4 классы /Е.А. Лутцева. - М.:Вентана - Граф, 2012) - федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характеристикой этого учебного предмета, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки, органичным образом реализуется обучение учащихся проектной деятельности, которая особенно способствует развитию творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, дает возможность почувствовать себя в разных ролях (руководитель, исполнитель и др.). Она предполагает включение учащихся в активную познавательную деятельность от идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии) до его практической реализации.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты. Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико-технологической картины мира, т. е. технологические знания и умения как в узком, так и в широком смысле. В начальной школе в узком смысле это первоначальные обобщенные знания о технологии и технике, о рациональной организации труда, мире профессий, а в широком смысле — это представления не только о результатах научно-технического прогресса, но и о духовно-культурной среде, также созданной мыслью и руками человека-творца. Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности (в доступных этому возрасту видах труда), направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различного рода источниками информации для решения различных насущных проблем.
Курс “Технология. Ступеньки к мастерству” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Общие закономерности, лежащие в основе любого вида человеческой деятельности, являются сутью понятия “технологичность” и “технология” и отражаются в отдельных видах этой деятельности с присущим им спецификой, особенностями, делающими их уникальными. Главная задача курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идет через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути ее решения, выбирать один из них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира.
В связи с этим задачами курса являются:
• развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);• воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
• овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
• расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что практико - ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
В 3 классе освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой – проект.
Особенностью организации учебного процесса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.
Для обеспечения качества практических работ (предметные результаты обучения) предусмотрено выполнение пробных поисковых, тренировочных упражнений, направленных на освоение необходимых технологических приемов и операций, открытие конструктивных особенностей изделий.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих. Дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих качеств личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Эта деятельность предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
полнота и правильность ответа,
соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам,
аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.Санитарные нормы предписывают:
На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длится весь урок.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для учащихся 2-3-х – 5 – 7 минут, 4-х – 10 минут, а при работе с деревом и проволокой – не более 4 – 5 минут.
Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная. Репродуктивно осваиваются только технологические приемы и способы.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.
1.Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия включает информационно-познавательную и практическую части построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах неполучения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда.
2. Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.
Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Конструирование и моделирование.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Данная программа обеспечивает достижение необходимых предметных и метапредметных результатов курса, заложенных в ФГОС НОО.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ».
Ученик научится: *узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
*соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой); *читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
*выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
*подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
*выполнять рицовку;
*оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
*находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
*решать доступные технологические задачи; *конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
*изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
*выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции; * включать и выключать компьютер;
*пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
*выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками(открывать, читать);
*работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами),готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания;
самостоятельно:
*анализировать предложенное учебное задание, выделять известное и находить проблему, искать практическое решение выделенной проблемы;
*обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания или замысла творческого проекта в единстве
требований полезности, прочности, эстетичности;
*выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему;
с помощью учителя:
формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы
учебных проблем;
*выдвигать возможные способы их решения; * коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; *соблюдать последовательность выполнения разметки разверток и выполнять ее с помощью контрольно-измерительных инструментов; *выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж; *изменять конструкцию изделия по заданным условиям; *подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий; *осуществлять перевалку и пересадку растений; *выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста; *собирать простейшую электрическую цепь и проверять ее действие.
Ученик получит возможность научиться:
находить информацию из других источников:
*о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный);
*о качествах человека - созидателя;
*о производительности труда (не называя понятие);
*о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;
*о способах получения искусственных и синтетических материалов;
* передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;
* понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток, электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка;в процессе практической работы н узнавать:
*что древесина не только природный материал, но и сырьё для получения искусственных материалов;
*названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (например, бумага, металлы, ткани);
*простейшие способы достижения прочности конструкций;
*последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно - измерительных инструментов;
*линии чертежа (осевая и центровая);
*правила безопасности работы канцелярским ножом;
*косую строчку, её варианты и назначений;
*агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений;
*размножение растений отпрысками и делением куста;
*назначение технологических машин;
*несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способах передачи информации (из реального окружения уч-ся);
*основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы, правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;
*профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ».
У четвероклассника должны формироваться умения:
Регулятивные УУД
* совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
*совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
*совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
*самостоятельно выполнять пробные поисковые действия(упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
*коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
*осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
*выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
*с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
*открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
*преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
*учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
*слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
*уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
*уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ».
У четвероклассника продолжат формироваться умения:
*отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
*проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
*испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
*принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
*опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско -технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла; *объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера; *понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям.
1.Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.
Линия включает информационно-познавательную и практическую части построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах неполучения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п.Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются технологические операции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда.
2. Из истории технологии.
Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.
Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремесел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Дается также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3.Конструирование и моделирование.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
5.Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование метапредметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего периода обучения.
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч)
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья
до начала ХХ в. Использование человеком энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества. Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).
Гармония предметов и окружающей среды -соответствие предмета(изделия) обстановке.
Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.
Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.
Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).
Самообслуживание —правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч)
Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.
Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Линии чертежа(осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм(достраивание элементов).
Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами.3.Конструирование и моделирование (5 ч)
Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов.
Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.
Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровойдвигатель.
4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч)
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.
Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся при освоении курса «Технология» в третьем классе носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок. Текущая оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертежные инструменты. Учитель дополнительно наблюдает динамику личностных изменений каждого ребенка.
НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ.
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
- полнота и правильность ответа; - общая эстетика изделия;
- соответствие изделия заданным характеристикам; - внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия.
В заданиях проектного характера обращается внимание на:
- умение принять поставленную задачу; - умение искать и отбирать необходимую информацию; - умение изготовлять изделие по заданным параметрам; - умение оформлять сообщение; - умение выполнять свою роль в группе; - умение защищать проект.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение учебного года создает свой «Портфель достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчеты о выполненных проектах и (или) проверочных заданиях, грамоты, благодарности и т.п.
Календарно-тематическое планирование предмета «ТЕХНОЛОГИЯ»
№п/п
Тема урока Тип урока К-во часов Дата по плану Дата по факту Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание (14ч)
1-2 Рукотворный мир как результат труда человека .Урок-практикум. 2 05.09 12.09 - понимать выразительные средства
представление о мире природы и мире, созданном руками человека
- понимать роль ремесел в культуре народов мира ,организации рабочего места , рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов , соблюдение техники безопасности. П:
Искать, отбирать и использовать необходимую информацию для выполнения предложенного задания.
Коммуникативные действия: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры.
Л:
Адекватно воспринимать оценку. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.
3-4 Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Урок-практикум. 2 19.09
26.09 - понимать выразительные средства,
представление о мире природы и мире, созданном руками человека
Р: организовывать рабочее место, планировать работу и соблюдать технику безопасности.
П: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Л:
Положительно относиться к учебному предмету. Положительно относиться к труду людей ремесленных профессий. Воспитание и развитие внимательного и доброжелательного отношения к сверстникам. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.
5-6 Природа в художественно-практической деятельности человека. Урок-исследование. 2 03.10
10.10 - понимать роль ремесел в культуре народов мира,
Организация рабочего места , рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов , соблюдение техники безопасности
Р: Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.
К: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
П:
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера.
7-10 Природа и техническая среда. Урок-практикум. 4 17.10
24.10
31.10
14.11 - понимать роль ремесел в культуре народов мира,
организация рабочего места. рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов , соблюдение техники безопасности
П:
Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов.
Р:
Планировать последовательность практических действий для реализации замысла
К: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры.
Понимает исторические традиции ремесел. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.
11-14 Дом и семья. Самообслужи-вание. Урок-исследование. 4 21.11
28.11
05.12
12.12 - научиться декоративному оформлению культурно –бытовой среды , самообслужива-нию , организации своей деятельности
Р: Планировать практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения.
Л:
Адекватно воспринимать оценку собственной деятельности, данную одноклассниками, учителем. Уважительно относиться к результатам труда мастеров. Воспитание и развитие внимательности и доброжелательности.
Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия результатов трудовой деятельности человека-мастера.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
15 Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком. Урок-практикум. 1 19.12 - научиться декоративному оформлению культурно –бытовой среды , самообслужива-нию , организации своей деятельности, знать о значении трудовой деятельности для человека Р: Ставить цель, выявлять и формулировать проблему, выдвигать возможные способы их решения.
К: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Уважительно относиться к чужому мнению. Умение участвовать в диалоге, сотрудничать в паре. Воспитание и развитие внимательности и доброжелательности.
16 Инструменты и приспособления для обработки материалов. Урок-экскурсия. 1 26.12 Знать, что такое ремесленное производство. Уметь проводить экскурсию «Ремесла родного края». Научиться декоративному оформлению культурно –бытовой среды , самообслужива-нию , организации своей деятельности, знать о значении трудовой деятельности для человека. К: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры.
П:
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера.
17-18 Общее представление о технологическом процессе. Урок-исследование. 2 15.01
22.01 - овладение элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями; умение приносить радость другим.
К: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
П:
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Л:
Адекватно воспринимать оценку. Воспитание и развитие готовности прийти на помощь. Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
19-20 Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги картона, ткани). Урок-исследование. 2 26.01
02.02 Уметь сравнивать натуральные, искусственные и синтетические ткани; приводить примеры использования тканей в различных сферах жизнедеятельности человека.
- овладение элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями; умение приносить радость другим; -определение свойств материалов.
П:
Анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
Л:
Положительно относиться к учебному предмету, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий. Принимать учебные цели, проявлять желание учиться. Воспитание и развитие заботливости. Сотрудничать в малых группах, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
21-22 Графические изображения в технике и технологии. Урок-исследование. 2 13.02
20.02 Понимать о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
общее представление о материалах. П: Ставить цель, выявлять и формулировать проблему, выдвигать возможные способы их решения. К: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
Конструирование и моделирование.
23 Изделие и его конструкция. Урок-практикум. 1 27.02Вести простейшие наблюдения и исследования свойств материалов , способов их обработки . П: Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности. Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов природы, результатов трудовой деятельности человека-мастера.
24 Элементарные представления о конструкции. Урок-исследование. 1 06.03 Вести простейшие наблюдения и исследования свойств материалов , способов их обработки , моделировать из разных материалов по образцу . Общее представление о конструкции изделий. Р : организовывать рабочее место, планировать работу и соблюдать технику безопасности. К: Проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем . Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение.
Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
25-27 Конструирова-ние и моделирование несложных объектов. Урок-исследование. 3 13.03
20.03
03.04 Вести простейшие наблюдения и исследования свойств материалов , способов их обработки , моделировать из разных материалов по образцу. . П: производить самооценку и оценку действий другого человека на основе заданных критериев.
К: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Р: умение контролировать свою деятельность по результату. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение.
Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
Использование информационных технологий.
28-30 Компьютерное письмо. Урок-практикум. 3 10.04
17.04
24.04 Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположе-ния на странице.
К: Проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее. Уважительно относиться к своему и чужому труду и результатам труда.
31-34 Создание презентаций. Урок-практикум. 4 08.05
15.05
22.05
29.05 Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположе-ния на странице.
Создавать презентации по готовым шаблонам. Р: умение контролировать свою деятельность по результату
К: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. П: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение.
Сотрудничать в совместном решении проблемы, искать нужную информацию, перерабатывать ее.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Обеспеченность программы методическими видами продукции,
включая электронные образовательные ресурсы
Лутцева, Е. А. Урок технологии в начальной школе – это не сложно, а интересно. Методисту, завучу, учителю и будущему учителю начальной школы [Текст] / Е. А. Лутцева. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 72 с.
Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов [Текст]/Под ред.В. Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ НМЦ «Технология», 1998. – 104 с.
2. Система контролирующих материалов
Лутцева, Е. А. Урок технологии в начальной школе – это не сложно, а интересно. Методисту, завучу, учителю и будущему учителю начальной школы [Текст] / Е. А. Лутцева– М.: АПК и ППРО, 2006. – 72 с.
Учебник для 4 класса « Технология» содержит задания для обобщения и контроля знаний (рубрика «Проверь себя»).
3. Перечень примерных тем учебных проектов
«Изготовление одежды», «Народный костюм», «Макет крепости», «Модель ветряка», «Изготовление изразца для печи», «Усовершенствование конструкции предмета», «Изготовление кукольной мебели», «Технология изготовления блокнота», «Модель парового двигателя», «Коллекция бумаги», «Изготовление игрушки с подвижным соединением деталей», «Наш зимний сад», «Модель водяной мельницы», «Мастерская Деда Мороза» . 4. Перечень примерных тем учебно-исследовательских работ обучающихся
«Свойства синтетических тканей», «Практическое использование силы ветра», «Практическое использование падающей воды», «Практическое использование силы пара», «Свойства бумаги», «Конструкция книги», «Как родилась книга», «Свойства линзы», «Зависимость скорости вращения от диаметра колеса», «Герои труда рядом с нами»; «Как избежать конфликта с одноклассником»; «Правила поведения, отражённые в народных сказках»; «Чему учат пословицы и поговорки».СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителя: 1.Обязательная литература
Лутцева, Е. А. Технология: программа: 1- 4 классы [Текст]/ Е. А. Лутцева – М.: Вентана – Граф, 2013. – 32 с.
Лутцева Е. А. Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст]. – М: Вентана – Граф, 2014. – 160 с.
Лутцева Е. А. Технология: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана – Граф, 2014. – 64 с.
Лутцева Е. А. Технология: Органайзер для учителя: 4 класс: Сценарии уроков. [Текст]. – М: Вентана – Граф, 2014. – 224 с.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 317 с.
2. Дополнительная литература
Беседы с учителем [Текст]: Методика обучения: 3 класс общеобразовательных учреждений/Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана – Граф, 2005. – 384 с.
Лутцева, Е. А. Урок технологии в начальной школе – это не сложно, а интересно. Методисту, завучу, учителю и будущему учителю начальной школы [Текст] / Е. А. Лутцева. – М.: АПК и ППРО, 2006. – 72 с.
Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов [Текст]/Под ред.В. Д. Симоненко. – Брянск: Издательство БГПУ НМЦ «Технология», 1998. – 104 с.
Список литературы для ученика:
1. Обязательная литература
Лутцева Е. А. Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст]. – М: Вентана – Граф, 2014. – 160 с.
Лутцева Е. А. Технология: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Вентана – Граф, 2014. – 64 с.
2. Дополнительная литература
Детские энциклопедические словари
Я познаю мир: детская энциклопедия